search
main
0

Спорить не будем. Обсудим!

Достичь консенсуса между учителями, родителями и детьми

Педагогические встречи на площадках образовательных организаций Ленинградской области проходят с завидной регулярностью, и каждая из них становится событием. Не стало исключением и общение педагогов, учеников и родителей в центре образования «Кудрово» Всеволожского района, куда заглянули члены Ассоциации педагогов Ленинградской области. В программе мероприятия были открытые уроки, мастер-классы, но кульминацией, пожалуй, стала кейс-сессия «Актуальные вопросы образования», куда пригласили всех участников образовательного процесса.

Главное – научиться слушать собеседника

Как пояснил сопредседатель Ассоциации молодых педагогов лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года»-2020 Иван Хеорхе, идея проведения подобного мозгового штурма родилась после участия педагога во Всероссийском конкурсе «Учитель будущего», где конкурсантам были предложены видеозадачи, обсудить которые и по возможности найти решение требовалось в команде. В рамках многих встреч ассоциации кейс-сессии проводились среди профессионального сообщества. В центре «Кудрово» участники педагогической встречи впервые отступили от правила и включили в сессионное общение не только учителей, но и учеников и родителей. И оказалось, что такой подход открывает новые грани школьного взаимодействия, позволяя одну и ту же ситуацию рассмотреть с трех разных сторон.

Участникам кейс-сессии продемонстрировали три видеоролика. В первом фрагменте речь шла о личном пространстве педагога, которому в течение вечера субботы настойчиво звонят и пишут родители учеников, озабоченные выполнением сложного домашнего задания. Во втором ролике новая учительница с первого урока задала классу контрольную работу, с которой лучшая ученица справилась на «3», что не понравилось ни ее родителям, ни руководству школы. С педагогом попытались «договориться», однако не получилось. Третья ситуация касалась проблемы невыполнения домашних заданий теми учениками, кто уже выбрал профильное направление и не желает заниматься непрофильными предметами.

Нужно отметить, что команды учителей, учеников и родителей синхронно попадали в остроту и актуальность проблемы, но пути решения у разных участников образовательного процесса отличались. Например, в ситуации с нарушением личного пространства педагога ребята предложили гораздо больше вариантов для предотвращения конфликта, нежели взрослые. Так, ученики посоветовали на общих родительских собраниях давать информацию о ресурсах, где можно найти ответы на интересующие вопросы. Также ребята посчитали правильным, если возникает много вопросов по учебе, делегировать одному из родителей общение с педагогом, правда до определенного времени суток.

В видеоситуации с новой учительницей наиболее оптимальное и грамотное решение предложила команда педагогов, которые согласились с тем, что давать на первом уроке контрольную работу непродуктивно, но можно провести ознакомительную беседу, наладить контакт с учениками и подготовить их к тому, что на следующем занятии их знания по предмету могут быть проверены.

Третий видеофрагмент показал наибольшее расхождение мнений среди участников образовательного процесса. Например, взрослые команды пришли к единому мнению, что учеба – это все-таки работа и ответственность в том числе за выполнение домашних заданий, и ее нужно воспитывать уже в начальной школе. Также частыми бывают ситуации, когда ребенок, выбравший одно направление, в 11‑м классе вдруг решает, что ему интересно нечто противоположное, поэтому изучать целесообразно все школьные предметы. Другое дело, что нужно думать над мотивацией учеников и над снижением учебной нагрузки.

Что касается команды учеников, то ребята высказали уверенность в том, что домашних заданий по ненужным для сдачи ЕГЭ предметам можно не давать и нет смысла требовать по ним глубоких знаний. По мнению школьников, в старших классах важно составлять индивидуальные образовательные маршруты, проводить индивидуальные проверочные работы, а если уж не обойтись без домашних заданий, то нужно их делать интересными.

Разность позиций команд даже вызвала полемику в зале, но, как заметил Иван Хеорхе, в этом суть сессионного общения – задуматься над дискуссионными моментами, обсудить их, обменяться суждениями, посмотреть на ситуацию под другим углом зрения.

По мнению директора центра «Кудрово» Игоря Соловьева, подобные технологии помогают разобраться в спорных ситуациях как взрослым, так и детям. Тем более что многие школьные проблемы балансируют на стыке прав и обязанностей, и в рамках кейс-сессии можно обсуждать проблемы качества образования, правовой культуры, этики, психологии и т. д.

Решения предложенных в рамках прошедшей кейс-сессии вопросов необязательно однозначные, считает Игорь Соловьев, ведь школьная жизнь – многоаспектный, многоплановый процесс. Главная цель таких встреч – научиться слушать собеседников, смотреть на проблему с разных сторон и искать конструктивный выход. Этот навык пригодится многим выпускникам и во взрослой жизни.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Ленинградская область, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте