search
main
0

Становление человека. Морально-нравственный кризис общества и пути его преодоления современной школой

​Духовный кризис в современной России, к сожалению, явление, которое приобретает с каждым днем все большую остроту. После развала СССР, в связи с разрушением коммунистической идеологии, возникла брешь, которая никак не заполнится до сих пор. Современное общество, больше озабоченное вопросом зарабатывания денег, карьерным ростом и личностным развитием, мало уделяет внимания ситуации моральной и нравственной деградации.

Эта тенденция не могла не затронуть и подрастающее поколение школьников. Зачастую многие родители заняты материальным обеспечением детей, возлагая ответственность за нравственное развитие своего ребенка на школу, поэтому общеобразовательное учреждение становится одним из основных нравственных институтов. Школьное время отлично подходит для формирования морали и нравственности. Духовно-нравственное воспитание проводится с целью формирования высших моральных ценностей, таких как: гуманные и толерантные отношения между людьми; чувство долга и ответственности за свое поведение, трудолюбие и потребность в труде, бережное отношение к природе, культура общения, самопознание и самовоспитание.Каким образом школа может формировать понятие о моральных ценностях и какова роль морального воспитания? Роль морального воспитания очень важна как для формирования личности учащихся, так и для социальной адаптации. Духовно-нравственные ценности – это совокупность принципов и норм, определяющая межличностные отношения, понятия о добре и зле, хорошем и плохом. Мораль и нравственность формируются постепенно. На начальном этапе развития личности у ребенка формируется элементарная нравственность. Она основана на послушании и подражании взрослым, своим родителям. Поведение ребенка регулируется извне и закладывается родителями. Он фиксирует и запоминает их поведение и стремится скопировать, с их слов начинает понимать, что делать правильно, а что недопустимо.На следующем этапе развития прививается конвенциональная нравственность, возникают собственные представления о добре и зле, сравнение себя с окружающими и индивидуальная нравственная оценка своего и чужого поведения. Ребенок начинает ориентироваться на общественное мнение, его поведение направлено на одобрение со стороны окружающих.Далее происходит формирование автономной нравственности. Человек формирует личное мнение о правильности или неправильности своих поступков с точки зрения морали. Происходит личностная оценка своих моральных принципов, основанная на собственных ощущениях – совести и стыде.На какой моральный идеал ориентироваться сегодняшним школьникам? Концепция духовно-нравственного воспитания, разработанная для школьников России, гласит, что нужно стремиться стать высокоморальным, творческим, профессионально компетентным гражданином России, который воспринимает судьбу страны как собственную, осознает ответственность за государство, воспитан в традициях Российской Федерации.Современные дети не очень хорошо осознают эти высокие идеалы, более того, смена системы ценностей их полностью дезориентирует и создает ложные идеалы, например, гражданский брак, а не полноценная семья. Тем не менее школа должна заботиться о развитии личности ребенка, помочь ученику разобраться в себе, выстроить модель поведения в той или иной ситуации, и понять, как вести себя в дальнейшей жизни в социуме.Воспитывать гармоничную личность старшеклассников можно с помощью различных направлений работы: вовлечение учащихся в волонтерскую и благотворительную деятельность (помощь больным детям, социально незащищенным группам граждан), обсуждение проблемы веротерпимости и свободы совести и смысла жизни, семейного воспитания, отношения между людьми, ЗОЖ, любви к Родине и патриотизма.Актуальны в связи с этим следующие формы работы: благотворительные акции, выставки, конкурсы, киносеансы, диспуты, круглые столы, экскурсии, беседы, выпуск стенгазет и создание проектов. В процессе воспитания также необходимо использовать системно-деятельностный подход, так как он развивает мышление, помогает моделировать различные жизненные ситуации, помогает найти выход из самых сложных положений.Роль учителя в формировании личности принципиально важна. Учитель играет в жизни учащегося роль проводника, воспитателя, помощника и наставника. В свете этого в деятельности педагогов важно широко применять методы диалога, дискуссии и беседы, развивать тенденцию к индивидуальному выбору школьниками форм и содержания собственного учения, помогать ученику сделать морально-нравственный выбор в нелегкой жизненной ситуации, направлять его по верному пути, включать детей в процесс педагогической деятельности. Это способствует сближению педагогов и учеников.Школа должна вовлекать учеников в различные виды деятельности (общественная, трудовая, учебная и другие), а также формировать положительное отношение к ней. При верном подходе подобное отношение укрепляется в сознании и поведении как единственно верное, оно становится обычным, превращаясь в черту характера или в личностное качество. Таким образом, можно воспитать патриотизм или трудолюбие. Единство социального и педагогического управления воспитанием школьников может быть достигнуто также посредством возрождения детско-юношеских и молодежных движений. Духовно-нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации России. Создание современной инновационной экономики и гражданского общества, минуя человека, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-потребностной сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.Таким образом, воспитание моральных ценностей в процессе обучения определяется ключевыми духовными ценностями и общепринятыми отношениями. Цель педагогического обучения – формирование нравственно устойчивой человеческой личности, но без правильного подхода и стимулирования это практически невозможно. Поэтому педагоги должны прививать ученикам нравственность и мораль через личный пример и использование огромного жизненного опыта, накопленного человечеством.Ирина ШИЛЬДТ, учитель истории и обществознания школы №1508

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте