По первому диплому я учитель физического воспитания средней школы, хотя из-за последствий тяжелой травмы поработать в этой должности пришлось всего один год. Всю оставшуюся жизнь я посвятил проблемам восстановления здоровья. Изучив практически все системы оздоровления, создал свой метод, адаптированный к России для всех возрастных групп. И вот к какому грустному выводу пришел: профессионального физического воспитания в России нет! Понятие “физическая культура” у нас как-то незаметно подменилось куцым словечком “физкультура”, навевающим невеселые воспоминания о “физруке” достаточно дебильного вида со свистком во рту и мячом в руке. Выражение “физическое воспитание” постепенно выходит из повседневного употребления, а понятие, обозначаемое этим выражением, все чаще сводится к слову “зарядка”.
О здоровье вспоминают, когда начинают полнеть, когда появляется одышка, повышается давление. Начинают ни с того ни с сего бегать, играть в футбол, теннис. В результате – инфаркт или грыжа позвоночника. Обращаются к врачу, тот запрещает все и укладывает в постель. К болезни добавляется страх. Люди взрослые, уже больные или находящиеся в пограничном состоянии, свои страхи переносят на своих детей, на их воспитание.
На мой взгляд, понятие “здоровье” не имеет ничего общего ни с таблетками, ни с физиотерапией. Здоровье у меня прежде всего ассоциируется с поговоркой “Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья”. Здоровье ребенка закладывается еще до того, как он родился. Брак, подготовка к беременности, правильное поведение во время беременности. Здесь вместе с родителями должны работать педагог, психолог и акушер-гинеколог. Важное значение имеют условия родов, правильное поведение родителей по отношению к себе и ребенку в первый год жизни (подключается микропедиатр), ясли, сад, школа. На каждом этапе ребенка и его родителей сопровождают специалисты, однако их советы, увы, приводят к весьма неутешительной статистике, которую мы имеем к окончанию ребенком средней школы: 95% выпускников средней школы не могут выполнить сколько-нибудь серьезных тестов на физические показатели – координацию движений, силу и выносливость. Проще говоря – не могут управлять своим телом. Только 5% счастливчиков регулярно посещают спортивные секции. Но и у них есть проблемы. Дело в том, что базовая общефизическая подготовка (ОФП) в нашей стране отсутствует. Любой тренер дает исключительно специализированную ОФП…
Итак, ребенок приходит в школу с уже имеющимся дисбалансом в общефизической подготовке. И что же может предложить школа? Два урока “физкультуры”! Здесь это слово как нельзя кстати. Физкультура: пионербол и кружки (карате, теннис, танцы).
Мне в школе повезло. Я занимался осенью футболом и легкой атлетикой на открытом воздухе, а в начале зимы – гимнастикой, заметьте, на настоящих гимнастических снарядах, позже – лыжами в лесу. В некоторых школах есть бассейн, практикуются занятия на открытом воздухе. Мой учитель был настоящим преподавателем физического воспитания, он любил свою работу и сам владел всеми видами спорта, изучаемыми в школе. Тем не менее сейчас я смотрю на процесс физического воспитания уже другими глазами, глазами врача, помогающего восстанавливать здоровье детям с нарушениями осанки, страдающим крайней болезненностью или физическим недоразвитием.
Сейчас модно сетовать на отсутствие условий в школах, на недостаток средств. А нужны ли эти условия и эти средства? Все ли решают они? Кто всегда был лучшим на уроке физкультуры? Более сильные и здоровые дети, то есть имеющие хорошее здоровье и получившие дошкольное воспитание. Они и становились лидерами на уроках физического воспитания. А остальные? Те, которых большинство, – не вполне здоровые, недостаточно физически развитые. Я был один в классе, у кого жесткая медкомиссия не нашла ничего мешающего прохождению воинской службы. Сейчас же только официально 70-75% выпускников не готовы к прохождению воинской срочной службы по физическим показателям.
Есть еще проблема скромных толстых детей. И родители здесь не всегда виноваты, ведь большинство из них при воспитании своих детей руководствуются советами педиатров, выполняют их рекомендации. Педиатры при характеристике состояния ребенка ориентируются прежде всего на результаты анализов, некоторые рефлексы, прививки. И все. Когда я понес к врачам для получения медицинской карты свою младшую дочь и показал, как она себя чувствует, когда я ее держу за ноги, как она стоит на ладони без поддержки в 2,5 месяца, рассказал, что обливаю ее холодной водой, – врачи пришли в ужас. Тем не менее все их анализы мы сдали благополучно и карту получили.
Вы скажете, а что же делать, ведь в школе на укрепление здоровья отводится два урока физкультуры по 45 минут. Многие считают, что этого мало, я считаю – достаточно. И готов это доказать на собственном примере.
Все родители хотят, чтобы дети их были сильными, координированными и здоровыми. Какой же универсальный вид физического воспитания это дает? Постараюсь ответить.
У человека 600 мышц, 400 суставов, 100 м2 капилляров, более 50% веса человека составляет соединительная ткань. Мышечная ткань должна составлять 40% веса человека. Зачем же такая “прорва” связок, суставов и мышц? Все знают – для опорно-двигательной функции, движение – это жизнь! Соединительная ткань выполняет еще защитную и целый ряд других жизненно важных функций, на мой взгляд, основных. Но только при одном условии – активизации. Активизирует соединительную ткань мышечная при выполнении одного фундаментального закона физиологии: сокращения и расслабления, т.е. движения.
Глубокое знание морфологии и гистофизиологии мышечной и соединительной тканей дает врачу понимание механизмов возникновения и развития целого ряда заболеваний, позволяет применять рациональную терапию, в основе которой – объективное знание фундаментальных механизмов патологического процесса.
Организм человека – это целая аптека, но чтобы ею пользоваться, надо знать законы движения.
Правильное движение лечит, неправильное – калечит. Правильное движение должно закладываться с детства. Мне часто приходится лечить людей, уже проживших большую часть жизни, заново учить их двигаться, расслабляться, дышать, общаться с солнцем, воздухом и водой.
Человек живет благодаря движению, воспроизводимому мышечно-соединительной тканью, которая приводит в движение кровь, кровь питает ткани и органы, и последние уже выполняют предназначенные им природой функции. Если у человека недостаточно развита или неполноценно функционирует мышечно-соединительная ткань, то нарушается ток крови, органы и ткани недополучают достаточного питания и в результате этого появляются болезни. Если у ребенка мышцы и связки развиты недостаточно, то во взрослую жизнь он вступает уже больным, не готовым к здоровой репродукции. Мышечно-связочные ткани обладают в то же время уникальной способностью – восстанавливать себя в любом возрасте при соблюдении закона сокращения и расслабления. Этот закон невозможно заменить таблетками, физиотерапией и даже мануальной терапией.
Тесная связь мышечной системы с мозгом давно известна, однако повальное увлечение аэробными нагрузками (бег, игры) уводит в сторону от реализации этой возможности. Среднестатистический городской ребенок сейчас достаточно получает так называемой аэробной нагрузки (ролики, футбол во дворе), но попроси его подтянуться хотя бы три раза – не сможет.
При иридодиагностике на радужной оболочке глаза область кисти занимает 2/3 диаметра, роль кисти (руки) в целом оказывает огромное влияние на развитие мозга. А в школе – пионербол и бег. Поверьте мне, ребенок свое “набегает”, но состояние его рук (кисти, плечи), груди и спины чаще всего плачевное. То же касается и пресса. Ноги подчас тоже оказываются не в лучшем состоянии. Тесты на эти три “этажа” тела ориентированы не на рекорды, а соотносятся с весом человека индивидуально. Если ты весишь 50 кг, то и на тренажере ты должен выполнить соотносимые с этим весом нагрузки (хотя бы 70% от веса).
Над развитием этих функций и должны работать учителя физического воспитания. Что касается медицины, то, учитывая клиническую актуальность и отсутствие радикальных методов лечения, многие исследователи, занимающиеся данной проблемой, сходятся во мнении о “необходимости выделения миопатологии в отдельную специальность”. (Хорошко В.К., 1972, Travell J., Simons D., 1983, Benett R. 1986, 1990, Fischer A., 1991).
Сейчас в России прививается новая медицинская специальность – кинезитерапия, представителем которой я тоже являюсь. Но как-то автоматически этим термином пытаются завладеть и специалисты ЛФК, и даже мануальной терапии. Однако не стоит забывать о том, что для выполнения условий кинезитерапии необходимо:
1. Иметь основную базу современных реабилитационных тренажеров, механические свойства которых должны соответствовать биомеханике суставов человека и стандартам безопасности. (Современные российские медицинские учреждения таковыми не располагают хотя бы по причине дороговизны. Наш центр оснащен таким оборудованием полностью).
2. Наличие методики по выполнению лечебных программ на этих тренажерах.
3. Сопутствующие условия (например, для бальнеотерапии, а также наличие общих методик по дыханию при нагрузке, питанию и упражнениям без тренажеров).
Внимательно изучая эту проблему, я пришел к выводу, что детей не приобщают к тренажерам с детства, “чтобы не перегрузить”. Мой опыт, как личный, так и врачебный, доказывает обратное. Дети, занимающиеся на тренажерах, растут быстрее, практически не болеют и легко поддаются обучению.
Для школы необходимо создать программу, ориентированную на развитие мышечно-связочной ткани, всех крупных суставов, позвоночника, прежде всего – на развитие коротких глубоких мышц. Без специальных тренажеров эта задача невыполнима, как бы ни был насыщен урок физического воспитания в школе.
Два часа в неделю надо посвящать только занятиям на тренажерах, адаптированных для детей и подростков. Решением этой проблемы я сейчас занимаюсь. Начать можно в порядке эксперимента хотя бы в нескольких школах. Предварительная стоимость для среднеоборудованного зала составит не более 5-6 тысяч долларов США.
Преимущества такой программы физического воспитания детей:
1. Действительно индивидуальный подход к каждому ребенку, индивидуальная коррекция его физических недостатков.
2. Снятие проблемы стыдливости. Нет строя, нет сравнения, а значит, снимается важнейшая психологическая проблема. Пропусков не будет.
3. Загрузка на 100% всех мышц и суставов в течение 45 минут гарантирована, а для отдыха между занятиями 48-72 часа оптимальны, что вписывается в школьную программу.
4. Абсолютная безопасность гарантируется отказом от свободных весов (штанга, гантели) и страховкой друг друга школьниками и педагогами.
5. Программу можно начинать выполнять уже с 1-го класса.
Результаты:
1. При переходе из класса в класс ребенок только улучшает свои показатели (контроль в специальном дневнике) и избавляет себя практически от всех заболеваний.
2. Формирование здоровой нации.
Сергей БУБНОВСКИЙ,
руководитель специализированного медицинского центра кинезитерапии по лечению грыжи позвоночника без операции, врач
Москва
Комментарии