search
main
0

Среднему профессиональному образованию альтернативы нет

​Московская городская Дума уделяет много внимания подготовке рабочих кадров для экономики Москвы. О том, почему это так важно, мы решили поговорить с депутатом Мосгордумы Александром МИЛЯВСКИМ.

– Сегодня выпускники 9-х и 11-х классов выбирают, кем стать, и это очень ответственный выбор. А кем вы мечтали стать во время учебы в школе, как потом воплощали свою мечту в жизнь?- В школьные года я мечтал стать артистом или компьютерщиком. Профессии были интересными и требовали каждодневного развития и знаний, как и многие другие профессии. Но еще я с детства интересовался электроникой, свой трудовой путь я начал с 15 лет, работал электриком на заводе, техником на киностудии и других предприятиях, где освоил рабочие специальности, в результате поступил в радиотехнический институт. Получив специальность инженера по ЭВМ, выбрал работу в условиях Крайнего Севера. В переломные 90-е годы, когда практически вся отечественная промышленность пребывала в упадке, возглавил крупное предприятие, где возродил производство конкурентоспособных российских телевизоров. Предприятие, которым я руководил на протяжении восьми лет, до сих пор остается передовым в своей отрасли. За эти достижения указом Президента РФ В.Путина в 2003 году я был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.- Известно, что вы интересуетесь подготовкой кадров для экономики, какую роль в этой важной работе вы отводите системе среднего профессионального образования в целом? Есть ли вообще необходимость в таковом или достаточно будет курсов после школы по месту работы или без отрыва от производства?- Учреждения системы среднего профессионального образования давно стали важным институтом социализации, они формируют профессиональную культуру и профессиональные качества будущих специалистов. В современных реалиях система профессионального образования положительно сказывается на школьниках, выбравших профессию в достаточно раннем возрасте. Курсы же подразумевают узконаправленную подготовку, основная цель которой не столько специализация, сколько извлечение прибыли. Благодаря развитию системы среднего профессионального образования вчерашние школьники, окончив колледж, получают дополнительные шансы на поступление в вуз, параллельно зарабатывая на жизнь.- Есть учреждения СПО, есть работодатели. Не считаете ли вы, что в условиях рыночной экономики частный бизнес обязан сам заботиться о подготовке кадров, а не использовать специалистов, подготовленных муниципальными властями, перекладывая финансовое бремя получения знаний на бюджет?- Сегодня подготовкой кадров занимаются в основном государственные учреждения или учреждения, прошедшие государственную аккредитацию, в сфере профессионального образования. Частный бизнес в условиях рыночной экономики дает возможность прохождения практики, стажировки, а также получения работы во время и после обучения выбранной специальности. Это своего рода симбиоз, неплохо отлаженный, и не стоит его изменять.- Не кажется ли вам, что над системой среднего профессионального образования довлеет стереотип ПТУ советских времен, что автоматически вычеркивает колледжи и образовательные комплексы из списка приоритетов школьников? Что следует сделать, чтобы избавиться от такого стереотипа?- Среднее профессиональное образование – важная составная часть российского образования. Оно развивается как звено в системе непрерывного образования и удовлетворяет потребности личности, общества и государства в получении профессиональной квалификации специалиста среднего звена. Сегодня повышаются интерес к СПО и статус среднего профессионального образования в первую очередь за счет того, что государство принимает непосредственное участие в развитии этой системы. Векторы модернизации системы среднего профессионального образования заложены в Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы. Современный этап развития средней профессиональной школы имеет устойчивую тенденцию к расширению масштабов подготовки специалистов, изменяются требования к содержанию среднего профессионального образования, перед ним ставят принципиально новые задачи по формированию у студентов системного мышления, коммуникативной, правовой информационной культуры, творческой активности, умения анализировать результаты своей деятельности. Уровень подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования дает возможность получить одновременно общее и профессиональное образование, что востребовано миллионами молодых людей, заинтересованных в скорейшей самореализации. Важность среднего профобразования обусловливается тем, что благодаря многочисленности учебных заведений и невысоким затратам на обучение колледжи удовлетворяют образовательные потребности населения с ограниченными экономическими возможностями. К тому же среднее профессиональное образование служит одной из форм социальной защиты для выпускников школ и как следствие стабилизирующим фактором в обществе.- Нет ли у вас или ваших коллег в Мосгордуме планов или желания что-либо поменять в существующей системе среднего профессионального образования Москвы?- Я предложил обязательно рассмотреть эту тему на круглом столе в Мосгордуме, куда были приглашены и представители Департамента образования, и непосредственно педагоги, директора образовательных комплексов, то есть люди, ежедневно работающие в системе среднего профессионального образования. Изменять что-либо надо так, чтобы не навредить, исходя из этого мы и вели разговор на этом круглом столе.- Можно ли вообще сделать непрестижную, но очень нужную городу профессию престижной? Что может сделать для этого каждая из ветвей власти столицы?- На самом деле все зависит от того, как на это дело смотреть, под каким углом. Во-первых, конкуренция престижных профессий на рынке труда просто бешеная, и всякого рода юристов, экономистов, дизайнеров уже просто пруд пруди, в то время как хороший плиточник просто на вес золота. Хотелось бы отметить, что престижность – это не то определение, которым можно измерить профессию. Есть рабочие профессии, которые со временем утратили звание «непрестижных»: плиточники, монтажники, сантехники. Специалисты в этой сфере порой зарабатывают в разы больше, чем руководители юридических отделов, специалисты – работники городских администраций. При этом их услуги пользуются спросом. Профессии водителя автобуса, электрика, монтажника – престижны ли они? Они более чем престижны, эти люди живут своими профессиями. Можно получать удовлетворение от материальных благ, приносимых профессией, но в душе быть несчастным, а можно идти на работу как на праздник и быть счастливым каждый день. Это важнее престижа. Раньше молодые и активные попросту не хотели стоять у конвейера и сметать стальную стружку со станков, а сейчас благодаря повышению имиджа рабочих специальностей, получив рабочие места, оснащенные современной техникой, многие рабочие гордятся своей профессией.- Должен ли частный бизнес Москвы ощущать свою социальную ответственность за положение дел в системе профессионального образования?- Конечно, частный бизнес несет социальную ответственность за трудоустройство выпускников профессионального образования, самой системой профессионального образования занимаются специалисты в области образования, изучающие этот вопрос и прослеживающие тенденции системы, ее положительные и негативные стороны, отражающиеся на выпускниках.- Каковы вероятные пути развития социального партнерства частного бизнеса и учебных заведений профессионального образования? Как улучшить подготовку будущих специалистов и сделать их востребованными на рынке труда?- Социальное партнерство частного бизнеса и учебных заведений профессионального образования может быть развито в предоставлении рабочих мест выпускникам и проведении практики студентов для закрепления теоретических знаний на практике. Думаю, необходима взаимная поддержка, нужен более тесный контакт частного бизнеса с учебными заведениями среднего профессионального образования.- Необходимы ли научные исследовательские подразделения в составе учреждений среднего профессионального образования?- Думаю, что нужны, научные исследовательские подразделения в учреждениях профессионального образования могли бы сыграть весомую роль в повышении рейтинга учебного заведения и привлекли бы внимание абитуриентов и их родителей. Однако, на мой взгляд, научные исследовательские подразделения нужны все же в высших учебных заведениях, для детального применения теоретических знаний в практических работах, а в среднем звене они станут лишними.- Есть ли, на ваш взгляд, отдача от имеющейся системы профориентации в школах? Надо ли что-либо радикально менять в ней? Не стоит ли подумать о введении «профориентации для родителей»?- Благодаря системе профориентации учащиеся заранее намечают и согласовывают свои планы жизненного и профессионального самоопределения. Роль родителей в выборе будущей профессии с использованием их собственного жизненного опыта часто становится определяющей. Неплохо было бы ввести соответствующие занятия для родителей, чтобы расширить их кругозор, но реально это никак не сделаешь. Возможно, положение улучшится с созданием образовательных комплексов, где профориентация получает дальнейшее развитие. Кроме того, думаю, на выбор профессии влияют и «Профессиональные среды», которые в столице проводят колледжи Департамента образования.- На что следует обратить внимание школьникам и их родителям при выборе профессии?- Престижная работа – это, конечно, хорошо, и думать об этом нужно, но далеко не в первую очередь. Сначала необходимо решить, а совпадает ли выбранная профессия с интересами подростка. Ведь каждый человек имеет какие-то способности, склонность к какой-то деятельности. Очень важно выявить эти способности и нащупать склонности.- Какими должны быть критерии оценки качества столичного образования в сфере профессиональной подготовки специалистов среднего звена?- Оценка качества освоения программы подготовки специалистов среднего звена должна включать в себя контроль знаний: промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников отражается в двух основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин и оценка компетенций обучающихся. Для более точной оценки качества считаю необходимым развивать систему проведения производственной практики.- Что бы вы хотели пожелать студентам колледжей и образовательных комплексов Москвы, абитуриентам, которые сегодня выбирают профессию и колледж, в котором могут ее получить?- Жизнь – это стойкое стремление к чему-то новому, лучшему, великолепному. Абитуриентам хочу сказать: выбирайте профессию, которая будет для вас новой, лучшей и желанной, а студентам учреждений среднего профессионального образования желаю учиться так, чтобы наиболее полно овладеть суммой знаний, получаемой в колледже, чтобы затем реализовать все свои знания, планы и идеи на работе. Конкретные дела демонстрируют истинный уровень профессиональных компетенций. Не применяйте свои знания шаблонно, стремитесь подходить к делу творчески. У каждого человека есть возможность вложить в свое дело сердце и душу, а чем больше индивидуальности вложено в работу, тем будет интересней и вам, и другим людям, которые будут ценить вас как специалиста.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте