search
main
0

«Средний класс» из педагогов. В Белгородской области зарплаты учителям повысили с 1 июня

– Юрий Васильевич, у вас очень насыщенная управленческая биография, даже удалось поработать в Министерстве образования. Поэтому первый вопрос возникает сам собой: что из полученного опыта пригодилось вам в вашей нынешней должности? Где труднее – в Москве или Белгороде – и почему?

– Я проработал в Москве заместителем министра в команде у Филиппова три с половиной года, курировал молодежную политику, а последний год – еще и школьный спорт. Если сравнивать, где проще, где сложнее, я бы сказал, что одинаково сложно и в министерстве, и здесь. Там были масштабность и ответственность принятия решений, при этом всегда надо было учитывать разную ситуацию в регионах. Изначально, когда меня принимали на должность заместителя министра, Валентина Матвиенко, которая тогда была вице-премьером, сказала мне, что фестивали и форумы – это, конечно, хорошо, но через год правительство должно выйти с какой-то серьезной программой для молодежи страны, а темой программы должно стать жилье. Я создал рабочую группу, пригласил уже имеющих опыт ребят из Томской области, Самары, Новосибирска, Екатеринбурга, Москвы и из нашей Белгородчины – я люблю нашу область, и хотя родился не здесь, но считаю ее своей второй родиной. Так вот, мы периодически собирались, каждый вносил свои предложения, и через полгода программа обеспечения жильем молодых семей была готова. Сейчас она переживает нелучшие времена, тем не менее с 2002 года ею воспользовались сотни тысяч молодых семей. Изначально она была привязана к демографии, и в первом варианте предполагалось выделение бесплатной федеральной субсидии в размере стоимости 18 квадратных метров жилья при рождении в семье ребенка. Самостоятельно оплатив еще 18 метров, можно было купить однокомнатную квартиру, и многие молодые семьи этим воспользовались. Правда, сейчас это сделать гораздо сложнее, очередь стоит. – Вы в Белгородской области уже четыре года и наверняка какие-то программы проводите и здесь. Например, жилье для учителей, мне кажется, в регионе строится уже лет десять, сейчас это остается? – В прошлые годы по инициативе нашего губернатора Евгения Степановича Савченко проводился марафон по сбору средств на строительство жилья учителям, участвовали бизнес-, общественные и коммерческие организации. Сейчас у нас действует другая программа: через кооператив «Свой дом» идет индивидуальное строительство, и бюджетники имеют возможность перебраться из квартир в собственные дома и сделать это на льготных условиях. Мы строим коробку дома в 100 квадратных метров и предлагаем ее за один миллион рублей: коробка, крыша, сети подведены к дому, новому хозяину остается осуществить отделку и ввести коммуникации в здание. Это он делает за свой счет, а один миллион – стоимость дома – выплачивает за 15 лет под 5% годовых. В прошлом году от нашего департамента 200 учителей, работников культуры и других учреждений бюджетной сферы из Белгорода и Старого Оскола воспользовались этой программой, в нынешнем году еще 200 человек. Третий участник программы – муниципалитеты, они выделяют места под строительство и подводят сети. Также для учителей сельской местности уже в течение трех лет у нас действует 100-процентная оплата коммунальных услуг. И еще один пример социальной поддержки учительства – это путевки за счет бюджета в санаторий «Красиво», которые выделяются уже второй год подряд, в итоге у нас ежегодно оздоравливаются 1200 педагогов. – По данным Минобрнауки России, средняя зарплата учителя в Белгородской области – 14900 рублей. Это больше, чем в любом регионе ЦФО, исключая Москву с областью. Говорят, высокие зарплаты учителей в Белгороде – это благодаря богатому бюджету, а вы что думаете? Может быть, это заслуга новой системы оплаты труда или совестливости чиновников? Или еще чья-то? – Губернатора. Изначально он сам по годам рассчитывал повышение заработной платы учителям. Кризис подвел: наша область здорово пострадала, потому что металлургия рухнула, а бюджет Белгородской области на 54% формировался за счет налога на прибыль именно горно-металлургического комплекса. Пришлось брать кредиты, и область выступала гарантом. Но как только рассчитались с кредитами, тут же увеличили зарплату учителям, причем не с 1 сентября, а мы увеличили с 1 июня, и отпускные уже выплачиваем с учетом этого увеличения. Сейчас средняя заработная плата учителей – 17741 руб.Еще до кризиса губернатор вник в проект модернизации образования и даже сам предложил свой вариант повышения, мы в качестве эксперимента отрабатывали его в Борисовском районе. Но, участвуя в федеральном проекте, а мы с самого начала вошли в число 31 региона – участника КПМО, взяли на себя обязательства и должны были их выполнять. Однако предложенная по проекту модернизации система оплаты труда не совпадала с нашей методикой. Мы ведь считали базовую ставку учителя не от ученико-часа (так оценивается интенсивность работы учителя – вроде бы в неполном классе интенсивность другая, значит, и оплата труда получается ниже), а от классо-часа. В основе этой методики не нормативно-подушевое финансирование, а более справедливое отношение, ведь и в классе с большой наполняемостью, и в классе с маленькой каждому учителю приходится интенсивно работать все 18 часов в неделю. Чтобы идти по нашей системе, то, учитывая численность учителей в Белгородской области, надо было дополнительно найти «всего лишь» миллиард рублей. И такое решение было принято губернатором в 2007 году, когда мы повысили зарплату учителей почти в 2 с лишним раза. – Если говорить в целом о проекте модернизации, как он сказался на области? – Я считаю, что в рамках национального проекта «Образование» наиболее важным является комплексный проект модернизации. Все другие – классное руководство, поощрение лучших учителей, новое оборудование – это замечательные направления, но КПМО выстроил всю систему образования. В нем, скажем так, увязаны все ниточки – если тянешь за одну, тут же задействуется и другая составляющая. А повышение заработной платы, объявленное премьером, идет в продолжение комплексного проекта модернизации. Педагогическая общественность, естественно, воспринимает это положительно, потому что федеральные средства будут поступать на оборудование, школьные автобусы и инфраструктуру, а территории должны предусмотреть средства на повышение зарплаты. – Тридцатипроцентное, так? – Это в среднем по России. В нашей области по нашим подсчетам 14,9 тысячи рублей – средняя заработная плата учителей-предметников, а в целом в системе образования цифра ниже – 11 тысяч, это с учетом зарплат других педагогических работников и вспомогательного персонала. Средняя по экономике за прошлый год составила 17371 рубль. И хотя говорится о 30-процентном повышении, но главная задача ставится – довести среднюю зарплату учителей до средней по экономике в регионе. Выходит, что нам фонд заработной платы учреждений образования необходимо увеличить на 20%, и мы достигаем необходимого результата. Хотя в разных территориях картина разная, в некоторых и на 50 с лишним процентов надо повышать. – А вы не ставите перед собой дополнительно повышенные задачи? И будет ли повышение у других работников системы образования – у педагогов дополнительного образования, воспитателей детсадов? – Мы, как я уже говорил, повышаем не с 1 сентября, а с 1 июня, увеличиваем фонды заработной платы учреждений на 20%, а внутри уже сам коллектив решает, на сколько кому надо повысить. Особое внимание мы уделяем зарплатам вспомогательного персонала школ, их заработок должен быть минимум 7000 рублей, соответственно начислять надо где-то 8000 тысяч, чтобы после вычета налогов получалась сумма в 7000. Это за полную ставку уборщицы, сторожа или работника котельной. Получается, что мы с минимальной, 3800-4300 рублей, увеличиваем почти в два раза – до 8000. Если говорить о руководителях учреждений, то у них увеличение тоже будет не на 20%, а меньше, чтобы не было слишком большого разрыва. У нас сейчас, если школа насчитывает тысячу и больше учеников, зарплата директора может составлять до 65 тысяч рублей, у завучей – 25-35 тысяч. Это по городам Белгород и Старый Оскол. Такие зарплаты сложились после введения новой системы оплаты труда, КПМО определил новые рамки. – А как же в маленьких школах? – Да, есть и малокомплектные школы, где нормативно-подушевое финансирование осложняет ситуацию. Мы тоже принимаем свои меры. Во-первых, сейчас там все работники также должны будут получать не меньше 7000 рублей. Плюс к этому мы в прошлом году дважды в течение календарного года повышали коэффициент для малокомплектных школ, что тоже способствовало увеличению зарплат. Демографическая ситуация такова, что пока нам приходится в год закрывать до 30 школ, но оставшиеся должны работать в достойных условиях и должны быть обеспечены транспортом. Я за последние два года дважды лично обращался к нашему министру образования и науки Андрею Фурсенко, чтобы восстановили на федеральном уровне программу «Школьный автобус». Ведь если федералы выделяют средства, субъекты тоже начинают участвовать, должно быть софинансирование. Мы в прошлом году без федеральной программы предусмотрели пусть небольшое, но финансирование программы «Школьный автобус» на уровне области – закупили 10 машин. А осенью прошлого года Фурсенко при встрече с премьером определил проблему школьных автобусов на уровне Федерации, и были выделены средства на школьные автобусы. Мы сейчас в продолжение программы КПМО сделали расчеты и за три года планируем полностью поменять парк школьных автобусов. – Юрий Васильевич, а ваши школьные директора не обидятся за то, что у них не будет двадцатипроцентного повышения зарплаты? – Она все равно вырастет, но не будет двух-, трехкратного превышения зарплаты учителей. Когда к нам на семинар приезжал Александр Адамский и ознакомился с нашими результатами КПМО, он сказал, что впервые за последние годы можно видеть, как из числа работников системы школьного образования формируется средний класс. Но ведь по-хорошему так и должно быть, однако не секрет, что в системе образования в 90-е годы было много протестных настроений. Статус учителя оказался очень занижен. – Во многих регионах эти настроения сохраняются до сих пор… – Согласен с вами. В нашей области меня радует один показатель, который сильно изменился в 2009-2010 учебном году, – количество молодых специалистов в школах. У нас за один год в пять с лишним раз увеличилось число пришедших молодых специалистов. Думаю, в этом заслуга и КПМО, и наших программ по увеличению заработной платы и «Жилье для учителя». Думаю, в Белгородской области удалось повысить престиж самой профессии учителя. Для сравнения: если раньше в год в школы области приходили 56 молодых специалистов, то в 2009 году пришли 286 человек! Еще один показатель: после первого года работы в школе остались работать и не ушли почти 97% тех, кто трудоустроился. Единственная проблема – ребят в армию забирают, а для нас это очень ощутимо, ведь на работу в школы стало больше приходить юношей. Думаю, на школах это скажется только в положительном смысле. Кстати, могу привести еще один показательный пример, который на последнем съезде Всероссийского педагогического собрания отметил премьер-министр Владимир Путин, говоря о системности работы с одаренными и талантливыми детьми по итогам 2009-2010 годов. Белгородская область вышла на первое место в России по эффективности участия в предметных школьных олимпиадах, опередив команды Москвы и Санкт-Петербурга.Наша справка Юрий Васильевич Коврижных родился в 1964 году в поселке Боровом Верхнекамского района Кировской области. Службу в Вооруженных силах прошел в Белгородской области, в 1989 году окончил Белгородский сельскохозяйственный институт, в 1994-м защитил диссертацию на степень кандидата социологических наук. Работал начальником Управления по делам молодежи Белгородской области, с 2000 по 2004 год – заместителем министра образования РФ, с июня 2007 года возглавляет Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области. Статфакт В Белгородской области:     605 школ, 504 детских сада, 19 учреждений НПО и 30 – СПО, вузов (вместе с филиалами) – 21.     В школах области, среди которых 162 городские, 443 сельские, работают 14538 педагогов и обучаются почти 134 тысячи детей.     В области 203 малокомплектных общеобразовательных учреждения.Белгород, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте