Вся наука изначально строилась на сущностном различении между знанием и всего лишь мнением. Еще Сократ защищал знание от мнения. Защищал объективный характер познания.В «Меноне» Платона Сократ спрашивает: «Стало быть, тебе неведомо, что правильное, но не подкрепленное объяснением мнение нельзя назвать знанием? Если нет объяснения, какое же это знание?.. Прорицатели и провидцы подчас в своем исступлении говорят правду, но сами не ведают, что говорят и почему».
Своеволию человека Сократ противопоставляет общую духовную основу и организацию всего человечества.
У Платона мнения (взгляды) неотчетливы, смутны. А знание явственно и ясно. Мнение имеют те, кто мнит. Мнить – полагать и воображать, например, быть высокого мнения о себе.
Знание превыше всего. «Не может разум быть чьим-либо послушным рабом. Нет, он должен править всем, если только по своей природе подлинно свободен. Но в наше время этого нигде не встретишь, разве только что в малых размерах». (Законы, IX, 875c-d).
Аристотель осмысливает знание в терминах необходимых суждений, которые выражают причинно-следственные связи. Мнение, напротив, обходится без выяснения причин и носит вероятностный характер.
Ибн Рушд (Аверроэс, 1126-98 гг.) – арабский философ и врач, знаменитый представитель восточного аристотелизма. Он даже людей различал по этому признаку: знающий (аподиктик) постигает истину, мнящие (диалектик и риторик) довольствуются воображением.
Своей задачей Джон Локк считал ответы на вопросы, как было получено то или иное знание. Что из утверждаемого достоверно, истинно, а что всего только мнение или даже пустое поддакивание.
Шотландский скептик ХVIII века Дэвид Юм дал классификацию мнений: предположение, догадка, убеждение. Юм показал, что мнение в корне отличается от гипотезы, которая подлежит проверкам.
Истинное знание основано на логической необходимости. Оно строго доказано, проверено и перепроверено. Оно достоверно. Мнение же – только слабая форма веры, выражающая оценку, отношение, взгляд, настроение.
В хорошей современной школе чрезвычайно важно поощрять в детях осторожность суждений, воздержание от непроверенных высказываний, страх логических ошибок.
Показательно, что в нацистской школе знание вытеснялось культом мнения, которое, оказывается, надобно было упрямо («мужественно») отстаивать.
В национал-социалистической Германии школа была подчинена войне. Подготовке и ведению завоеваний. Пути к этой цели предначертал Гитлер. В его программной книге «Майн Кампф» на эту тему значится:
«Лучше, чтобы молодежь отвечала на вопрос иногда не совсем правильно, чем не отвечала вовсе. Надо влиять на молодежь в этом смысле, чтобы она имела мужество действовать. Наше государство будет воспитывать в юношестве со школьной скамьи готовность мужественно отстаивать свое мнение».
Иными словами: о правильности своих действий заботится трус, а герою истина просто не нужна.
Чтобы отнимать и убивать, надобно держаться мнения (а не знания) и воли к действию (а не совести).
Поощряйте безответственное мышление, и вы вырастите настоящего хищника, рабовладельца и утилизатора кожи убитых людей. И при этом «с радостью берущего на себя ответственность за свои поступки», в истинности которых он не должен ни разбираться, ни сомневаться.
Жутковатый культ мнения без сомнения. Он враждебен личности и культуре. Он всегда противостоит прогрессу, ибо ведет к разрушительному мировосприятию.
Комментарии