search
Топ 10

Споры о тоталитаризме

В издательстве “Возвращение” вышла хрестоматия для старшекласcников “Есть всюду свет. Человек в тоталитарном обществе”. Отметим одно немаловажное для учителей обстоятельство: министерского грифа “Допущено” или “Рекомендовано” книга не имеет. Так что учебным пособием по литературе XX века (так сказано в аннотации) книга названа произвольно.
Что такое тоталитарное общество? Составитель хрестоматии Семен Виленский не дает на этот вопрос никакого ответа. В статье “Суд идет”, которую надо понимать как вступление ко всей книге, он лишь описывает, как гадостно, трудно и унизительно в этом обществе жить. В статье чрезвычайно сложно отыскать достаточно аргументированную мысль, основанную не на эмоциях, не говоря уж о концептуальном определении тоталитаризма. Хрестоматия не имеет методического руководства. Составитель, похоже, не утруждал себя вопросом методической помощи учителю. Вообще после знакомства с публицистикой Семена Виленского остается впечатление, что проблема беспристрастного осмысления феномена тоталитаризма его не волновала, ему просто хотелось высказаться о том, сколь мерзко было жить у нас при большевиках и как хорошо – в “свободном обществе” на цивилизованном Западе.
По моему мнению, изучение феномена тоталитарного общества должно идти через дискуссию, через споры, через сопоставление разных точек зрения. Антисоветская методология вряд ли может служить единственно верным подходом к оценке существовавшего у нас строя. Мы рискуем впасть в другую крайность. Куда больший эффект, по-моему, даст простое сопоставление верноподданнической литературы и произведений, авторы которых прошли ГУЛАГ, обсуждение с детьми вопросов изображения человека, его ценностного мира в них. Хрестоматия должна была бы учитывать возможность проведения дискуссий и сопоставления произведений.
Книга удивляет обилием второстепенных имен. Не включены Замятин (“Мы”), Есенин (“Страна негодяев”), Твардовский (“По праву памяти”), Бунин (“Окаянные дни”), Гиппиус (дневники), Шолохов (отрывки из “Тихого Дона”, посвященные “расказачиванию”). Неужели в школе вместо классиков нужно изучать творчество Ольги Адамовой-Слиозберг, Евфросинии Керсновской, Нины Гаген-Торн, Михаила Геллера?..
Может быть, если мы хотим сформировать представление о тоталитаризме, имеет смысл обратиться к лучшим образцам мировой литературы и сравнить их с русскими. Китайская литература, например, тоже бралась за осмысление эпохи культурной революции. Помню, какое сильное впечатление произвел на меня рассказ Цун Вэйси “Язык”, переведенный у нас на заре перестройки. Человек, опасаясь сболтнуть что-то лишнее, отрезал себе язык. А вспомнить “Силу и славу” Грэма Грина… Конечно, и здесь очень важно учить ребят самостоятельно думать и не навязывать им своего мнения. В преподавании темы тоталитарного общества надо избегать тоталитарных подходов.

Виктор БОЧЕНКОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте