Сейчас только ленивый не ругает гаджет и не говорит о его пагубном влиянии на ребенка. Действительно, внимание большинства детей полностью поглощено планшетом, компьютером, ноутбуком. Специалисты объясняют это различными причинами: одиночество, желание уйти от суровой действительности, яркая динамичная картинка. О разрушающем влиянии смартфонов на детей часто говорят медики и психологи. В 2018 году цифровая зависимость получила статус официального медицинского диагноза. Относиться к этому можно по-разному, но такова реальность, в которой родились и будут жить представители поколения Z. Можно быть сторонним возмущенным наблюдателем, а можно попробовать научить детей осознанно пользоваться гаджетом.
Мне стало интересно, чем живут мои ученики, какие сайты они посещают, в каких социальных сетях зарегистрированы. Выяснилось, что самыми популярными социальными сетями среди подростков являются Инстаграм и TikTok. Это две принципиально разные платформы: у первой основным видом контента являются изображения с небольшими сопровождающими текстами или подписями, а у второй – короткие видеоролики, которые зачастую носят развлекательный характер, хотя в последнее время стали появляться различные обучающие видео. Зная, что ребятам интересно, я решила использовать медиасферу на уроках русского языка и литературы, как оказалось, варианты использования достаточно разнообразны. Как же внедрить медиасферу в образование?
Изучая творчество того или иного писателя, поэта, мы с ребятами «регистрируем» его в Инстаграме: создаем страничку, наполняем ее фотографиями и фактами биографии. Ученики тщательно отбирают материал для публикаций, проверяют его. Это коллективная работа, но доступ к профилю есть только у того, кто назначен ответственным, он следит за тем, что предлагают разместить ребята. Отдельного внимания заслуживает защита данного проекта, так как этот формат работы для подростков близок, они с увлечением рассказывают и показывают то, что ими сделано.
Говоря о постах, следует отметить, что зачастую они представляют собой размышления на различные темы. Поэтому такой вид работы, как сочинение, может быть заменен именно постом. Как правило, обучающиеся довольно негативно реагируют на любой вид письменной работы, а если ее замаскировать под пост, то все воспринимается совсем иначе. При изучении романа А.С.Пушкина «Дубровский», например, ребята получили иллюстрации к произведению и соответствующие цитаты из текста, над которыми нужно было поразмышлять. Мы оговорили композицию, объем, стилистику. Ребята с удовольствием взялись за эту работу, и каково же было их удивление, когда эти посты были оценены лайками и прокомментированы пользователями Инстаграма. Замечу, что это не было отпиской, так как работа была ориентирована на «свою» аудиторию: ученики понимали, что читать будет не только учитель.
Еще одной возможностью, которую предоставляет нам социальная сеть, являются опросы. Они могут быть организованы в формате «да – нет», а могут быть даны для развернутого ответа. Главное, что это происходит в режиме «здесь и сейчас». На мой взгляд, это хорошая возможность проверить, как ребята усвоили материал, провести рефлексию. Размещаю опросы, как правило, вечером, ведь это именно то время, когда ученики сидят в социальных сетях.
Достаточно интересным обучающимся показался следующий вид работы, для которого подходит как Инстаграм, так и TikTok. По плану ученики должны были выучить стихотворение Ф.И.Тютчева. От монотонного рассказывания на уроке все устали, а пройти мимо мы не могли. Поэтому я предложила каждому сделать видеозапись выразительного прочтения стихотворения и выложить на страничке в своей социальной сети. Мы запустили целый челлендж, к которому присоединились ученики из других классов. Подросткам важно получить обратную связь, поэтому, выполняя такого рода задания, они стараются сделать все качественно. Конечно, изначально не все соглашаются публично выступать, но постепенно заряжаются положительными эмоциями своих одноклассников и решаются попробовать свои силы.
Видеопортал TikTok набирает все большую популярность. Ребята снимают везде: дома, на улице, в магазине, в школе. Так почему же педагогу не использовать данную платформу для создания образовательных роликов? Можно совместно с учениками снять обучающее видео. Мы снимали видеоролик о нормах произношения, используя текст шуточного стихотворения:
Нет на окне у меня жалюзи.
Как мне по дому ходить в бигуди?
Ролики придумываем и снимаем коллективно, неоднократное повторение способствует лучшему запоминанию, совместная работа сплачивает коллектив, мотивирует на дальнейшее создание образовательного контента.
Речь идет не о том, чтобы вытеснить традиционные приемы обучения, а о том, чтобы дополнить их тем, что интересно ребятам. Медиасфера может быть очень удобным и эффективным инструментом, дополняющим стандартные средства обучения. Это возможность повысить разнообразие и наглядность учебных материалов, оставаясь при этом в рамках привычной для учащегося среды общения. Ученики начинают с повышенным интересом относиться к предмету. Хорошим бонусом для ребят может стать расширение аудитории, сейчас к этому стремится каждый подросток – пользователь социальной сети.
Елена КОНДРАШКИНА, учитель русского языка и литературы школы №1466 имени Надежды Рушевой
Комментарии