search
main
Топ 10
Сергей Кравцов: с 1 сентября все детсады будут работать по единой федеральной программе Кузбасский десятиклассник стал советником главы Минпросвещения В Ярославской области троих выпускников удалили с ЕГЭ по математике Школьница из Костромской области победила в суперфинале конкурса чтецов «Живая классика» Сферум подводит итоги учебного года: сервисом пользуются почти 9,6 млн учеников и учителей В российских колледжах появится около 500 учебных программ Новая система образования: запрет на обучение в магистратуре с непрофильным бакалавриатом В Липецкой области выбрали лучшего учителя-дефектолога Саратовские педагоги получат премию за стобалльников Московский педагог Александр Оджо рассказал, как найти подход к молодому поколению Глава Минпросвещения: до 15 лет детям не стоит пользоваться интернетом Глава Минпросвещения наградил педагогов Калужской области Одаренные школьники Сочи получили именные премии Победитель хакатона «Умный кампус» получил сертификат на 25 млн рублей Конфликты в учительской: какие они бывают и как с ними справляться В Госдуме предложили сделать высшее образование для многодетных бесплатным Родителям российских школьников рассказали о важности трудового воспитания Михаил Мишустин заявил, что физики и математики очень нужны стране Девятиклассники из курского приграничья получат аттестаты с отличием на особых условиях ЕГЭ-2023: что обязательно нужно взять с собой на экзамен, напомнили специалисты РАНХиГС
0

Спецсеминар

Мы продолжаем разговор об управляющих советах (см. «УГ», №10 от 15 марта 2005 г., № 15 от 12 апреля 2005 г.). Рубрику ведет Анатолий Пинский, зам. председателя координационной группы по профильному обучению Минобрнауки РФ.

Управляющие советы – дело новое для нашей российской школы. Что можно почитать на эту тему? (Иван Заремба, Петербург)

На сегодня книг по теме управляющих советов, опубликованных на русском языке, естественно, еще немного. Это движение ведь только зарождается. Поэтому в таких ситуациях основные материалы приходится извлекать из интернета.

Я бы посоветовал пользоваться здесь двумя основными источниками: московский сайт «Общественное участие в управлении школой» (адрес http://www.boards-edu.ru) и красноярский сайт «Управляющие советы» (http://www.us.cross-ipk.ru/index.cfm).

В первую очередь следует прочесть «Методические рекомендации по функциям, организации и работе управляющих советов общеобразовательных учреждений», выпущенные Минобрнауки России в мае 2004 г. (адрес http://www.boards-edu.ru/content.php?t=87), это своего рода «исходник». По адресу http://www.boards-edu.ru/index.php?tm=0&lm=12 размещен ряд переводных английских и немецких материалов.

Конечно, всех названных материалов достаточно лишь для начала работы, для первого осмысления проблематики управляющих советов. Вопрос, по сути, много глубже.

Дело в том, что та самая замкнутость школьно-образовательного мира, преодолеть которую и призваны управляющие советы, сказалась на самом нашем языке. Язык, на котором изъясняется школьно-образовательное и научно-педагогическое сообщество, для внешнего восприятия порой производит впечатление «птичьего». Пока еще наш образовательный дискурс во многом предназначен только для внутреннего употребления, и это тоже естественно. Общественно закрытая система – общественно малопонятный язык…

С этой проблемой мы впрямую столкнулись, когда получили предложение Британского совета написать для российской школьной системы «Пособие для школьных управляющих».

Решение этой задачи сначала казалось делом довольно простым и знакомым: сесть за компьютер и написать традиционные методические рекомендации о том, что и как надо делать школьным управляющим.

Но когда были сделаны первые попытки написания таких рекомендаций, оказалось, что этот подход никуда не годится. Слова и фразы, вполне привычные для слуха директоров школ и учителей, – «людьми с улиц», обычными родителями, пришедшими в управляющие советы, как мы убедились, воспринимаются совершенно иначе, а именно – как скучные, заумные и малопонятные. Стало ясно, что книги для школьных управляющих надо писать совсем по-другому.

Ведь как ни странно, но факт: у нас на сегодня нет широко известной книги на тему «Что такое школа?», нет своего рода «Школьного Бенджамина Спока».

Но как писать «по-другому»? Об этом авторы этой необычной книги долго спорили между собой при встречах и в оживленной переписке. Оказалось, что вопрос лежит не только (и не столько) в содержании текста, сколько в его стиле. В итоге дискуссий был предложен такой своеобразный Авторский Манифест:

«Мы, авторы проектируемого пособия, даем самим себе торжественное обещание при написании текста руководствоваться следующим:

1. Писать текст языком простым и понятным педагогически неискушенному читателю.

2. Писать короткими предложениями.

3. Стараться избегать сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, причастных и деепричастных оборотов.

4. Приводить в тексте конкретные примеры.

5. Использовать различные приемы выделения текста, отбивки, врезки и т.п.

6. Использовать таблицы и схемы для облегчения восприятия.

7. Апеллировать к чувствам читателя, в том числе к его чувству юмора».

Мы надеемся, что эта книга меньше чем через год будет выпущена. И тогда, можно полагать, линия управляющих советов даст еще один вклад в развитие российского школьного образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте