search
main
Топ 10
Что будет, если оставить телефон рядом с собой во время сна - мнение ученых Признаки нехватки витамина В12: не хочется есть, быстро устаешь, теряешь вес В Бразилии хирургам удалось разделить сросшихся головами сиамских близнецов Большинству учителей не хватает времени на подготовку к урокам Заслуженный учитель из Свердловской области умерла после 12-часового ожидания медицинской помощи Перегрузки и неудовлетворительные зарплаты – НИУ ВШЭ обнародовал мониторинг экономики образования Математик рассказала, как нужно проводить утро, чтобы оно стало идеальным Сергей Кравцов предложил учителям высказать свои идеи по проведению Года педагога и наставника Недостаток этих витаминов может помешать избавиться от лишнего веса Сборы в школу: как справиться и на что могут рассчитывать родители Подростки и вейпы: нарушение развития мозга и снижение когнитивных способностей – только верхушка «айсберга» Граждане Египта и Узбекистана подали больше всего заявлений о признании их образования в России Телепроект для учителей «Классная тема»: ответы на главные вопросы Бегом от рака: Артем Алискеров рассказал, как побороть болезнь и помочь другим Почему нельзя есть сыр людям, страдающим мигренью В Академии Минпросвещения педагогов научат работать с современным оборудованием Экспедиция Мининского университета отправится в эпицентр Тунгусской катастрофы Нарисуем, будем жить: как 11-летний школьник создал свою страну Бумагогорию Астрономы Московского планетария рассказали о вероятности жизни на других планетах Врач рассказал о витаминах, прием которых быстрее вернет обоняние после ковида

Списывать – все равно, что красть чужие кошельки…

30 сентября в рамках Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013» состоялось испытание под названием «Открытая дискуссия». Одной из тем, вынесенных на публичное обсуждение, стала проблема школьного списывания.

Констатируя, что она имела место и в советской системе образования, и в реалиях XXI века (достаточно вспомнить утечку контрольно-измерительных материалов во время ЕГЭ-2013), ряд конкурсантов, по сути, предложил отказаться от традиционного восприятия списывания как сугубо негативного явления. «Итог дискуссии: списывание – часть социализации, а школа XXI века немыслима без живого учителя» – так был озаглавлен «горячий» репортаж на сайте «Учительской газеты»: http://www.ug.ru/toy_news/191.

Абстрагируясь от конкурса и размышляя над природой списывания, хотелось бы отметить, что данная проблема имела место не всегда и не везде. Это такой же продукт конкретно-исторической культуры, как обыденное выбрасывание мусора прямо из окна или массовое нарушение правил дорожного движения. Обращаясь к опыту современных сверхдержав, мы видим, что законодательство КНР карает тех, кто поддался соблазну списать во время экзаменов, такой «драконовской» мерой, как пожизненный запрет на получение высшего образования. В школах США выявляют соответствующих нарушителей, поощряя практику доносов на воров результатов чужого интеллектуального труда. В России подобные доносы считаются зазорными: памятуя о всеобщем ложном доносительстве в период сталинизма, мы впали в обратную крайность, считая аморальным сообщать о совершённых на наших глазах правонарушениях. Для американцев никакой нравственной дилеммы в этом нет: списал – значит, украл, покушаясь занять в перспективе чужие места в вузе, в профессии, в социальной иерархии, которые ты не заслужил ни по способностям, ни по труду.

О способах преодоления списывания было уже много сказано в отечественной дидактике. Это, к примеру, использование устной зачётной формы, и, как справедливо отметили некоторые конкурсанты во время дискуссии, составление учителем индивидуальных и эксклюзивных творческих заданий (которые делают бессмысленным бездумное скачивание из Интернета шаблонных рефератов).

Между тем, списывание – это не только учебная, но и ментальная проблема. На мой взгляд, с ней нужно не заигрывать, а с малых лет прививать ребятам мысль о том, что списывание – это не шалость и пустяк, а такое же мерзкое дельце, как кража чужого кошелька. Иначе мы дойдём до того, что и коррупция – это разновидность социализации: украл, воспользовался служебным положением – значит, проявил социально-экономическую компетентность в условиях рыночной конкуренции…

Сергей Шадрин, учитель истории и обществознания средней школы №143 с углублённым изучением отдельных предметов города Казани, Республика Татарстан, участник Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте