search
main
0

Специальный репортаж

Один день из жизни министра образования,

или Почему свой день рождения Владимир ФИЛИППОВ встретил в Волгограде

Министр образования Владимир Филиппов появился на выездном зональном совещании управленцев Волго-Вятского, Уральского и Поволжского регионов 15 апреля на второй день его работы. Я передала ему в президиум записку, где, представившись, выразила просьбу не дать повода редактору газеты уволить меня за срыв задания написать об одном рабочем дне министра в командировке. Владимир Михайлович кивнул в знак согласия.

Bыступающие оглашали итоги работы секций. Их предложения будут учтены при определении плана Минобразования в будущем учебном году. Один из докладчиков, поздравив министра с днем рождения, вручил ему казачью плетку, чтобы тот пускал ее в дело для острастки нерадивых руководителей учреждений профобразования.

– Это уже вторая подаренная мне сегодня плетка, – подал реплику под всеобщий смех в зале Владимир Филиппов. – Обе руки теперь заняты. Нечем ручку держать, чтобы подписать соглашение между Минобразованием и администрацией Волгоградской области.

Оставив остепененную публику дальше обсуждать насущные проблемы образования, Владимир Филиппов отправился подписывать Соглашение между Минобразованием и администрацией Волгоградской области, которое предполагает целый ряд взаимных обязательств, что обнадеживает обе стороны. По отзыву министра, руководство области благосклонно относится к системе образования. Причем областную Думу возглавляет доктор философских наук, профессор, а треть депутатов – работники просвещения.

После подписания Соглашения Владимира Михайловича окружили журналисты. Никому, даже опоздавшим, он не отказал и ответил на самые наивные вопросы без всякой иронии и снисхождения. В частности, журналистов интересовало, как относится министр к введению единой формы для учителей, модели которой ему предстояло увидеть несколько позже.

– Представьте себе, какому я подвергнусь остракизму, если издам приказ удлинить или укоротить юбку учительницы. Другое дело – форма для детей. В условиях социального неравенства дети травмируются, оттого что не имеют возможности быть хорошо одетыми. Но уже сегодня вопросы со школьной формой вольны решать субъекты Федерации.

День, несмотря на четкую его регламентацию, все же стихийно растягивался до бесконечности, но Владимир Михайлович не суетился, не сеял вокруг себя нервозность.

На скорую руку пообедав, министр прибыл на встречу с директорами школ и руководителями районных управлений образования области, которых собралось более тысячи. И опять был долгим и основательным его монолог с цифрами и фактами. Произносился он в спокойной человеческой интонации, хоть и тороплива у министра манера говорить, а не начальственно-степенна. Филиппов и в речи, и в ответах на вопросы старался максимально сгустить время, дав слушателям побольше нужной и полезной информации. Не знаю, кто как, я же почувствовала к концу встречи себя банком данных по вопросам образования.

Посчитав, что мой вопрос будет интересен для всех, я задала его министру.

– Вы объявили, что не хотите быть министром обучения. Стало быть, вы намерены вменить учителям обязанности воспитателей? Что конкретно намерены предпринять и как вознаграждать учителей за дополнительную нагрузку?

– В Законе “Об образовании” сказано, что образование – это есть целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества, государства. Процесс воспитания – на первом месте! Да, но сейчас не на чем воспитывать детей. Нет идеологии. Мы ликвидировали пионерские и комсомольские организации, ничего не предложив взамен. Ждать, когда появится некая национальная идея, мы не можем, потому что дети живут здесь и сейчас. По исследованиям педагогов и психологов, дети стремятся к самовыражению, к выражению собственного лидерства. И если не помочь этому проявиться в школе, то оно заявит о себе на улице – в том самом девиантном поведении.

10 апреля мы впервые со времен Дзержинского слушали вопрос о борьбе с детской безнадзорностью. Один из способов справиться с этим злом – занять детей в школе спортом и кружковой работой. Мировая практика диктует такой стиль воспитания, когда ребенок должен 2 дня в неделю посещать спортивные секции, а 3 – кружки по выбору. Тогда появится результат. А вопрос с финансированием будет решаться поэтапно в субъектах Федерации и муниципалитетах.

Когда председатель областного Комитета по образованию Виктор Беспалов от имени присутствующих поздравлял министра с днем рождения, то оговорился, сказав, что все мы, мол, будем с ним праздновать… Народ в зале оживился, так что Виктору Николаевичу пришлось внести существенную поправку: каждый – в своей квартире.

В одной из записок, которую Филиппов прочел последней, была просьба приезжать почаще, поскольку по случаю визита высокого гостя учителям выплатили зарплату аж за апрель. Ну что ж, раз есть польза, придется Владимиру Михайловичу сдать в аренду свой столичный кабинет и, уподобясь министру по чрезвычайным ситуациям, ездить из региона в регион, пугая местное начальство. Кого плетками, кого автоматом Калашникова, который Филиппову подарили в Ижевске. Кстати, бюджет нынешнего года, по признанию министра, более удачным получился за последние 7 лет отчасти именно благодаря этому презенту. В каждой шутке, как известно, есть доля правды. Так что никто из нас не удивится, если самому мирному министру для пользы дела где-нибудь подарят бронетранспортер.

– Кто вас ждет в Урюпинске? – спрашиваю у министра, когда встреча закончилась.

– Папа, мама и брат.

– Удастся ли посидеть за праздничным столом?

– Разве что час до полуночи. Туда предстоит долгий путь.

– Такое впечатление, что вы так спланировали свой рабочий график, чтобы покинуть Москву именно 15 апреля…

– Почему я в день рождения стараюсь уехать из Москвы? Чтобы меня не чествовали там как руководителя. Но, кроме того, всегда приятно оказаться в коллективе единомышленников, которые тебя спрашивают, понимают и чего-то от тебя ждут.

Последним “причалом” в городе-герое было профтехучилище ? 12. Посетив зимний сад с толстенной финиковой пальмой в центре, на ходу поговорив с директором и отказавшись от чаепития, Владимир Михайлович впервые за день свернул программу. По обычаю, высокого гостя проводили до Солдатского поля, где сиротливо стоит изваянная хрупкая девочка с васильком в руке, а на камне выбито письмо ее отца, защитника Сталинграда. Владимира Михайловича растрогало это послание, и он заметил: “Какой воспитательный смысл заложен в этих простых солдатских строчках!”. И сколько в них поэзии!

И хоть за день министр всласть наговорился с разных трибун, продолжал интересоваться мальчишками из лицея Слипченко и тем, за какие регионы отвечает мой корпункт. “От Илюмжинова – до Шаймиева, – пошутила я. – Равен шести Франциям, так что встречаться нам придется часто”.

И он уехал в свой родной город Урюпинск.

Галина СЮНЬКОВА

Фото автора

Волгоград

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте