search
main
Топ 10
Секреты скорочтения: топ-10 упражнений для развития навыков Профессии будущего: куда пойти в ИТ, если ребенок гуманитарий «Будущее Отечества в руках Учителя»: принимаются заявки на профессиональный конкурс педагогических практик В Курганской области больше не собираются кормить школьников бесплатными обедами Победителя профессионального педагогического конкурса объявили в Алтайском крае Во время ремонта школы в Подмосковье нашли послание из 1972 года: что написали нам 51 год назад Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО «Не верю!»: о системе Станиславского, его биографии и театре школьники узнают на «Разговорах о важном» В Минпросвещения рассказали о единой модели профориентации школьников Главное - не перегибать: финалист «Учитель года-2022» о своем назначении директором и переменах в жизни В Роструде назвали самые дефицитные специальности учителей-предметников Приемная кампания 2023: какие даты нужно знать абитуриентам колледжей Не стоит принимать сиюминутные решения: Сергей Кравцов высказался о возможной отмене ЕГЭ Горный университет Санкт-Петербурга вошел в тройку лучших в мире вузов данного направления Десять школ в Архангельской области ждет капитальное обновление В Челябинской области проведут психологическое тестирование педагогов Первые группы белгородских школьников отправились в путешествия по региону Чернышенко пояснил, почему России важно обучение иностранных студентов Подписан приказ о возвращении РУДН имени Патриса Лумумбы «Мертвые души» и физруки в качестве охранников: что возмутило главу Дагестана в школах
0

Специальная школа Арнольда. В начале XIX века в России была единственная школа для детей без слуха, открытая в Санкт-Петербурге

В этой школе довелось учиться сыну обрусевших немцев Ивану (Эдуарду) Карловичу Арнольду, с самого раннего детства оглохшему и ставшему немым. Мальчик по рождению был москвичом.

Когда Иван подрос, родители отправили его для получения дальнейшего образования в Берлин и Дрезден. За границей Иван прошел курс рисования. Здесь же он на себе познал некоторые из простейших методов обучения глухих людей.

Вернувшись в Россию, Арнольд принял православие и решил посвятить свою жизнь воспитанию несчастных детей, лишенных слуха и речи.

На свои средства в 1854 году Арнольд открыл специальную школу в Санкт-Петербурге. О нем в городе на Неве сложилось очень доброе мнение.

Но так как в Санкт-Петербурге в то же время уже существовало Императорское училище для глухонемых на 200 человек, то его частное заведение не могло быть материально обеспечено. Арнольд понял, что в этом городе достаточно одного старого училища.

Весной 1860 года Арнольд перевел свою школу в старинную российскую столицу, где глухие дети очень нуждались в учебе, но условий к тому не имели.

Днем основания этого учебного заведения в Москве считалось 25 апреля (ст. стиль), а открытия – 1 августа того же года.

Московская городская Дума очень доброжелательно откликнулась на просьбу Арнольда о содействии и оказала в 1863 году ему помощь с помещением для училища на Донской улице. Дума постановила на свои средства содержать в училище 10 глухонемых детей обоего пола. Попечение об училище взял на себя особый Комитет благотворителей, который при участии гласных Думы был преобразован в «Попечительное об училище глухонемых общество».

Согласно утвержденному в 1869 году уставу училища глухонемых и состоящего при нем Попечительного общества учебному заведению было присвоено наименование Арнольдовского. Этому училищу и обществу при нем активно стал покровительствовать город.

Главным деятелем в Попечительном обществе был председатель Распорядительного комитета, одновременно и попечитель училища, Павел Михайлович Третьяков (годы жизни 1832-1898).

Кроме 10 стипендий городским управлением в 1860-х годах были учреждены дополнительные две стипендии имени П.А.Тучкова и С.Н.Гончарова.

Училище очень нуждалось в расширении и средствах. Попечительное общество вынуждено было в 1887 году обратиться в городскую Думу с просьбой об увеличении в училище числа платных городских стипендиатов на 20 человек.

Дума положительно отнеслась к этому прошению и постановила учредить в Арнольдовском училище 20 новых стипендий с условием, что городское управление получает право следить за ходом преподавания в этом заведении и за содержанием призреваемых.

К концу XIX века в Арнольдовском училище воспитывались за счет города 32 глухонемых ребенка. За содержание каждого Думой уплачивалось по 300 рублей, а всего по 9600 рублей ежегодно. Это были очень большие деньги в то время.

Многие дети училища получали стипендию от города. Потом сюда были приняты еще новые глухие дети из богатых семей, своекоштные, то есть за них родители платили уже свои деньги.

Арнольдовское училище имело добрую славу в Москве.

И.К.Арнольд умер в Санкт-Петербурге 26 апреля 1891 года.

А после смерти Третьякова в память Павла Михайловича в училище в 1906 году построили церковь. Она носила наименование «Павловская», в честь святого Павла Латрского. Несколькими годами ранее, со 2 мая 1900 года, школа для глухих стала называться «Арнольдо-Третьяковским училищем». Это училище Москва приняла в ведение городского управления.

К 1 января 1914 года в этом училище обучались 117 мальчиков и 84 девочки.

В училище принимались абсолютно все глухие дети, которых приводили родители из самых разных семей. В учебе, лечении, заботе все они были равными.

Многие из арнольдовских детей научились в школе столярному, переплетному, типографскому делу.

В советское время церковь, конечно, закрыли. В зданиях школы (по Донской улице, 37) стали располагаться государственные учреждения.

Жаль, что имя Ивана Карловича Арнольда сейчас забыто, что Павла Михайловича Третьякова вспоминают лишь в связи с его галереей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте