Тема «Проблема формирования бесконфликтного поведения» :: Тема «Преодоление конфликтного поведения и выход из конфликта»
II« означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира». Статья 1 Декларации принципов толерантности. (Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года).
Тема «Проблема формирования бесконфликтного поведения»
Цели: после занятия участники смогут объяснить термин «конфликт»; назвать причины возникновения конфликтов и способы их разрешения; провести занятие со школьниками, используя предложенные технологии предупреждения и преодоления конфликта; продолжить формирование толерантности у себя и окружающих людей.
Ход занятия
I этап. Вводное слово ведущего
Во всех концах земли люди ссорятся, враждуют друг с другом, портят жизнь и себе и окружающим, иногда ссора между людьми становится причиной новой войны. Очень распространенным в нашей жизни становится понятие «конфликт». Во второй половине ХХ века появляется целая наука – конфликтология, занимающаяся поиском возможностей решения проблем и противоречий, возникающих между людьми, без использования насилия. Изучать конфликты необходимо, чтобы жизнь была более успешной во взаимоотношениях с другими людьми. Слово «конфликт» в переводе с латинского языка (conflictus) означает столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие, острый спор. Он характеризуется накалом страстей, всплеском эмоций, зачастую неуправляемостью поведения его участников. Приобретает яркие, зримые формы, а противоборствующие стороны обнаруживают свои явные позиции. Каждый из нас встречался в своей жизни с этим явлением и может рассказать о своем отношении к конфликту. Выскажите его, продолжив фразу: «Я не боюсь конфликтов, потому что…», «Я боюсь конфликтов, потому что…».
Сегодня мы постараемся познакомиться с понятием «конфликт», причинами, по которым он возникает, и основными способами разрешения конфликта. В конце занятия мы вернемся к этой фразе, и, возможно, наше отношение к конфликту изменится. Необходимо вспомнить основные правила работы в группе, чтобы результат был более эффективным.
II этап
Игра «Аукцион». Всем участникам предлагается назвать понятия, связанные с термином «конфликт». Побеждает участник, последним назвавший понятие: противоречие; противоположность; автономность; индивидуальность; интерес и др.
Работа в группах. Каждой группе необходимо придумать несколько вариантов окончания фразы «Конфликты в нашей жизни – это…».Окончания фразы могут состоять из одного или нескольких слов, но предложение должно иметь смысл. Каждая группа получает листы бумаги и фломастеры. Придуманные формулировки можно сопроводить рисунками. Время для выполнения 10-15 минут. После выполнения задания предлагается разделить придуманные определения на положительные и отрицательные. Группы зачитывают определения вслух для всех и поясняют их, если возникают вопросы, отвечают на них. Ведущий подводит присутствующих к мысли, что может быть много определений одного и того же явления. И эти понятия не противоречат, а дополняют друг друга. Знакомясь с положительными сторонами конфликта, некоторые участники смогут отказаться от традиционного отрицательного отношения к конфликту. Можно познакомиться с данным явлением, используя методику «Подбери слово». Каждая группа должна подобрать несколько слов, которые так же, как и слово «конфликт», начинаются со слога «кон» (контакт, конгресс, контроль, конфетка…). Необходимо попытаться найти то общее, что связывает их с понятием «конфликт» и в чем разница. Обсуждение результатов работы и фиксация наиболее интересных мыслей при выполнении этих заданий могут стать хорошими подсказками для проведения дискуссии в классе в другое время.
III этап
Как известно, конфликты возникают среди людей. Почему же одни люди ругаются и конфликтуют часто, а другие нет? Это зависит от качеств личности и его характера. Каждый человек обладает положительными и отрицательными качествами, которые помогают и мешают ему во взаимоотношении с другими людьми.
Групповая работа «Портрет». На столах листы ватмана, на которых схематично нарисован человек. Каждая группа должна написать перечень положительных и отрицательных качеств личности, влияющих на общение и отношение между людьми: положительные качества в области головы, отрицательные – в области живота. Результаты работы помещают на стене, представители сообщают о результатах работы.
IV этап
Групповая работа «Причины конфликтов». Группы обмениваются своими «портретами». Каждая группа, глядя на новый «портрет», должна записать на листе ватмана причины конфликтов, возникающих у этого «человека». Группа представляет результаты своей работы.
1. Групповая работа «Способы преодоления конфликтов». Конфликтов серьезных не так уж и много. Есть бесконфликтные люди, которые умеют предвидеть последствия и снимать конфликты, когда они еще только зарождаются. Но если конфликт возник. Как быть?
Каждая группа получает карточки с текстом способов разрешения конфликтов.
Юмор.
«Психологическое поглаживание» – учет особенностей темперамента и характера.
Компромисс – нахождение решения, усваивающего обе стороны. Образцовый вид способа разрешения конфликта.
Анализ ситуации – «Давай поговорим». Необходимо: нейтральная территория, продуманные логические вопросы. Полная доверительность, состояние психологического равновесия. Самый простой способ, но не значит, что разрешит конфликт.
Третейский суд – обе стороны называют лицо, которому доверяют и которое заслуживает безоговорочного признания, обращаются с просьбой принять решение – его решение считается окончательным. Очень красивый способ разрешения.
Ультиматум – категоричное объявление своего решения.
Подавление – в экстремальных ситуациях.
Разрыв связи – крайняя мера.
Задание: Расположить способы разрешения конфликтов по усилению и психологическому напряжению. (Юмор – «Психологическое поглаживание» – Компромисс – Анализ ситуации – Третейский суд – Ультиматум – Разрыв связи). Первые два считаются безупречными.
2. «Оденем человека». Группе предлагается отобрать три самых действенных способа разрешения конфликтов и записать их на одежде для «человека»: «штанах», «футболках», «платье». Одежда вывешивается на обозрение.
VI этап
Круговая беседа: ведущий зачитывает предложенные способы решения конфликтов. Участники стараются определить самые щадящие из них для обеих сторон конфликтующих. Приходят к выводу, что в разрешении конфликтов важно учесть интересы другого. Принять интересы другого, сопрягать свои интересы с интересами другого – тем самым, обогащая себя, свое собственное «Я». В завершение занятия предлагается продолжить фразу: «Я не боюсь конфликтов, потому что…», «Я боюсь конфликтов, потому что…».
Тема «Преодоление конфликтного поведения и выход из конфликта»
Цели: после занятия участники смогут: проанализировать причины возникновения конфликтов; продолжить формирование конструктивных умений выходов из конфликтных ситуаций и способов бесконфликтного общения.
Упражнение «Стулья». Участникам демонстрируются 2 стула, которые занимают 4 различные позиции относительно друг друга.
1-я позиция – стулья стоят на определенном расстоянии друг от друга спинками к зрителям;
2-я позиция – стулья стоят рядом, как бы повернувшись к зрителям;
3-я позиция – стулья стоят рядом, отвернувшись – спинками к зрителям;
4-я позиция – стулья «отвернулись» друг от друга, повернувшись друг к другу спинками.
Участникам дается задание:
Посмотрите на стулья. Кто здесь сидел? Что случилось? В микрогруппах напишите свой мини-сценарий и разыграйте историю со стульями. Представить истории можно в виде сценки или пантомимы.
Ведущий обращает внимание на сложности во взаимоотношениях между людьми, на наличие у людей взаимных претензий друг к другу и на частоту возникновения в связи с этим конфликтов. Каждый участник, разделив страницу тетради пополам, составляет в левой колонке – список претензий к людям, в правой – список претензий людей к нему. По окончании выполнения заданий желающие могут познакомить всех с получившимися вариантами.
Главную роль в возникновении конфликтов, как читают психологи, играют конфликтогены, и 80% конфликтов поэтому возникают помимо желания их участников.
Предлагается ситуация к обсуждению:
«В автобус вошла девушка – стройная и симпатичная. Проходя по проходу, она случайно, так как автобус дернулся, толкнула мужчину средних лет. «Ну ты, корова!» – отреагировал тот. В ответ девушка предложила ему выйти с ней на следующей остановке, что он и сделал. Выйдя, она достала из сумочки баллончик и брызнула ему в лицо. Мужчина упал, а девушка вскочила в автобус и уехала».
Какова динамика развития конфликта?
Что было первым конфликтогеном и вторым?
А как можно было?
В результате анализа динамики развития конфликта: «1-й конфликтоген – более сильный конфликтоген – еще более сильный – … – конфликт».
Выполняется упражнение «Как быть толерантным в общении», цель которого – обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.
Процедура проведения:
Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится и получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций – кто-то обижается, кто-то «дает сдачи», кто-то пытается найти конструктивное решение. Можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство и не унизив другого? Ведущий предлагает кому-нибудь из участников вспомнить и рассказать ситуацию, когда его или кого-нибудь из его знакомых обидели. Этот участник выступит в роли того, кого обидели, а другой – в роли обидчика. Участники могут разыграть эту сцену. Используя предложенную ниже схему, «обиженный» попытается достойно выйти из ситуации. Например, мама отчитала сына при друзьях за то, что он не вымыл посуду.
Схема достойного выхода из ситуации:
1. Начни разговор с конкретного и точного описания ситуации, которая тебя не устраивает: «Когда ты накричала на меня при ребятах…».
2. Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к тебе: «…я почувствовала себя неудобно…».
3. Скажи человеку, как бы тебе хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя: «…поэтому в следующий раз я прошу тебя высказывать свои замечания не в присутствии моих друзей…».
4. Скажи, как ты себя поведешь в случае, если человек изменит свое поведение: «…тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям».
Упражнение выполняют несколько пар участников. А зрители высказывают свое мнение о том, чей выход из ситуации оказался наиболее удачным и почему.
Сделать общение более непосредственным и свободным в силах каждого собеседника. Важно, например, научиться в безоценочной манере выражать свои негативные чувства, такие, как недовольство, обида, огорчение и т.п. Ведущий делает разъяснения: «Использование в речи Я-высказываний делает общение более непосредственным, помогает выразить свои чувства, не унижая другого человека. Я-высказывание предполагает ответственность говорящего за свои мысли и чувства. («Я очень беспокоюсь, если тебя нет дома к 10 часам вечера», а не нацелено, как Ты-высказывание на то, чтобы обвинить другого человека («Ты опять пришел домой в 11 часов вечера»1). Если мы используем Ты-высказывание, то человек, к которому мы обращаемся, испытывает негативные эмоции: гнев, раздражение, обиду. Использование Я-высказываний позволяет человеку выслушать вас и спокойно вам ответить».
Участникам в микрогруппах (предварительно обсудив) предлагается составить Я-высказывания для одной из предложенных ситуаций:
1. Твой друг(подруга) попросил(а) у тебя одежду и порвал(а) ее.
2. Твой младший брат изрисовал ручкой твои учебники.
3. Твои друзья пошли на дискотеку, а тебя не позвали.
4. Твой учитель незаслуженно обвинил тебя в том, что ты списал(а) контрольную у соседа.
5. Вы с другом договорились встретиться на улице. Ты прождал(а) его полчаса, а он так и не пришел.
6. Тренер сказал, что ты пропускаешь тренировки, поэтому он отчислит тебя из команды и т.п.
Так как бесконфликтное общение с другими людьми требует наличия у человека различных качеств, то ведущий предлагает участникам собрать «рюкзачок успешного общения». Для этого каждый на отдельном листочке записывает два качества: первое помогает человеку добиться успеха в общении, а второе – мешает. Затем все листочки подписываются и собираются в один яркий рюкзачок. Ведущий по одному листочку достает из рюкзака, зачитывает написанное, и участники определяют «обладателя» этих качеств.
Толерантность
«Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира». Статья 1 Декларации принципов толерантности. (Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года).
Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполняется своим особым смыслом, призванным быть единым для любого языка Земли. В резолюции ЮНЕСКО суть толерантности формулируется на основе признания единства и многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважения прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержания от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и самого себя.
Общее содержание толерантности не исключает того, что в разных языках в зависимости от исторического опыта народов оно имеет различные смысловые оттенки.
В русском языке существуют два слова со сходным значением – «толерантность» и «терпимость». Термин «толерантность» обычно используется в медицине и в гуманитарных науках, означая «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А слово «терпимость», более знакомое и привычное, употребляемое в обыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей». Слово «терпимость» часто ассоциируется с пассивным принятием окружающей реальности, непротивлением, способностью «подставить вторую щеку». Толерантные установки, напротив, проявляют себя активной жизненной позицией, предполагающей защиту прав любого человека и отношение к проявлениям нетерпимости как к недопустимым. В зависимости от контекста – эволюционно-биологического, этического, политического или психологического – толерантность наполняется своим особым специфическим смыслом.
В эволюционно-биологическом плане разработка концепции толерантности опирается на представление о «норме реакции», т.е. допустимом диапазоне вариантов реагирования, присущих тому или иному виду и не нарушающих его генотипа.
В этическом плане концепция толерантности исходит из гуманистических течений, в которых подчеркивается непреходящая ценность различных достоинств и добродетелей человека, в том числе достоинств (разнообразия признаков), отличающих одного человека от другого и поддерживающих богатство индивидуальных вариаций единого человеческого вида. Если разнообразие людей, культур и народов выступает как ценность и достоинство культуры, то толерантность, представляющая собой норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и готовность к принятию иных логик и взглядов, выступает как условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на отличность, непохожесть, инаковость.
Комментарии