search
main
Топ 10
Этот день настал: 7 декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение Откуда берется лень у подростков и что с ней делать Минобрнауки: отсрочкой от армии можно воспользоваться только один раз Педагогические династии были представлены на межрегиональном конкурсе Учителя Ульяновской области станут зарабатывать больше Глава Роспотребнадзора объяснила, когда школьников могут отправить на дистант Повышение зарплат учителей, обязательная школьная форма, итоговое сочинение — новости образования Рособрнадзор: будет сформирована новая система показателей для оценки качества образования Перенос итогового сочинения, школа без контрольных работ, финалы ВСоШ - главные новости образования Очередной Всероссийский открытый урок будет посвящен Героям Отечества Студентам белгородских колледжей на время дистанта будут выдавать сухпайки В первом чтении принят закон, позволяющий переводить школы с муниципального уровня на региональный Глава РАО озвучила причины высокой учебной нагрузки в школах Педагогов приглашают поучаствовать в марафоне «Как внести творческий воспитательный компонент в школьный урок» В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности Игрушки — дело серьезное: дискуссия экспертов в сфере образования и промышленности игр и игрушек В школьных учебниках могут появиться разделы о выдающихся российских ученых Школьники рассказали, что думают о новых правилах итогового сочинения В Подмосковье упростили регистрацию на ОГЭ и ЕГЭ В Москве состоится Всероссийский педагогический конгресс «Подготовка учителя будущего поколения»
0

Стандарт для учителя – возможность работать нестандартно. Каким он будет, зависит от самого учителя

Проект профессионального стандарта педагогической деятельности стал предметом обсуждения на очередном «Родительском собрании» в эфире радиостанции «Эхо Москвы».

Евгений ЯМБУРГ, директор центра №109:Было задание Президента РФ сделать стандарт учителя и стандарт для учителей русского языка и математики. Поэтому есть стандарт и есть несколько приложений.Я критически отношусь к той стратегии реформирования образования, так как она до сих пор касалась лишь экономики, управления, финансирования. Мы за реформу образования принимаем все что угодно: подушное финансирование, наличие интерактивных досок, компьютеров, а речь-то идет о другом – по сути дела, о подготовке учителя. Ведь ни одна реформа образования, ни одно улучшение школы невозможно иначе чем через голову учителя, потому что не может быть уровень образования выше, чем качество преподавания. Это ключевое звено, и мы наконец-то до него дошли.Почему этот стандарт, как мне кажется, важен и нужен? Во-первых, потому что на самом деле он дает возможность посмотреть очень внимательно на то, чем мы заняты. Во-вторых, в этом стандарте есть две вещи: фиксация того, что обязательно для учителя, например, ему надо знать свой предмет, программу и перспективные вещи, без которых учитель уже сегодня не войдет в класс. Еще несколько лет назад в одном классе не могли сидеть и одаренный ребенок, и ребенок с ограничениями здоровья, и ребенок с задержкой в развитии, и ребенок, для которого русский язык неродной. Сегодня все это реальность, значит, с этими детьми надо уметь работать. То есть жизнь ставит свои задачи, новые вызовы, и этому надо обучать. В этой ситуации стандарт учителя – это сигнал для изменения стандартов высшего педагогического образования. Ощущение, что стандарт – удавка, мне понятно, но другого выхода нет, потому что есть понятие «высокие стандарты». Стандарт ориентирует и на реальность, и на то, что будет. В Америке есть Ассоциация психотерапевтов, каждый из них раз в два года проходит у своих коллег переаттестацию по той простой причине, что они дорожат профессиональным сообществом, не хотят, чтобы туда попадали шарлатаны. Нам тоже нужно прийти к тому, чтобы создавать профессиональные сообщества (об этом в стандарте есть намеки, если внимательно его прочитать), где входным билетом должны быть не деньги, а репутация тех учителей, которые владеют передовыми практиками. В Англии это сделано очень просто: вход в профессию – стажировка. Там есть специальный провайдер, отвечающий за стажировку после вуза, дальше учителя оценивает директор (кстати, зная нашу ситуацию, я бы этого никогда не делал – директора тоже бывают разные). Поэтому должна быть мощная профессиональная ассоциация, которая на всем этапе введения стандарта должна заработать, в которой ведущие учителя будут иметь право оценить труд коллег. Почему не только родители? Потому что родители люди прагматичные, сегодня мы встречаемся с тем, что действует советская традиция «качать права», родитель может сказать: «Подготовьте моего ребенка к ЕГЭ и не морочьте ему голову». Поэтому ведущий учитель должен представать в качестве такого супервизора, который имеет такие же права, как министерство. Вот тогда это и будет государственно-общественное управление.Вообще стандарт гибкий, сегодня учителя действуют на основе жутко перегруженных квалификационных характеристик, там есть, например, задача: каждый учитель должен составлять рабочие программы, думаю, это абсолютно бессмысленная, тупая работа. Вообще, как мне кажется, сегодня школа превратилась в то место, где дети мешают администрации и педагогам работать с документами. Поэтому одна из задач стандарта – освободить учителя от ненужных функций, дать возможность учителю работать нестандартно, убрать ненужные функции. Стандарт фиксирует норму и минимум, там есть «должен», а есть «учителю рекомендуется», так как завтра этого не будет, это невозможно, надо учить сначала людей, причем не только в институтах, но и на факультетах повышения квалификации.Мы живем в реальной стране, но надо создать учителю – в стандарте об этом сказано – условия для получения не отходя от рабочего стола высшего образования. Почему именно высшего? У нас же все повернуто с ног на голову, в цивилизованных странах чем меньше ребенок, тем более требуется высшее образование, у нас же для старшей школы надо высшее образование, а для детского сада или начальной школы достаточно среднего педагогического. Маршруты повышения квалификации могут быть разные. Я отдаю себе отчет, что и педвузы, и институты повышения квалификации тоже разные. Поэтому тут стажировка – один из главных способов повышения квалификации педагогов, как и мастер-классы ведущих педагогов. То есть учителя, владеющие передовыми практиками, должны первыми, кто это будет показывать.Со стандартом учителя я вижу огромную опасность, потому что он должен получить упаковку Минтруда РФ, потому что упаковки для всех профессиональных стандартов уже утверждены.Марат Алимов, учитель русского языка и литературы школы №143:Я прочитал проект стандарта, и, честно говоря, у меня сложилось такое впечатление, что какие-то отдельные главы, какие-то отдельные вещи были уже раньше написаны. Возможно, что в области корректировки программ работы педагогических вузов, наверное, он может и должен быть. Но там есть раздел, на мой взгляд, очень нуждающийся в обсуждении, он об оценке учителя. В проекте стандарта есть понятие «внутреннего аудита», но очень многое оценивается по количественным показателям: количество олимпиад, процент качества – весь наш теперешний набор требований. Мне кажется, что если говорим о том, как работать с этим стандартом, то там нет двух составляющих этого процесса. Например, кто должен оценивать труд учителя? Сам учитель и опять школа, а где родители, дети, ведь это же в принципе мировая практика оценки. Раз есть сарафанное радио и мы ему доверяем, почему бы не сделать эту оценку официальной, почему это не сделать общественной экспертизой? Ведь нельзя все делать за счет внутренних потенций образовательного учреждения.Может быть, скажу крамольную вещь, но мне показалось, что при определенном стечении обстоятельств любой учитель, который будет проходить аттестацию, будет соответствовать большинству тех положений, которые там написаны. Мне кажется, если в плане оценки мы выдвигаем какие-то требования к учителю предметной области, в области развития и воспитания, значит, мы должны как-то по-людски оценивать все это.С одной стороны, конечно, будет замечательно вернуть учителя в контекст нынешнего поколения, никто против этого не возражает, но тут есть и вторая, прямо противоположная составляющая, когда учителю важно не уподобляться поколению, потому что все-таки есть некие классические нормы и учитель должен найти гармонию между новым и хорошим классическим старым. По-моему, это очевидно, потому что в проекте стандарта речь идет о соблюдении норм и привитии этих норм людям, которые этого не знают.Наталья ТРЕТЬЯК, статс-секретарь, заместитель министра образования и науки РФ:Стандарт – это просто-напросто перечень тех профессиональных компетенций, которыми должен владеть современный учитель. У профессионального стандарта учителя достаточно много функций и ролей. Значит, с одной стороны, безусловно, этот стандарт будет использоваться образовательными учреждениями при составлении должностной инструкции учителя (что должен учитель знать, что должен уметь и каким требованиям он должен соответствовать). С другой стороны, этот стандарт должен лечь в основу педагогического образования (и подготовки новых педагогов, и повышения квалификации при подготовке тех педагогов, которые уже работают в системе). Исходя из всего этого, стандарт действительно не должен рассматриваться как некий такой кнут. Это тот ориентир, который школа может использовать в своей работе. Кроме того, стандарт не должен вводиться моментально. Мы долго думали, как рассматривать стандарт: как стандарт будущего или как стандарт, консервирующий ситуацию? Мы исходили из того, что он должен оцениваться как стандарт будущего, нельзя требовать от учителя того, чему его не учили, поэтому стандарт предусматривает мягкий долгий срок введения, мы говорили о трех годах. Почему три года? Потому что это именно тот срок, в который государство обязано обеспечить подготовку и переподготовку всех учителей. Один раз в три года – это норма закона «Об образовании» – работодатель должен обеспечить повышение квалификации каждого учителя Российской Федерации. Поэтому он не сможет уволить учителя, а вот сможет ли принять через три года на работу – вопрос. Сможет ли учитель пройти аттестацию через три года – это тоже вопрос. Хорошо, если нынешний учитель будет соответствовать тому стандарту, который мы рассматриваем как стандарт будущего. Стандарт педагога не заменяет систему переаттестации и не дублирует ее, более того, пока стандарт не войдет в использование школ в полномасштабном режиме, аттестация будет проходить в том же порядке, в котором проходила и сейчас, то есть здесь ничего не меняется. Однако закон «Об образовании в РФ» закладывает возможность изменения подходов к аттестации, в частности параметры в отношении информационной открытости образовательного учреждения. Я напомню, что закон определяет перечень требований, которые должны быть размещены на сайте учреждения, в том числе в отношении учителей, которые работают в образовательном учреждении (уровень квалификации, победы в учащихся в олимпиадах, с какими детьми он работает). Плюс есть создаваемая законом система независимой оценки качества деятельности образовательного учреждения, когда качество работы учреждения оценивается не государством – государственная оценка сохраняется, – а родителями, общественными организациями. Да, будет независимая экспертиза по тем параметрам, которые эта организация выберет сама, исходя из тех открытых источников информации, которые в обязательном порядке должны быть у каждого образовательного учреждения, тут как раз и очень важно предусмотреть возможность участия родителей в оценке работы учителя.Стандарт многофункционален, он выполняет разные функции, в том числе и в части повышения квалификации, изменения программ. У нас разработан план работы группы, возглавляемой Евгением Ямбургом, который предусматривает, после того как стандарт пройдет необходимое общественное обсуждение и получит нормативную форму утверждения, доработку и переработку профессионального федерального государственного образовательного стандарта подготовки учителя и переработку программ повышения квалификации, а это не один-два дня. Необходимые средства для выполнения этой работы у нас предусмотрены в рамках федеральной государственной программы развития образования. Думаю, если продолжать тему по оценке и по аттестации учителей, то уже сейчас предусмотрены два вида аттестации. Первая ступень аттестации учителя – на соответствие занимаемой должности, то есть это выполнение минимума, и это делает само образовательное учреждение – думаю, мы должны доверять образовательному учреждению, быть уверенными в том, что оно не пропустит откровенно неподготовленного учителя, не даст ему возможности работать с детьми. Вторая ступень аттестации – это уже более сложно – на подтверждение категории, качества учителя. Но это ситуация, которая может меняться, потому что Положение об аттестации – документ, который разрабатывает Минобрнауки РФ, он может подлежать изменению. Следующий этап работы группы, возглавляемой Евгением Ямбургом, – это изменение Положения об аттестации, каким образом оценивать учителя. Нам предстоит большая и сложная, многоступенчатая работа. Каким образом оценивать учителя? Я думаю, что оценка родителей как составляющая внешней оценки деятельности учителя должна быть в аттестации, по крайней мере, на категорийность.Общественное обсуждение стандарта мы должны завершить, наверное, к июню, потому что до 1 сентября 2013 года стандарт должен быть утвержден.Я приглашаю всех тех, кто интересуется стандартом учителя, зайти на сайт Министерства образования и науки РФ, на сайт Общественного совета при министерстве, оставить там свои предложения. Нам действительно очень важно мнение и родителей, и учеников, и учителей. Все предложения мы учитываем, внимательно рассматриваем.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте