search
main
0

Станислав Рогачев: Главный ресурс развития – кадры

С 1992 года областной комитет по образованию возглавлял Станислав Рогачев – заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, профессор. В общей сложности его стаж работы в комитете – 27 лет. С января нынешнего года после структурной перестройки системы руководства образованием области Станислав Александрович возглавляет Управление общего образования. Семья Рогачевых одновременно учит и учится: дочь и зять главы семьи – педагоги, сын – студент Воронежского госуниверситета, внук – ученик второго класса.

С вопроса о том, что нового за последние годы удалось сделать комитету, а теперь Управлению общего образования, мы и начали наш разговор со Станиславом Александровичем.
– Мы сконцентрировали наши усилия на нескольких направлениях: создание организационно-педагогических и методических условий для развития вариативного образования, дальнейшая дифференциация сети образовательных учреждений, совершенствование содержания образования в сельской школе, реформирование начального образования. Разработан пакет нормативно-правовых материалов и методических рекомендаций, которые обеспечивают законодательную базу в сфере образования на территории области, развитие содержания образования и педагогических технологий, перевод начальной школы на четырехлетнее обучение, создают условия для оказания квалифицированной коррекционно-педагогической помощи. Большое внимание уделялось решению задач обеспечения требований стандарта по учебным предметам.
В соответствии с областной программой “Русский язык” в 10-11-х классах введено преподавание русского языка в вариативных формах – “практикум по орфографии и пунктуации”, “практическая стилистика”, “основы литературного редактирования”. Осуществляется эксперимент по новой форме аттестации выпускников школ по русскому языку и литературе. Уже два года для них проводится письменный экзамен по открытым темам, которые объявляем по областному радио и телевидению. Кроме предметов региональной компетенции появились новые учебные дисциплины и курсы, предметы по выбору – в целом по области ученикам сейчас предлагается на выбор более 120 различных предметов. Удовлетворению разносторонних образовательных запросов способствует и открытие классов с профильным и углубленным изучением предметов, их число за последние три года увеличилось вдвое. Сейчас в этих классах обучаются свыше 70 тысяч школьников. Для одаренных детей разработаны индивидуально ориентированные учебные планы, по которым занимаются уже свыше 500 ребят.
В области сохраняется стабильная ситуация в распределении выпускников девятых классов – более 99 процентов продолжают обучение или трудоустраиваются. Окрепли связи школ с вузами: решаются вопросы углубленного изучения предметов, проведения совместных экзаменов за курс средней школы и приемных в вуз, – таких школ уже 164. Нам удалось заинтересовать многих ученых и вовлечь их в процесс подготовки школьников к предметным олимпиадам, что сразу же сказалось на результатах: 15 учеников из нашей области стали призерами всероссийских олимпиад.
– Среди главных направлений работы вы назвали развитие образования на селе. Это понятно, потому что большинство школ в области – сельские. Но только ли этим все объясняется?
– Значение сельской школы выходит за рамки чисто образовательной отрасли, потому что именно на ней сегодня держится село. В наши дни, когда многие клубы на селе закрылись, школы с их спортзалами, библиотеками стали своего рода социокультурными сельскими центрами, стабилизирующими внутреннюю обстановку в этих населенных пунктах. Есть школа, значит, есть в селе люди, закрывается школа – и люди постепенно разъезжаются. В 80-е годы мы потеряли у себя почти полтысячи сел, но с начала 90-х наметилась тенденция к росту сельского населения. Это связано и с появлением фермерских хозяйств, и с миграцией в села области горожан и жителей бывших союзных республик. Поэтому уже на протяжении восьми лет мы реализуем свою концепцию развития сельской малочисленной школы. Детям предоставляется широкий выбор образовательных услуг, открыто более трех тысяч классов с углубленным и профильным изучением предметов. При этом вариативность содержания образования в сельских школах все больше приобретает социально обусловленный характер.
– В конце прошлого года в области был принят закон об образовании. Учителей, разумеется, в первую очередь интересуют социальные гарантии, прописанные в областном законе и отсутствующие в федеральном. Расскажите о них подробнее.
– Актуальность принятия этого документа вижу прежде всего в том, что он сможет ликвидировать существующие правовые пробелы в федеральном законе и закрепить законодательно все то новое, что характерно для Воронежской области в сфере образования. На сегодня главным ресурсом развития образования являются педагогические кадры, сохранение и развитие этого ресурса полностью лежит в плоскости социальной политики администрации области. В областном законе в специальном разделе “Социальная защита в системе образования” предусмотрена выплата тарифной ставки учителям всех типов образовательных учреждений (в том числе учителям начальных классов) за 18 часов преподавательской работы. Также предусмотрены бесплатное посещение библиотек и музеев на территории области, льготная оплата билетов в театры, льготы по оплате муниципального жилья и проезда в транспорте. Педагоги имеют право претендовать на получение лечебного пособия в размере среднемесячной зарплаты при уходе в очередной отпуск, а также на ежемесячную доплату за выслугу лет в зависимости от педагогического стажа (от 10 до 40 процентов размера оплаты труда).
Татьяна МАСЛИКОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте