search
main
0

Среди обязательных предметов -физкультура

общеобразовательных учреждений РФ

Базисный учебный план

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации подготовлен в соответствии с “Концепцией структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)” и требованиями, предъявляемыми Положением о конкурсе к разработке Базисного учебного плана.

Базисный учебный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.

В инвариантной части Базисного учебного плана полностью реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта, который обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации и гарантирует овладение выпускниками общеобразовательных учреждений необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающим возможности продолжения образования.

Вариативная часть Базисного учебного плана обеспечивает реализацию регионального и школьного компонентов.

Часы вариативной части используются для изучения предметов, обозначенных в образовательных областях Базисного учебного плана (в том числе для углубленного изучения), на изучение курсов по выбору, факультативов, проведение индивидуальных и групповых занятий.

1. Начальная школа.

Базисный учебный план начальной школы предусматривает работу общеобразовательного учреждения по пятидневной учебной неделе.

Содержание образования начальной школы реализуется преимущественно через образовательные области, обеспечивающие целостное восприятие мира. Структура содержания образования начальной школы предусматривает следующие образовательные области: “Словесность”, “Математика”, “Природа и общество”, “Искусство и художественный труд”, “Физическая культура”.

Словесность предполагает формирование базисных умений чтения, письма, устной и письменной речи, первоначального представления о языке и его структуре, первоначальных умений анализа и понимания текстов разных типов, а также практическое овладение вторым языком (в школах и классах с обучением на нерусском языке и в школах с ранним началом преподавания иностранного языка). Особое место здесь занимает введение в литературу (литературное чтение).

Математика предполагает формирование базисных умений счета, решения задач, а также основ математического мышления и информационной культуры. Важной задачей в начальной школе является также овладение языком математики.

Природа и общество дает ребенку основы системных знаний о природе, обществе и самом себе, обеспечивает интеграцию естественных и обществоведческих знаний с целью формирования у детей младшего школьного возраста целостного взгляда на окружающий мир и место в этом мире человека.

Искусство и художественный труд включает музыку, изобразительное искусство и технологию, которые способствуют вхождению ребенка в мир художественной культуры, эмоционально-целостному освоению окружающего мира и человеческих отношений.

Физическая культура обеспечивает сохранение и укрепление здоровья школьника, развивает потребность в здоровом образе жизни и физической культуре, формирует знания и практические умения, которые позволяют ребенку узнать себя и свои возможности, формирует умения двигаться, управлять свои телом.

Продолжительность урока в начальной школе должна составлять:

– в 1-х классах в I четверти – 35 минут, начиная со II четверти – 40 минут (число уроков в день не должно превышать четырех);

– во 2-4-х классах – 40 минут, при этом возможно по решению общеобразовательного учреждения дополнительное увеличение учебной нагрузки на 1 урок в неделю во 2-4-х классах, однако число уроков в день не должно превышать пяти.

В 1-м классе не должны задаваться домашние задания и оцениваться достижения учащихся в виде отметок.

В оздоровительных целях в общеобразовательных учреждениях создаются условия для удовлетворения биологической потребности школьников в движении. Для этого сверх учебного плана на каждый класс выделяется по 2 часа в неделю дополнительного времени во второй половине дня на физическую культуру, занятия в спортивных секциях, художественных, танцевальных, музыкальных и творческих студиях.

Финансирование этих часов осуществляется по нормам финансирования факультативных занятий. Возможно создание межклассных групп.

2. Основная общеобразовательная школа.

Содержание образования в основной школе является относительно завершенным и базовым для продолжения обучения в средней (полной) общеобразовательной или профессиональной школе, создает условия для подготовки учеников к выбору профиля и дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования.

В Базисный учебный план основной школы входят следующие образовательные области: “Филология”, “Математика”, “Информатика”, “Обществознание”, “Естествознание”, “Искусство”, “Физическая культура и здоровье”, “Технология”.

В каждой образовательной области инвариантной части, кроме образовательных областей “Математика”, “Информатика” и предмета физики, может быть выделено 10-15 процентов времени на региональный компонент содержания образования.

Образовательная область “Филология” представлена предметами: русский язык, родной язык, русская литература, родная литература, иностранный язык.

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, языком межнационального общения и консолидации народов России. Родной язык выступает в качестве языка национального единения, иностранный язык – в качестве средства межгосударственной коммуникации.

Языковое образование предполагает формирование речевой деятельности, совершенствование нравственной, эстетической и коммуникативной культуры ученика, т.е. вооружает инструментом получения знаний в любых сферах образования.

Литературное образование формирует представление о литературе как искусстве слова, обеспечивает становление читателя, способного к художественному восприятию, к собственным размышлениям, переживаниям, ассоциациям; формирует взгляд на произведения как на результат творчества писателя и способности представлять себе писателя как человека и художника.

В образовательную область “Математика” входят предметы: математика, алгебра, геометрия.

Курс математики в основной школе предполагает овладение учащимися конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования. Начиная с 9-го кл., возможно изучение углубленного курса математики как этапа профилизации старшей школы.

Образовательная область “Информатика” представлена предметом информатика, который формирует системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучает информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, формирует навыки использования информационных технологий, необходимых в области практической деятельности человека.

Образовательная область “Обществознание” представлена предметами: история, обществознание, география; объединяет в основном предметы, изучающие общественные отношения, процессы и явления. При этом развитие общества рассматривается как во времени (история), так и в пространстве (география).

История формирует систему знаний об истории человеческого общества, место в ней России, воспитывает гражданина и патриота России, развивает историческое мышление. Интегрированный курс обществознания приобщает учащихся к гражданской культуре, освоению начал правовых, социологических, политологических, экономических, культурологических знаний.

Включение в эту область географии дает возможность более широкой реализации межпредметных связей не только обществоведческих предметов (история, экономическая и социальная география), но и между природой (физическая география) и обществом (история, обществознание, экономическая география).

Образовательную область “Естествознание” составляют: естествознание, физика, химия, биология, экология. Интегрированный курс “Естествознание” продолжает формировать целостную картину мира, представление о единстве и многообразии свойств неживой и живой природы. Систематические курсы физики, химии, биологии углубляют знания об окружающем мире, способствуют приобретению навыков применения достижений науки в практической деятельности. Интегрированный курс экологии обобщает знания и умения, полученные в курсах физики, химии, биологии, формирует широкий взгляд на мир, человечество и природу, ответственное отношение к окружающей среде.

Образовательная область “Искусство” представлена предметами музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура; способствует созданию художественного образа в формах творческой деятельности школьника; формирует целостное представление о видах и жанрах изобразительного искусства, чувство стиля в музыке, познание особенностей музыкального языка, интерес к высшим достижениям мирового музыкального искусства; их связи с жизнью и с другими видами искусства (литературой, историей, театром, кино и т.д.), и на этой основе – развитие культуры чувств и эстетического вкуса.

Образовательная область “Физическая культура и здоровье” способствует формированию и укреплению физического и психического здоровья; овладению навыками и умениями преобразовательно-двигательной деятельности в разнообразных формах; воспитанию индивидуальных возрастных и половых особенностей в общении, в коллективном взаимодействии; укреплению функциональных возможностей развития психических и физиологических процессов.

Образовательная область “Технология” представлена предметом технология, который формирует технологическое мышление, творческое отношение к своей трудовой деятельности, к создаваемому продукту, вырабатывает навыки самостоятельной практической деятельности, создает общественно-ценностную мотивацию выбора профессии.

Вопросы организации производительного труда, проведения трудовой практики решаются советами учебных заведений на основе добровольного участия школьников за счет использования часов вариативной части Базисного учебного плана.

Режим работы устанавливается общеобразовательным учреждением самостоятельно с учетом мнения родительской и педагогической общественности (ст.ст. 32, 35 Закона РФ “Об образовании”).

Базисный учебный план основной общеобразовательной школы предусматривает возможность работы общеобразовательного учреждения по пятидневной учебной неделе. Шестой день недели по решению совета школы организуется как развивающий: посещение музеев, выставок, проведение соревнований, прогулки на природу и т.д.

Продолжительность урока в основной школе должна составлять 45 минут.

Число уроков в день в 5-6-х кл. не должно превышать пяти, в 7-10-х кл. – шести. При этом часы, используемые на индивидуальные и групповые консультации, а также часы школьного компонента, используемые на поисково-исследовательскую деятельность учащихся, по решению совета школы могут не учитываться при определении соответствия нагрузки учащихся нормам максимальной обязательной аудиторной нагрузки.

В оздоровительных целях начиная с 5-го класса рекомендуется отводить сверх учебного плана по 3 часа в неделю в каждом классе во второй половине дня на физическую культуру, занятия в спортивных секциях, художественных, танцевальных, музыкальных и творческих студиях.

Финансирование этих часов осуществляется по нормам финансирования факультативных занятий. Возможно создание межклассных групп.

При проведении занятий по иностранному языку, трудовому обучению (5-10-е кл.), физической культуре (9-10-е кл. в урочной деятельности в рамках учебного плана) и информатике осуществляется деление классов на две группы: в городских учебных заведениях при наполняемости 25 человек, в сельских – 20 и более человек.

При наличии необходимых средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью.

Базисный учебный план основной общеобразовательной школы может быть реализован и при 6-дневной учебной неделе. В этом случае максимальная недельная учебная нагрузка учащегося в 5-8-х кл. увеличивается на 3 часа в каждом классе, в 9-10-х кл. – на 6 часов в каждом классе. Дополнительные часы необходимо использовать на занятия по выбору, факультативные, индивидуальные и групповые занятия.

3. Средняя (полная) общеобразовательная школа.

Средняя (полная) общеобразовательная школа (11-12-е кл.) является профильной.

Профили должны соответствовать видам общеобразовательных учреждений: лицеям, гимназиям, средним общеобразовательным школам с углубленным изучением отдельных предметов, средним (полным) общеобразовательным школам.

Гимназия реализует общеобразовательные программы повышенного уровня гуманитарного профиля.

В гимназиях в зависимости от возможности и желания учащихся могут открываться классы филологического, историко-филологического, художественно-эстетического, языкового и др. направлений.

Лицей реализует общеобразовательные программы повышенного уровня естественно-научного профиля. В лицеях могут открываться классы физико-математического, биолого-химического, экологического и др.направлений.

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов реализует общеобразовательные программы углубленного изучения по одному или нескольким предметам. В данных общеобразовательных учреждениях могут открываться классы с углубленным изучением отдельных предметов.

Средняя общеобразовательная школа реализует общеобразовательную программу среднего (полного) общего образования.

В средних общеобразовательных школах в зависимости от возможности и желания учащихся могут открываться классы технического, общеобразовательного, гуманитарного, естественно-научного направления.

Общеобразовательные учреждения любого вида самостоятельно выбирают общеобразовательные программы того уровня, которые соответствуют профилю класса и виду общеобразовательного учреждения.

Базисный учебный план общеобразовательной школы предусматривает возможность работы общеобразовательного учреждения по пятидневной учебной неделе. Продолжительность урока должна составлять 45 минут. Число уроков в день не должно превышать шести.

Базисный учебный план всех видов общеобразовательных учреждений в профильных классах может быть реализован также и при шестидневной учебной неделе (не более 6 уроков каждый день).

Учебный план гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением отдельных предметов строится в соответствии с выбираемым уровнем общеобразовательных программ, при этом обязательным является изучение русской литературы, иностранного языка, истории, обществознания, математики, курсов естественных дисциплин и физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности.

Максимальная обязательная аудиторная нагрузка при 5-дневной учебной неделе составляет для каждого класса 30 часов в неделю, при 6-дневной учебной неделе – 36 часов.

Часы, используемые на индивидуальные и групповые консультации, на поисково-исследовательскую деятельность учащихся, по решению совета школы могут не учитываться при определении соответствия нагрузки учащихся нормам максимальной обязательной аудиторной нагрузки.

В оздоровительных целях рекомендуется отводить часы сверх учебного плана по 3 часа в неделю в каждом классе во второй половине дня на физическую культуру, занятия в спортивных секциях, художественных, танцевальных, музыкальных и творческих студиях.

Финансирование этих часов осуществляется по нормам финансирования факультативных занятий. Возможно создание межклассных групп.

При проведении занятий по иностранному языку, технологии, физической культуре (в рамках учебного плана), информатике и вычислительной технике, физике, химии (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы: в городских учебных заведениях при наполняемости 25 человек, в сельских – 20 и более человек.

При наличии необходимых средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью или большее число групп.

Базисный учебный план финансируется во всех видах общеобразовательных учреждений не ниже максимальной учебной нагрузки учащихся с учетом групповых консультаций и спортивных секций и кружков.

Факультативные, индивидуальные, групповые занятия финансируются в зависимости от количества групп, определяемых общеобразовательным учреждением, и независимо от количества учащихся в группе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте