Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Становится легче дышать. Не от кислородной подушки – от музыки

Учительская газета, №46 от 14 ноября 2006. Читать номер
Автор:

Ты можешь, нужно только верить! Это девиз Веры Корчагиной, директора государственного областного реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Вдохновение» (город Волгоград). В центре получают дополнительное образование дети с различными патологиями. Слабослышащие и глухие ребята поют и танцуют. Подростки с проблемами опорно-двигательного аппарата …рисуют и рукодельничают. О себе КОРЧАГИНА рассказывает предельно откровенно.

«Вдохновение» стал информационно-методическим центром региона по работе с детьми-инвалидами. Здесь обучаются специалисты реабилитационных центров всей ской области.

– Я была третьим и не очень желанным ребенком в семье. Может, поэтому с малых лет и всю сознательную жизнь доказываю свое право на существование. Человек я, по отзывам друзей, увлекающийся и энергичный. Школьницей занималась в детской дикторской группе телевидения, куда и пришла работать после вуза. Потом, когда случилась беда и я получила инвалидность, вынужденное безделье оказалось хуже болезни. Я попробовала себя в радиожурналистике и на себе испытала целебную силу творчества. Так родилась идея, новаторская в те перестроечные 90-е годы. Творческая реабилитация детей-инвалидов.

– Но начали вы, насколько я знаю, вовсе не с образовательных услуг?

– Нет, все было на голом энтузиазме, на уровне общественной организации «Аленький цветочек». Первые же фестивали творчества детей-инвалидов вызвали отклики родителей и детей. Получилось попадание в яблочко. К нам пошли те ребята, которым нужна была не только помощь медикаментами, но и эмоциональная опора в жизни. Жизненную энергетику, бодрящий духовный заряд давало им искусство. Сколько талантливых мальчишек и девчонок мы открывали в разных ипостасях – актерское мастерство, художественное чтение, рисунок, танец! И только через несколько лет наш «Аленький цветочек» породил аналогичное по своим задачам государственное учреждение. Однако до сих пор для многих волгоградцев эти две структуры – общественная и государственная – неразделимы. Тем более что руководит ими один и тот же человек.

– И сегодня «Вдохновение» – это…

– …Это собственное помещение, куда приезжают (или их привозят) более 500 детей. Это кружки: танцевальный, вокальный, информатики, оздоровительного плавания, ушу, группа подготовки дошкольников и другие. Это 14 моих любимых коллег. В штате «Вдохновения» – педагоги дополнительного образования, музыкальный руководитель, педагог-организатор, социальный педагог, социальные работники, методисты, медсестра. Все обучены работе с инвалидами, владеют приемами оказания первой медицинской помощи.

– Но как вообще родилась мысль, что девочка с тугоухостью или мальчик с пороком сердца МОГУТ, скажем, танцевать?

– Первоначально был мой собственный опыт. Я действительно ощущала, что творческое горение, вдохновение включают некие внутренние резервы, благодаря чему становится в буквальном и переносном смысле легче дышать. Но ведь для детей игра, фантазирование, перевоплощение – естественны! Медицинские процедуры для ребенка-инвалида вещь рутинная и чаще всего неприятная. А тут новый и привлекательный вид деятельности, в который он погружается с удовольствием, забывая о своих диагнозах и комплексах.

Я не медик, не могу обосновать какие-то процессы с медицинской точки зрения. Но мы наблюдали разительные примеры, длительные периоды ремиссии у детишек. Сердечники, которым, казалось, вообще запретны нагрузки, у нас занимались хореографией и чувствовали себя прекрасно. Разумеется, мы крайне осторожно нагружали их, постепенно увеличивая время и интенсивность репетиций. Подход всегда строго индивидуальный.

– Для того чтобы реализовывать все это на практике, нужна известная смелость.

– К сожалению, о социокультурной реабилитации инвалидов заговорили совсем недавно. Как и у любого нового веяния, у него есть и свои приверженцы, и те, кто относится к ним с недоверием и скептицизмом. Но радует, что сейчас многие учреждения и общественные организации практически доказывают эффективность применения социокультурных и творческих технологий в реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями.

Когда цветочки подросли

– Первое поколение ваших «аленьких цветочков» уже выросло?

– Да. Через наш центр за последние пять лет прошли около тысячи детей.

– Какие направления творческой поддержки детей-инвалидов, на ваш взгляд, наиболее удачны и эффективны?

– Сейчас мы сделали ставку на данстерапию, которой занимаются дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Терапия танцем дает не только общефизическое и общеукрепляющее воздействие, но и навыки ориентации в пространстве, большую двигательную «свободу». Посильные упражнения в танцклассе позволяют детям-инвалидам компенсировать гиподинамию, развивать опорно-двигательный аппарат, прививают вкус, повышают самооценку. Конечно, занятия в коллективе раскрепощают ребят и учат общаться.

Еще одним приоритетным направлением стали занятия музыкотерапией, как мы их называем. Поют ребята сольно, поют в хоре… При этом укрепляется дыхательная система, увеличивается объем легких, что важно для детей с бронхо-легочными заболеваниями.

Еще изотерапия, то есть декоративно-прикладное творчество. Психологи утверждают, что оно способствует совершенствованию восприятия, воображения, памяти. Кроме того, лепка, рисование, изготовление поделок стимулируют мелкую моторику рук. А это в свою очередь ведет к повышению интеллектуального уровня.

– Знаю, что вы помогали своим выросшим воспитанникам поступать в вузы…

– Не скрою, не без нашего влияния и помощи «аленькие цветочки» выбирали профессию и поступали в высшие и средне-специальные учебные заведения. Девять ребят закончили Волгоградский институт искусств и культуры.

Из них первым профессиональным хореографом стала Людмила Стругова – глухая девочка. Екатерина Божескова, бывшая наша воспитанница, тоже теперь стала сотрудником центра и уже сама руководит детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, учит их владеть своим непослушным телом, двигаться под музыку, тренирует их в тренажерном зале.

Лиля Слободских – тоже инвалид детства, воспитанница центра, получила образование как педагог по декоративно-прикладному искусству и тоже ведет занятия в центре.

Вероника Анисимова закончила социально-педагогический колледж и свои знания применяет в качестве социального педагога на коррекционно-развивающих занятиях.

Занятия по вокалу и игре на гитаре дали возможность слепой девочке Анастасии Федоровой реализовать свои сценические способности. Сейчас она буквально расцвела. Изменились ее отношение к окружающим, ее жизненная позиция. Это зрелый, активный человек. Сегодня Настя учится на психолога и стала членом правления Волгоградской общественной организации молодых инвалидов по зрению «Пламя».

14-летняя Маша Ковалева обладает прекрасными вокальными данными. Несмотря на детский церебральный паралич для нее открылась дорога к плодотворной концертной деятельности. В июне Маша и еще пять воспитанников центра, принимали участие в концерте Дмитрия Хворостовского в составе хора ЮНЕСКО. Наша девочка была приглашена президентом Международного благотворительного фонда «Мир искусств» в турне по Волге, а затем в Англию.

Обыкновенное чудо

– Когда видишь яркие выступления слабослышащих танцоров или исполнение жестовой песни, то невольно забываешь, что в первом ряду зрительного зала находится дирижер, который подсказывает артистам темп, ритм. Настолько одухотворенны, выразительны лица юных исполнителей, их пластика, что понимаешь – перед тобой настоящее чудо.

– Творческий коллектив «Аленький цветочек» – это наша гордость. В его составе сейчас танцоры, вокалисты, художники и спортсмены, группа «Лидер». Эти ребята покорили не только волгоградского зрителя, но и побывали с выступлениями в самых отдаленных уголках Волгоградской области. Они объездили и многие города России, выступая на одной сцене со звездами эстрады, театра и кино.

Постоянная концертная деятельность, а творческий коллектив «Аленький цветочек» за год дает около 40 благотворительных концертов и делает программы для инвалидов, детей-сирот, ветеранов и школьников, дарит нашим ребятам ни с чем не сравнимое чувство собственной значимости. Ведь именно ты выбегаешь на свет рампы, тобой любуются, тебе аплодируют! А для публики наши артисты – как мне кажется, пример достойной личности, многое преодолевшей и многого добившейся.

А как сбросить со счетов дружбу, взаимопомощь, стремление помогать теперь уже другим – своим младшим сверстникам? 16 ребят стали социальными вожатыми областного лагеря отдыха и творческой реабилитации для детей-инвалидов «Мечта». Для ребят наш лагерь – это одна из немногих возможностей в отсутствие родителей и сопровождающих проявить самостоятельность, ответственность за принятые решения, попробовать свои силы в преодолении проблем.

– … и школа роста?

– Да, каждый ребенок может заявить о себе, пройти по «лесенке» от стажера до вожатого, лидера в организации или волонтера в центре. Ежегодно по итогам профильных смен лагеря «Мечта» мы открываем инициативных, упорных и настойчивых ребят, в том числе из отдаленных районов области.

Вот Катя Лошкарева. Девочка в семь лет впервые попала в лагерь. Очень любознательный, активный, светлый человечек. Начинала свою «карьеру» с кандидата в помощники вожатого. Школа лидерства, как признается сама Екатерина, помогла ей в жизни. Сейчас она уже студентка. Закончила II ступень Волгоградского института культуры и искусств по специальности художник-декоратор и продолжает обучение в государственном университете, в дальнейшем планирует заниматься творчеством с ребятами, имеющими проблемы со здоровьем.

Эффективность применения технологий творческой реабилитации по достоинству оценивается не только специалистами нашего региона, но и представителями науки и культуры из других регионов России. Центр «Вдохновение» стал экспериментальной площадкой Московского государственного университета культуры и искусств для научных исследований по творческой реабилитации и социализации детей с инвалидностью. (Сегодня я аспирант этого университета и работаю над кандидатской диссертацией, посвященной социальной активности детей-инвалидов.)

Мы всегда рады единомышленникам и приглашаем всех заинтересованных креативных людей к сотрудничеству.

P.S.

«Вдохновение» стал информационно-методическим центром региона по работе с детьми-инвалидами. Здесь обучаются специалисты реабилитационных центров всей Волгоградской области.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту