1 сентября 2011 года 160 образовательных учреждений Южного округа приветливо распахнули свои двери для десяти с половиной тысяч первоклассников. Их школьная жизнь началась в условиях нового стандарта образования. Для учителей первых классов, а их 435 в нашем округе, это тоже важный этап профессиональной деятельности. Ведь важнейшее отличие стандарта – совсем иная система требований, предъявляемых выпускнику начальной школы.
Условия введения федерального государственного стандарта начального образования как крупной системной инновации требуют:- от педагогов – быстрой и массовой смены профессионального мировоззрения, смены профессиональной позиции, технологического перевооружения, перестройки содержания образования и способов его интерпретации, овладения навыками проектирования образовательного процесса;- от руководителей – способности к гибкой и мобильно меняющейся организации целостного образовательного процесса; повышения ответственности за условия и качество реализации образовательных программ; выстраивания договорных отношений с родителями и социальными партнерами;- от окружной методической службы – организации эффективного методического сопровождения, ориентированного на обеспечение готовности педагогических и управленческих работников окружной системы образования к введению и реализации ФГОС НОО.Создание такой системы помощи и поддержки – задача непростая, многоплановая.Мы хорошо понимали всю сложность сложившейся ситуации, которую характеризуют:- ограниченность времени для формирования готовности значительного контингента работников образования к введению и реализации ФГОС;- сложность планирования и организации повышения квалификации большого объема работников образования (персонификация);- сложность синхронизации подготовки всех субъектов образовательного процесса к введению и реализации ФГОС (учитель, психолог, руководитель ОУ, родители) в процессе повышения квалификации.Поэтому работа специалистов ОМЦ велась в нескольких направлениях и отражала четыре основные идеи сопровождения: взаимодействие, координацию, интеграцию, сетевой подход.Условия введения нового стандарта и задачи, которые мы для себя определили, стали основаниями для создания модифицированной окружной модели повышения квалификации. В основу этой модели были заложены такие основания: массовость и скорость процесса повышения квалификации работников образования должна обеспечить диверсификация его форм, в том числе с использованием технологий дистанционного обучения; укоренение инноваций – командный принцип обучения и деятельности; оптимизация процессов коллективного поиска новых технологических решений – принцип сетевой организации и обобществления интеллектуальной продукции; превращение образовательных учреждений в обучающуюся организацию – технологии управления знаниями.Федеральный государственный стандарт фактически формулирует требования к подготовке учителя для реализации основной образовательной программы начального общего образования. Вследствие этого перед нами стоит задача проектирования нового содержания повышения квалификации в контексте ФГОС. Программы должны обеспечивать формирование компетентности: в мотивации учебной деятельности ученика; в предмете преподавания (предметная компетентность); в принятии решений, связанных с решением педагогических задач; в разработке учебных и воспитательных программ; в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности;включать (помимо всего прочего): практику или стажировку, способствующие получению навыков практического использования полученных знаний.Состоять из блоков или модулей, обеспечивающих запросы всех участников образовательного процесса.Цель обучения в таком случае заключается в совершенствовании умения слушателей самостоятельно ставить и решать конкретные профессиональные задачи, соответствующие должностным обязанностям педагогического работника.Естественно, что мы широко использовали ресурсы городской системы повышения квалификации, возможности Москвы как научного центра. Через МИОО, ЦИТУО, АПК и ППРО было осуществлено 100%-е (больше 400 человек) обучение учителей первых классов по различным – педагогическим и информационно-коммуникационным – технологиям.Наряду с этим образовательные запросы педагогов школ округа, особенности Москвы как мегаполиса определяют необходимость диверсифицированной окружной системы повышения квалификации. Обучение педагогов проходило через научно-практические семинары, мастер-классы, педагогические мастерские. Например, в течение нескольких лет на базе ОМЦ и образовательных учреждений округа мы проводим цикл научно-практических семинаров «Содружество ученого и учителя», что позволяет нашим учителям изучить содержание стандарта (через цикл лекций), сформировать представления слушателей по всем ключевым особенностям стандарта (семинары): системно-деятельностный метод; универсальные учебные действия (УУД); критериальная система оценивания результатов обучения; информационно-коммуникационные технологии (ИКТ); портрет выпускника начальной школы.Эти научно-практические семинары ведут представители ведущих научных школ России: профессор Людмила Петерсон, профессор Наталья Виноградова, кандидат филологических наук Станислав Иванов, что, безусловно, определило высокий уровень теоретической, методологической подготовки слушателей.По проблеме «Обеспечение перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в школах округа» в четырех школах (№№438, 549, 1929, 2017) работали педагогические мастерские. Учителя изучали ключевые особенности стандарта: Основная образовательная программа начального общего образования. Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности младшего школьника. Технология деятельностного метода как механизм реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Формирование универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения. Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач. Комплексный подход к оценке предметных, метапредметных и личностных результатов начального образования.В школе №581 работала педагогическая мастерская по теме «Психологическое сопровождение учителя начальных классов на этапе реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».Руководителями педагогических мастерских стали авторы новых учебников для начальной школы Александр Вахрушев, Дмитрий Данилов, Александр Горячев и другие. Обучение на базе мастерских позволило педагогам перейти к практическому применению современных образовательных технологий в рамках конкретных уроков, вариативных систем учебников начальной школы.Нужными и весьма востребованными стали модульные курсы для педагогов по овладению системно-деятельностным методом обучения (на базе ОМЦ), для школьных психологов «Система психолого-педагогического сопровождения участников учебно-воспитательного процесса в условиях реализации образовательной инициативы «Наша новая школа» и введения ФГОС НОО»; мастер-классы по надпредметному курсу «Мир деятельности» (автор Л.Петерсон). Значительно дополнена образовательная программа школы молодого специалиста начального образования «Молодой учитель в современной школе: аспекты профессиональной учебной деятельности учителя и классного руководителя».Под руководством к.п.н. Елены Матвеевой на базе нашего округа был открыт ресурсный центр по научно-методическому сопровождению образовательных учреждений в разработке Основной образовательной программа начального общего образования (ООП НОО).В результате каждая школа разработала ООП НОО, которая была утверждена в образовательном учреждении в соответствии с уставом школы на августовских педагогических советах.В ходе курсовой подготовки были выявлены педагоги, которые отлично овладели всем комплексом вопросов, связанных с введением стандарта. Таким образом, мы смогли подготовить команду тьюторов по разным направлениям ФГОС, например: «ИКТ-компетентность учителя начальных классов»; «Организация внеурочной деятельности»; «Системно-деятельностный подход в обучении»; «Формирование универсальных учебных действий (УУД)»; «Духовно-нравственное воспитание младших школьников».На базе пилотных школ открыты 15 стажировочных площадок по теме «Формирование ИКТ-компетентности учителя начальных классов». Наши учителя теперь стали и сотрудниками МИОО. Команду учителей-тьюторов можно считать золотым фондом Южного округа.Серьезная работа шла в округе по созданию новой образовательной среды в каждом пилотном учреждении. Это один из ключевых моментов реализации новой модели начальной школы, зафиксированный в стандарте. Учителя начальных классов прошли курсовую подготовку в ЦИТУО и научились работать в информационной среде, имеют возможность оперативного получения методической помощи средствами эффективного дистанционного взаимодействия с лабораторией начального образования в открытой информационной среде методиста на сайте www.mioo.seminfo.ru.Создание информационно-образовательной среды, открытие предметных кабинетов и размещение в них нового оборудования – один из факторов успеха реализации планируемых результатов основной образовательной программы. В этом учебном году мы планируем проводить мониторинг информационно-образовательной среды учителей вторых пилотных классов и первых классов, работающих по новым стандартам.Немаловажным в работе по переходу на новый стандарт стало широкое информирование родительской общественности. Скорее даже не столько информирование, сколько вовлечение их в процесс подготовки к переходу на новый стандарт. Ведь они по закону равноправные участники образовательного процесса, и их участие особенно значимо. Для этого были проведены дни открытых дверей, родительские собрания, размещена информация на сайтах школ. На кабельном телевидении Южного округа в рубрике «Родительское собрание» в прямом эфире с участием представителей Управления образования, окружного методического центра, педагогов школ идет разговор о ключевых особенностях стандарта начального общего образования.Анализ деятельности пилотных школ позволяет говорить об успешном старте пилотного проекта в Южном округе. Итогом проделанной работы стало обобщение опыта в каждом образовательном учреждении и распространение лучшего из него на окружном, городском и всероссийском уровнях: педагогические кадры всех пилотных школ подготовили статьи для окружного сборника «Работаем по новым стандартам. Строим нашу новую школу»; опыт работы учителей 3 пилотных школ был опубликован в «Учительской газете-Москва» (№32 от 9 августа 2011 года) в рубрике «Новые стандарты помогут детям стать нестандартными»; результаты работы педагогов 7 пилотных школ были представлены на 15-м Российском образовательном форуме в Сокольниках на образовательной выставке в форме презентаций, мастер-классов, стендовых докладов.Каковы же итоги первого года освоения ФГОС НОО? О глобальных результатах говорить еще рано, однако есть несколько позитивных тенденций. Безусловно, это вовлечение в процесс введения стандартов широкого круга специалистов (педагогов, психологов, социологов, медицинских работников), педагогической общественности, родителей, что способствует повышению доступности и качества образования. Изменение подходов к организации процесса обучения путем глубокого исследования личности ученика, его потенциальных возможностей.Например, в прошлом учебном году был проведен городской независимый мониторинг готовности первоклассников к обучению в школе. В сентябре 2010 года в 24 ОУ было проведено исследование по определению готовности 2033 первоклассников к обучению в школе, а в мае 2011 – диагностика учебных достижений учащихся первых классов пилотных школ. Эти диагностики позволили минимизировать риски адаптационного периода, оценить уровень сформированности учебной деятельности, коммуникативную успешность, усвоение школьных норм поведения и уровень эмоционального благополучия ребенка. Все это дало возможность учителю определить индивидуальную траекторию адаптации каждого ребенка, выявить факторы в школьной и семейной жизни, которые способствовали компенсации имеющихся трудностей и хорошей конечной адаптации ребенка, а также те, которые помешали реализации высокого потенциала, выявить наиболее напряженные проблемы школьной адаптации первоклассников, строить взаимодействие с ребенком, минимизируя имеющиеся риски и усиливая индивидуальные ресурсы. Положительные эффекты диагностики определили то, что в нынешнем учебном году в два раза больше ОУ (48) приняли самостоятельное обоснованное решение об участии в диагностике и практическом использовании результатов в организации учебно-воспитательного процесса первоклассников. Проведение мониторинга готовности первоклассников к обучению в школе стало одним из новых инструментов оценки личностных результатов обучения, определенных требованиям ФГОС.Еще одна позитивная тенденция – установление позитивной обратной связи через постоянные социологические опросы учащихся, учителей, родителей. Изучение общественного мнения о необходимости введения стандарта, получения новых образовательных результатов показывает устойчиво положительное отношение всех субъектов образовательного процесса. Хотя, конечно, есть небольшая группа респондентов, достаточно осторожно оценивающая перемены в школе. Например, были высказаны такие мнения учителей о результатах обучения в условиях введения стандарта: «Начинать работу по новым стандартам образования мне было очень интересно. Для себя я решила – надо идти вперед, преодолевать профессиональные стереотипы, научиться брать на себя личную дополнительную ответственность, а главное, приучать себя к мысли, что ученик твой партнер в получении новых знаний, а не сундучок, в который мы эти знания вкладываем»; «Хочу сказать, что благодаря введению новых стандартов образования в моей профессиональной деятельности образовалась среда, побуждающая повышать свой профессиональной уровень». Представляет несомненный интерес мнение родителей первоклассников, которые, с одной стороны, довольны и поддерживают обновления в жизни школы и процессе обучения. Например: «Мы с мужем – врачи. Нас пугало, что новые стандарты усадят ребенка за компьютер, но увидели, что сегодня его интересуют не только компьютерные игры, а больше познавательные задания, которые наш учитель размещает в учебном пространстве». «Нас обрадовали не только грамотные уроки учителей, но и интересная организация второй половины дня. Внеурочная деятельность в школе помогает развитию младших школьников, а в нашей школе много кружков: ритмика, шахматы, лего-конструирование». С другой стороны, родители высказывают опасения, связанные с возможным риском нестабильного финансирования, сложностью определения результатов образования, которые рассматриваются не только как традиционные ЗУНы, но и как личностный и метапредметный результат.Анализируя итоги первого года, мы видим следующие системные проблемы, решение которых предстоит найти в этом учебном году в совместном диалоге науки и практики. (См. таблицу.)Задача учителя – помочь детям найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего.Задачей окружной методической службы остается эффективное научно-методическое сопровождение деятельности каждого учителя, каждого образовательного учреждения округа по ведению ФГОС.Альбина КОНСТАНТИНОВА, директор Южного окружного методического центра, заслуженный учитель РФ
Комментарии