В системе московского образования работают 10 специальных общеобразовательных школ открытого вида, в которых обучаются около 1000 несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания и требующих специального педагогического подхода. Содержать такие школы накладно, но государство идет на это, что подтверждается проектом нового закона «Об образовании в РФ», провозглашающим принцип адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся в качестве одного из важнейших в новой образовательной политике государства (ст. 2, п. 3).
Иметь или не иметь те или иные виды, типы образовательных учреждений решают местные органы образования исходя из условий и экономической целесообразности. Меняются приоритеты, открываются гимназии, престижные школы, чтобы записаться туда на учебу, родителям первоклассников надо простоять очереди. Успехи учеников демонстрируются на российском и международном уровнях. При этом нельзя забывать о так называемых трудных детях, которые по разным причинам попадают в трудную жизненную ситуацию. В 2001-2002 годах во всех округах столицы открыли специальные общеобразовательные школы для детей с девиантным поведением, и это отвечало задачам федерального закона об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (24 июня 1999 года, №120-ФЗ). Сейчас в некоторых кругах иногда говорят, что такие школы нужно закрыть.О детях, которых обучают в спецшколах, можно писать и детективные романы, и печальные истории. В свои 12-15 лет они познали жизнь далеко не в радостном детском мире: пустой холодильник, холодная плита, грязное жилище, пьяные семейные разборки, драки, побои – словом, налицо полный набор нарушений прав ребенка на любовь, свободное развитие, достойное содержание. Вот некоторые примеры. Дима К. часто опаздывал в школу. Ему приходилось, перешагивая через пьяную мать, собирать и отводить в детский сад младшую сестренку. Сам он был всегда голодный и худой. Позднее приходить на уроки вовремя и успевать к школьному завтраку ему стал помогать социальный педагог. У Саши Е. погибла мать. Отец работал целыми днями, чтобы заработать на жизнь. Мальчика стал «опекать» взрослый сосед. Этот человек потом попал за решетку, но личность подростка была сломлена, при неплохих успехах в учебе он был подавлен, тревожен, испытывал страхи, стал изгоем у сверстников. А вот выдержки из творческой работы «Фотография из семейного альбома» ученицы 8-го класса Анны: «У меня на полке стоит фотография любимой собаки. (Когда мне было шесть лет, в доме появился щенок немецкой овчарки.) У Санты (так я ее назвала) были умные человеческие глаза. Она так смотрела на меня, что как бы благодарила меня. Мы стали друзьями… Когда папа напивался и ругался с мамой, Санта брала меня зубами за рукав и тащила под стол. Там мы сидели в обнимку, пока папа не заснет. Однажды папа сильно напился и полез на маму с кухонным ножом. Мне было тогда семь лет, я встала между ними и закричала: «Пап, не трогай мою маму, а то я тебя ударю!» Папа замахнулся на меня, но в это время Санта, не знаю, как она поняла, что случилось, выхватила у папы из рук нож, повалила его на пол и укусила за руку. Потом папа отомстил ей за это: под Новый год ночью он отвел ее в лес и выпустил. В поисках дома она попала под машину…»Семейное неблагополучие, частые болезни, школьные неуспехи – все это становится причиной ухода детей и подростков из дома, из школы. Они попадают на улицу, их затягивают в маргинальные или криминальные группировки, тогда жизненный путь детей риска приобретает асоциальную направленность. Их судьбой начинают заниматься специалисты комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. В соответствии с нормативными документами детей и подростков «а) с устойчивым противоправным поведением; б) подвергшихся любым формам психологического насилия; в) отказывающихся посещать общеобразовательные учреждения; г) испытывающих трудности в общении с родителями» (Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением (постановление Правительства РФ от 25.04.95 №420) эти комиссии направляют на учебу в специальные общеобразовательные школы открытого вида, которые «призваны осуществлять функции профилактического учреждения» и создавать «систему, обеспечивающую развитие личности воспитанника, нуждающегося в особой заботе и внимании», а также «обеспечивать психологическую, медицинскую и социальную реабилитацию воспитанников, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования» (Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением (постановление Правительства РФ от 25.04.95 №420).Поступающие в спецшколы дети и подростки в возрасте 11-16 лет имеют низкую учебную мотивацию. Многие из детей неоднократно прерывали учебу, сменили от двух до пяти школ. Их биологический возраст чаще всего не соответствует психологическому, уровень обученности отстает от стандартных нормативов, социальные нормы они воспринимают неадекватно, не имеют медицинских противопоказаний к обучению по общеобразовательным программам, но характеризуются педагогической запущенностью, недостатками развития, отклонениями в состоянии здоровья. Более 60% детей страдают хроническими заболеваниями, примерно 30-35% от общего числа подростков состоят на учете в районных психоневрологических диспансерах.Что же происходит с теми несовершеннолетними, которые попадают в эти школы? Оправдываются ли ожидания самих учащихся, их родителей, окружающего социума? В отличие от прежних школ дети попадают в совершенно другие условия. С уроков их не выгоняют, учителя терпеливы и на провокации не поддаются, классные воспитатели всегда рядом, бездельничать, огрызаться, грубить, материться нет смысла, прогуливать школу бесполезно – тебя найдут социальные педагоги и вернут назад. Но главное открытие для детей – то, что в школе им рады, взрослые общаются с ними доброжелательно, им можно доверять. Понять, принять, помочь – учительская заповедь, создающая школьную благоприятную среду и атмосферу доверия и порядка. Вот что говорят дети о школе. Вероника: «В новой школе я учусь первый год. Изначально меня многое удивило. Например, как учителя терпеливо разъясняют, если что-то не понимаешь, или как много здесь праздников и интересных мероприятий. А еще то, что тебе в этой школе все рады. Очень скоро школа стала мне как второй дом». А это слова родителей из книги выпускников. Татьяна Александровна: «Мой сын – тяжелый ребенок, и вы единственный педагогический коллектив, который смог сделать из него неплохого парня». Надежда Валентиновна: «Спасибо вам всем, что были рядом в трудные минуты отчаяния и радости».Для подростков с предыдущим опытом неуспешной школьной жизни в школе создают особые условия воспитания, реабилитации и социализации, с ними работают психологи, социальные педагоги, врачи.Учителя и классные воспитатели получают рекомендации по психолого-педагогической поддержке и сопровождению обучающихся с проблемами в поведении и социализации, которые разрабатывает группа специалистов школьной психолого-медико-педагогической комиссии на основе предварительного обследования их психофизического состояния и причин их дезадаптации. Вот, к примеру, выписка из протокола школьной ПМПК:«Леня К., ученик 6-го класса. Семья неполная. Отец умер. Со второго класса начальной школы обучался по программе класса КРО. Проходил обследование в детской психиатрической больнице №6 и реабилитацию в детском наркологическом центре «Квартал». Переведен в спецшколу в связи со стойким непосещением школы, бродяжничеством, асоциальным поведением. Пока поведение в спецшколе адекватно. Объем знаний сниженный.Рекомендации: при работе с учащимся Л. учитывать быструю истощаемость (соматически ослаблен, часто болеет), необходимость в пошаговых инструкциях при объяснении нового материала. При подборе учебного материала нужно соблюдать дозировку, чаще одобрять и поощрять. В общении с подростком придерживаться строгой временной регламентации, соблюдать субординацию. Напоминать правила и границы допустимого поведения. Регулярно информировать его о системе наказаний и поощрений.Зачислен в группы для занятий с дефектологом, психологом. Обязательна психологическая работа с семьей по коррекции детско-родительских отношений. Наблюдение школьного врача психоневролога».Работа в школе идет в режиме поиска наиболее эффективных подходов к организации учебно-воспитательной работы с трудными детьми и подростками, ведь достижение качественного образовательного результата сопряжено с решением проблем педагогической и социальной запущенности, приобретенной детьми и подростками до поступления в школу. Например, ученик шестого или седьмого класса читает по слогам, не усваивает смысла литературного текста или не знает наизусть таблицу умножения, слабо владеет вычислительными навыками, при этом еще и сопротивляется требованиям учителя агрессивным либо пассивным поведением. Учителя-предметники при проведении уроков и внеучебных занятий решают единовременно задачи прохождения новых учебных тем, ликвидации учебной запущенности, восстановления их учебных навыков, при этом выстраивая конструктивные взаимоотношения с учениками, создавая им ситуацию успеха и веры в свои силы. Надо видеть, как вчерашние двоечники с ярлыками «неспособные» радостно сообщают на переменах о полученных на уроках четверках и пятерках, как они копаются в словарях и энциклопедиях школьной библиотеки, чтобы найти материалы для проектов и творческих работ, как ловко находят материалы в Интернете. Значит, у них есть радость от учебы, проснулась мотивация к познанию. Учителя спецшкол уже смело вводят в практику ролевые игры, уроки-брифинги, написание и защиту рефератов, проектную деятельность. Например, группа учащихся сшила комплект одежды для младенца. При этом они под руководством учителя описали технологию этого процесса: затраты на материал и работу, качество тканей, размеры и выкройки изделий.С учетом специфики контингента в школьный компонент учебного плана вводят дополнительные часы по технологии, уроки ритмики, МХК, музыки, психологической коррекции, в учебный процесс – элективные курсы «Музыка вокруг нас», «Молодежь и музыка», «Твои жизненные планы»; работают творческие объединения, технические кружки, спортивные секции.Для каждого из детей меняется (словами психологов) социальная ситуация развития, несмотря на то что после уроков (школа открытого вида) они вновь возвращаются в социально неблагополучную среду, ее негативное влияние заметно ослабевает.Дети меняются. Школа восполняет их недоигранное, недочитанное, недолюбленное детство. Юра впервые взял в руки гитару, педагог увидел у него музыкальные способности. И вот Юра уже на сцене, а мама в зрительном зале вытирает слезы. Хореограф поставил сценку из популярного мюзикла «Ромео и Джульетта», и Наташа, главная героиня, пошла в библиотеку за томом Шекспира. Воспитатель прочел ребятам пару рассказов Джека Лондона, и вот они демонстрируют мужскую выдержку в походах и туристических слетах.Дети и подростки вместе со взрослыми примеряют на себя новые социальные роли: молчаливого и вежливого пассажира городского транспорта, зрителя концертного или театрального зала, учителя и администратора в дни самоуправления… Эти дети уже с достоинством встречают в школе ветеранов войны и труда, соблюдают традиции возложения цветов к памятникам погибших за Родину, им становятся знакомы нравственные чувства, этические нормы, культура и эстетика быта и окружающей среды. А этим очень важно обладать в построении дальнейших жизненных и профессиональных планов. Сложившаяся образовательная система для юных москвичей из группы социально уязвимых детей позволяет им обрести новые жизненные ценности. К ним приходит осознание, что жизнь можно построить по другому образцу и по другим понятиям. Есть уверенность, что выпускники спецшкол получат хорошую специальность, в будущем создадут более успешные семьи, а их дети будут расти счастливыми и защищенными и не попадут в число следующего поколения неуспешных.За редким исключением, всех выпускников снимают с профилактического учета КДН и ЗП, от 70% продолжают обучение в средних образовательных учреждениях, в основном профессиональной направленности, многие служат в рядах Российской армии, есть и те, кто поступает и успешно учится в вузах. Например, Анжела третий год работает в управлении московского метро, учится в вузе, увлекается поэзией, пишет свои стихи, поменяла круг друзей.Дима окончил 11-й класс другим человеком, уверенным в себе, ответственным за семью, бабушку-опекуна, прекратил употреблять алкоголь, научился решать проблемы без конфликтов. Мастер производственного обучения колледжа, где он учится на повара, доверяет ему ответственную работу, берет с собой на обслуживание особо важных мероприятий. Недавно Дима приходил к ребятам в школу, рассказывал и об олимпийских чемпионах, и о звездных телеведущих… Красиво одет, глаза светятся, осанка другая, все говорит о том, что этот мальчик нашел себя.Валентин на встречу с выпускниками в школу не пришел, а прилетел. Подтянутый, в красивой форме с погонами РЖД. По всему видно, что ему очень нравится учиться в Московском железнодорожном училище. Очень трудный мальчик был, с тяжелым характером, своенравный.Педагоги спецшкол работают в инновационном режиме, в каждой из них созданы городские либо окружные экспериментальные площадки, совместно с московскими педагогическими и психолого-педагогическими вузами в школах ведут исследования, ищут и внедряют самые оптимальные методы, используют приемы работы с девиантными детьми и подростками. В школах работают доктора наук, несколько десятков кандидатов педагогических и психологических наук, тут есть глубокие научные исследования, уникальные инновации, что становится ресурсной базой для дальнейшего развития этих школ. Например, под руководством кандидата педагогических наук С.Нечаевой создается эффективная модель системы образования обучающихся с проблемами в поведении и социализации, разрабатываются учебные планы и программы для учащихся спецшкол, технологии обучения по предметам «Русский язык» и «Литература», «Математика», «Английский язык», «Химия». Психологический корпус спецшкол создал модель психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся по преодолению их проблем неуспешности. Материалы экспериментальной работы школ педагоги представляли на коллегии Департамента образования, на трех городских научно-практических конференциях, на десяти научно-практических семинарах, они опубликованы в методических сборниках.Практика показывает, что технологии работы с трудными детьми и подростками, разработанные в спецшколах, востребованы и обычными общеобразовательными школами. Можно смело сказать, что специальные общеобразовательные школы становятся школами-лабораториями научных исследований проблем обучения трудных детей.Полагаю целесообразным включение соответствующего раздела в новую городскую целевую программу развития образования на 2012-2016 годы, внести предложение Министерству образования и науки об изменении государственного стандартного учебного плана для спецшкол, введя в него компонент допрофессиональной подготовки обучающихся. В качестве эксперимента подобный учебный план можно разработать и апробировать в московском регионе.«Забота об отставших – это первая забота демократической школы… Пусть лучше нам не сразу удастся осуществить меры в пользу особо преуспевающих, но пусть ни в коем случае отсталые не останутся без особых забот школы…» – этот наказ первых в России устроителей народного образования весьма актуален и сейчас, когда национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» в качестве задач первостепенной важности рассматривает наращивание усилий по «созданию условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, детей, проживающих в малоимущих семьях, и других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации». Именно перед этими детьми общество в долгу. Надеюсь, что к моему мнению прислушаются те, от кого зависит судьба таких школ.
Комментарии