search
main
0

Списать нельзя запомнить

В статье «Я с детства не любил овал…» («Учительская газета», №33 от 18 августа 2020 года) Вадим Мелешко затронул тему шпаргалок и списывания. Меня этот вопрос тоже всегда занимал, и я хочу поведать о своем пути решения данной проблемы.

Когда я только начинал вести уроки технологии, меня огорчали затраты времени на записывание учебного материала. Ребята приходят ко мне в кабинет работать руками, а их опять вооружают ручками и предлагают написать несколько страниц текста.
Как говорил знаменитый педагог Витольд Ясвин: «Имеются условия, но не предоставляется возможности». «Ах, как бы перевести все это время в практическую работу!» – мечтал я.

Внезапно пришла идея: а что если всю теорию распечатать и раздать ученикам? Таким образом, у них появятся все необходимые сведения. Однако распечатка может быть легко утеряна. Вклеивание не всегда дает желаемый результат. Ребятам было предложено завести тетради со сменными блоками. Теория распечатывается в формате В5, по специальной форме пробиваются отверстия с помощью дырокола, и учащиеся вставляют листы в рабочую тетрадь. Это надежная гарантия от потери ценного материала. Одной тетради со сменными блоками учащимся хватает до 8‑го класса. Весь учебный материал всегда под рукой.

Теория роздана и объяснена. А как теперь сделать, чтобы материал был усвоен и хорошо запомнился? Вот тут на помощь приходят практические задания. Составляются они таким образом, чтобы каждый важный момент прошел через руки ученика.
Часть материала отрабатывается тут же на уроке, часть – при повторении материала или при изучении сопряженных тем. Так, например, при изучении темы «Сверление отверстий» в 5‑м классе одну страницу занимает информация о специальных сверлах, используемых при сборке мебели. В качестве домашнего творческого задания ребятам предлагается составить технологическую карту изготовления предмета мебели, опираясь на данную информацию, а уже в 6‑м и 7‑м классах они выполняют некоторые виды мебельных соединений и окончательно закрепляют материал.

В начале внедрения данного подхода в учебный процесс ребята отнеслись к нему настороженно. «А нам можно будет подсматривать в тетрадки?» – аккуратно спросили они. «Да, конечно, это ваша официальная шпаргалка», – ответил я.
Многократное обращение к информации навсегда закрепляет в памяти важные аспекты.

Нередко школьные «справочники» помогают ребятам в повседневной жизни. По ним они разрабатывают дизайн интерьера и делают ремонт в своих комнатах, выполняют электротехнические работы. Один ученик, пользуясь тетрадью, собрал рабочий инкубатор и вывел в нем несколько десятков перепелов.

«Невозможно запомнить всю информацию, поэтому вы должны знать, где ее можно найти и как правильно ее использовать», – наставляю я своих учеников. Действительно, систематическое и методичное ведение тетради-справочника воспитывает у ребят культуру работы с информацией, что отлично проявляется при проектной деятельности. Учащиеся без проблем отбирают необходимые сведения для своих работ, оформляют их целостно и структурированно. На любом производстве даже технолог не всегда помнит наизусть все данные из таблиц, но всегда знает, в каких справочниках эти таблицы можно найти.

Михаил РАКИТИН, учитель технологии тверской школы №19, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте