search
main
0

Станем волшебниками! Хогвартс как реальная педагогическая модель

Посмотрев фильм «Гарри Поттер и узник Азкабана», я как учительница задумалась о педагогических основах школы волшебников в замке Хогвартс, поскольку очевидна разница подходов к образованию у них и у нас. У нас – и в российской школе, и в советской тоже – всегда была ориентация на получение знания любой ценой (так называемая традиционалистскознаниевая парадигма). А в школе Хогвартс вообще не упоминаются предметы, которые дают фундаментальные знания. Но ведь волшебство тоже должно быть основано на какой-то теории: химической (создание эликсиров), физической (перемещение предметов, действие волшебной палочки), языковой (заклинания, которые явно произносятся на латинском языке).

Что же кладется в основу педагогической парадигмы этого учебного заведения, где обучение и воспитание идут рука об руку, где они просто неотделимы друг от друга?

Вот идет урок в классе доктора Люпина, где учат бороться с боггартами (привидениями): нужно вообразить сначала что-то очень страшное, и это страшное надвинется на тебя неумолимо и неотвратимо, но ты представишь его в смешном виде, произнесешь заклинание. И произойдет волшебство: чудовище отступит и растворится в воздухе. Ты победил! С помощью своего воображения!

В этом учебном заведении представлены разные удивительные миры, а не только человеческий. И задача преподавателей школы волшебников – развить в ребенке умение проникать в другие миры, которые на самом деле существуют только в воображении.

У слова «воображение» есть много однокоренных родственников – «образ», «образование», «отображение», «преображение», «образец» и другие. Существуют 2 способа познания мира: в понятиях и в образах. Наука открывает нам истину в понятиях (формулах, умозаключениях), а искусство – в художественных образах, которые являют собой «конкретно-чувственную картину» действительности. Художественный образ – это всегда метафора, то есть скрытое сравнение. Разгадывая художественный образ, человек всегда ведет мысленный или реальный диалог с ним. В школе чародеев все закодировано, все вопиет: разгадай меня. А разгадывая, человек развивает свое остроумие. Остроумие – это неожиданный поворот с накатанной дорожки мысли, это разрушение стереотипов мышления, это умение преодолеть себя и найти какой-то оригинальный выход. Причем остроумие делает человека сильнее, мужественнее, свободнее, потому что он знает, что всегда может победить тупиковую ситуацию. И там, где английский «волшебник» не растеряется и будет применять свои знания, русский школьник будет судорожно вспоминать, что он об этом явлении читал или учил (это в лучшем случае!), а в худшем – будет ждать разрешения конфликта извне.

В 1935 году голландский историк и философ Й.Хейзинга написал статью «В тени завтрашнего дня», где сказал, что человечество «глупеет» («происходит всеобщее ослабление способности суждения и снижение критической потребности человека»). Хейзинга выделяет 2 причины, вызвавшие это «оглупение», – школа и реклама.

Почему? Да потому, что они создают больше всего стереотипов, которые затрудняют свободу мысли.

Так вот, глядя на Гарри Поттера и его друзей, я думала о том, что преподаватели в Хогвартсе в первую очередь разрушают застывшие представления о мире, создавая какие-то необычные положения, провоцируя детей на самостоятельное решение тех или иных трудных ситуаций, развивая их воображение, постоянно заставляя их делать выбор. Но для того чтобы ребенок легко принимал самостоятельное решение, он должен иметь хорошие фундаментальные знания. Дает ли английская школа волшебников хорошие теоретические знания, я так и не поняла, но вот то, что ученики ее – свободно мыслящие, сильные духом люди, очевидно.

Что должна делать российская школа, чтобы воспитать людей, которым мы не побоялись бы доверить будущее? В первую очередь создать такую атмосферу, которая пробуждала бы воображение, творческую активность и ребенок бы защищал свои взгляды в игровом процессе.

На каких уроках можно пробуждать фантазию школьников, когда можно в игровом, состязательном режиме давать знания?

На уроках рисования, или, как заявлено в учебном плане, изобразительного искусства? Пожалуй. Но изо заканчивается в 7-м классе. На уроках музыки? Но это зависит от учителя и от того, какую программу он выберет. Изучение музыки часто (sic!) завершается уже в начальной школе. На уроках МХК (мировой художественной культуры), введенной для обязательного преподавания в школах с 1998 года? Возможно. Есть много программ преподавания МХК. Некоторые рассчитаны на изучение с 5-го класса (программа Солодовникова), другие – с 9-го класса (классическая программа Предтеченской). Но все эти программы обращены к нашему левому (рациональному) полушарию. Изучение МХК в данных случаях основано на постижении понятий, а не художественных образов. И потом на освоение и изо, и музыки, и МХК выделяется всего лишь по одному часу в неделю. Остаются еще уроки литературы, на которых можно увлечь фантазиями писателей. Но здесь (впрочем, как и в изо, и в МХК, и в музыке) на страже стоит суровая программа, которая сориентирована до сих пор на социологический подход к изучению произведений и строго напоминает нам о темах выпускного сочинения или о ЕГЭ. И тут уж не до развития воображения школьников.

А вот если соединить все искусствоведческие предметы в одну интегративную – дисциплину, включив сюда литературу, и сделать своеобразные погружения в ту или иную эпоху, культуру, время и представить все это в разных ракурсах, у ребенка будут развиваться воображение, разрушаться стереотипы мышления, создаваться активное отношение к предметам, потому что формой отчетности будут не традиционные контрольные работы или экзамены (или не рефераты, взятые в интернете), а спектакли, газеты, журналы, интеллектуальные игры, создание живых картин, в общем, все то, что можно представить в образах. И назвать этот предмет можно «Постижение культуры».

Образование должно быть связано с культивированием непохожести, уникальности каждого человека, а не с его унификацией, что было главным в советской школе. Слово «cultura» в переводе с латыни значит «возделывание», так давайте, не отвергая всего хорошего, что есть в нашей российской школе, по-новому «возделывать» умы и воображение наших детей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте