search
main
0

Специальная оценка вместо аттестации. Новая процедура стимулирует работодателей к улучшению условий труда

Чем аттестация рабочих мест отличается от специальной оценки условий труда? Как правильно подготовиться и провести спецоценку? Какие меры необходимо предпринять, чтобы избежать административного штрафа в случае невозможности ее проведения? Подобные вопросы часто возникают у руководителей образовательных организаций и представителей технической инспекции труда профсоюза после серьезных изменений в российском законодательстве, в результате которых аттестация рабочих мест и государственная экспертиза условий труда заменены новой процедурой, получившей название «специальная оценка условий труда». Заведующий отделом охраны труда и здоровья, главный технический инспектор труда Общероссийского Профсоюза образования Юрий ЩЕМЕЛЕВ комментирует соответствующие изменения в законодательстве и рассказывает о правилах проведения специальной оценки условий труда.

Основные сведения о специальной оценке условий труда С 1 января 2014 года, как  известно, вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», а Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» внесены изменения в законодательные акты по охране труда РФ.Специальная оценка условий труда (далее – спецоценка или СОУТ) призвана заменить прежние процедуры – аттестацию рабочих мест по условиям труда и государственную экспертизу условий труда. Она предполагает переход от «списочного» подхода к предоставлению гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда, к учету фактического воздействия на организм работника данных факторов производственной среды и трудового процесса. Результаты спецоценки учитываются при:- предоставлении гарантий и компенсаций работникам, занятым на вредных и опасных работах;- уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;- иных процедурах в сфере охраны труда, таких как обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, организация медицинских осмотров, оценка уровня профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др. Если результаты спецоценки свидетельствуют, что условия труда не наносят существенного вреда здоровью работника, то статус «вредника» с него снимается, а это значит – не предоставляются гарантии и компенсации в виде повышенной оплаты труда, дополнительного отпуска, сокращенного рабочего дня, а также права на досрочную пенсию.И наоборот. Если на рабочих местах по результатам СОУТ установлены вредные производственные факторы, то работодатель обязан предоставить работникам, занятым во вредных условиях труда, соответствующие компенсации и при этом выплачивать дополнительные страховые взносы в Пенсионный фонд РФ либо привести состояние рабочих мест в соответствие с государственными требованиями охраны труда. Таким образом, закон направлен на экономическое стимулирование работодателей к улучшению условий труда.Следует отметить, что, по данным технической инспекции труда Общероссийского Профсоюза образования, аттестация рабочих мест проведена только в 57% образовательных организаций. Основная причина сложившейся ситуации – отсутствие необходимого финансирования.Спецоценка, как и аттестация рабочих мест, проводится не реже одного раза в 5 лет. Поэтому результаты аттестации, проведенной в образовательной организации до 1 января 2014 года, действительны в течение пятилетнего срока, а работникам, занятым во вредных условиях труда в этих организациях, сохраняются гарантии и компенсации, если за этот период их условия труда не улучшены. И только после завершения срока действия результатов аттестации придется проводить спецоценку.В образовательных организациях, где не была проведена аттестация рабочих мест, должна быть проведена СОУТ в соответствии с Федеральным законом №426-ФЗ, который определяет права и обязанности работодателя, работника и организации, осуществляющей данную процедуру, а также этапы проведения спецоценки. Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. СОУТ проводится работодателем и организацией, привлекаемой им на основании гражданско-правового договора, в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».Работник имеет право присутствовать при проведении спецоценки на своем рабочем месте, а в случае необходимости обжаловать ее результаты. Кроме того, он обязан ознакомиться с результатами проведенной спецоценки.Этапы проведения СОУТУсловно проведение СУОТ можно разделить на три этапа: а) подготовительный этап; б) этап исследований и измерений вредных производственных факторов:в) этап оформления результатов проведенной спецоценки.Подготовительный этапНа подготовительном этапе руководитель образовательной организации формирует необходимый пакет документов: 1) приказ о проведении специальной оценки условий труда;2) приказ о создании комиссии по проведению СОУТ, предусматривающий состав и порядок деятельности комиссии.Комиссию возглавляет работодатель или его представитель, в состав входят специалист по охране труда, представитель первичной профсоюзной организации. Число членов комиссии должно быть нечетным. Комиссия утверждает перечень рабочих мест, подлежащих специальной оценке, с указанием аналогичных рабочих мест. Затем необходимо определиться с выбором организации, проводящей спецоценку условий труда. Данная организация должна соответствовать следующим требованиям:1) указание в уставных документах в качестве основного вида деятельности проведения специальной оценки условий труда;2) наличие не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта; 3) наличие в качестве структурного подразделения аккредитованной испытательной лаборатории;4) включение в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда.Организации, аккредитованные на проведение аттестации рабочих мест, имеют право проводить СОУТ до окончания сроков аккредитации, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно. В качестве эксперта организации, проводящей спецоценку, допускаются лица:- прошедшие аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда;- имеющие сертификат эксперта;- занесенные в реестр экспертов.Завершается подготовительный этап подписанием договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда.Подготовительный этап СОУТ включает в себя две важные процедуры спецоценки, впервые введенные вышеупомянутым федеральным законом, а именно: – идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов;- декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.Идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов – это сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с аналогичными факторами, предусмотренными Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным соответствующим приказом Минтруда России. Идентификация осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Перечень рабочих мест с указанием источников вредных и опасных факторов утверждается комиссией по проведению СОУТ.Примечание. Важным аспектом данного этапа является идентификация напряженности труда педагогических работников. Согласно приложению №21 Методики проведения специальной оценки условий труда напряженным признается труд, при котором суммарное количество часов, наговариваемое в неделю, составляет более 20.Далее проведение специальной оценки условий труда будет зависеть от результатов идентификации, а именно:а) в случае если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, то есть отсутствуют, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией по проведению СОУТ допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся.Работодатель переходит к декларированию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Декларация подается работодателем в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Госинспекция труда), по месту своего нахождения. Данный орган обеспечивает формирование и ведение реестра деклараций.Форма и порядок подачи декларации установлены соответствующим приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 года №80н. Срок действия декларации – 5 лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.Действие декларации прекращается и проводится внеплановая СОУТ, если на «задекларированном» рабочем месте с работником произошел   несчастный случай или у него выявлено профессиональное заболевание. В остальных случаях срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет;б) в случае если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, то есть выявлены, комиссия по проведению СОУТ принимает решение о проведении исследований и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов. Этап исследований и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местахПосле принятия решения о проведении исследований и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов комиссия по проведению СОУТ формирует Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, исходя из: –  государственных нормативных требований охраны труда;- характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых материалов;- результатов ранее проводившихся исследований и измерений вредных и опасных производственных факторов, проведенных испытательной лабораторией в установленном порядке, но не ранее чем за 6 месяцев до проведения спецоценки. Решение о возможности использования указанных результатов принимается комиссией по представлению эксперта;- предложений работников.Исследования и измерения осуществляются испытательной лабораторией, экспертами и иными работниками организации, проводящей спецоценку. В ходе исследований должны применяться утвержденные и аттестованные методы исследований и средства измерений, прошедшие проверку. Результаты проведенных исследований и измерений вредных и опасных производственных факторов оформляются протоколами в отношении каждого из этих факторов. Примечание. При проведении исследований члены комиссии по проведению СОУТ должны обращать внимание на оценку напряженности труда педагогических работников, в частности, на расчет часов нагрузки на голосовой аппарат методом хронометражных наблюдений или экспертным путем, посредством опроса работников и их непосредственных руководителей.По результатам исследований и измерений эксперт относит условия труда на рабочих местах по степени вредности и опасности к классам (подклассам) условий труда. Условия труда так же, как при аттестации рабочих мест, подразделяются на 4 класса: оптимальные – I класс, допустимые – II класс, вредные – III класс и опасные – IV класс. В свою очередь вредные условия подразделены на четыре подкласса. Итоговый класс (подкласс) условий труда на рабочем месте  устанавливают по наиболее высокому классу (подклассу) вредности и опасности одного из имеющихся на рабочем месте вредных и опасных факторов.  Этап оформления результатов проведения СОУТА. Составление отчета о проведении спецоценки Форма отчета и инструкция по его заполнению утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. №33н. Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается ее председателем. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к отчету.В содержании отчета о проведении спецоценки условий труда должны быть отражены: – сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда;- перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных факторов;-  карты специальной оценки условий труда; – протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;- протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;- протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (при наличии таких рабочих мест);- сводная ведомость специальной оценки условий труда;- перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников;- заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.Б. Передача результатов проведения спецоценкиДо 1 января 2016 года данные сведения передаются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.Начиная с января 2016 года результаты проведения специальной оценки  условий труда (см. ст. 18 ФЗ №426-ФЗ), в том числе условия труда на которых декларируются, передаются в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда организацией, проводящей СОУТ, в течение 10 рабочих дней со дня утверждения отчета. В. Ознакомление работников с результатами спецоценкиРаботодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ. Рекомендуется  выдавать работнику на руки  заверенную копию карты специальной оценки условий труда его рабочего места.Г. Размещение результатов спецоценки на сайте образовательной организации (при наличии сайта)Не позднее чем в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении спецоценки работодатель с учетом требований законодательства РФ о персональных данных организует размещение на официальном сайте образовательной организации сводных данных о результатах проведения СОУТ с обязательным указанием установленных на рабочих местах классов условий труда и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников. Д. Хранение работодателем документов о проведении спецоценкиДокументы по аттестации рабочих мест по условиям труда и спецоценке в соответствии с п. 602 раздела 7.3 приказа Минкультуры России  от 25 августа 2010 г. №558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения» хранятся в образовательной организации 75 лет при наличии вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах и 45 лет при отсутствии таковых.Исчисление сроков хранения документов производится с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводством.Об участии профсоюзов в проведении СОУТЗаконом предусматривается полноценное участие профсоюзов в проведении оценки условий труда на всех ее этапах и осуществление профсоюзного контроля в порядке, установленном трудовым законодательством. В частности, закон предоставляет профсоюзам право требовать проведение внеплановой специальной оценки. Причем если она будет инициирована работниками, их объединениями или профсоюзами, то оплатят ее проведение заявители из собственного кармана. За счет средств федерального бюджета экспертиза будет проводиться только по представлению Роструда.Об изменениях в Трудовом кодексе Российской Федерации в части предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях трудаФедеральным законом от 28.12.2013 года №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» с 1 января 2014 года в Трудовой кодекс РФ внесены изменения, касающиеся гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, по результатам спецоценки условий труда (см. таблицу).Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.Продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов спецоценки условий труда.На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.Об изменениях в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП) в части нарушения работодателем установленного порядка проведения спецоценки или ее непроведенияНарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей; на юридических лиц – от 60 тысяч до 80 тысяч рублей.Данная норма вступит в силу с 1 января 2015 года, поэтому уже сейчас руководителям образовательных организаций необходимо подготовиться и принять меры, чтобы при проверке школы госинспектором труда не подвергнуться штрафу.С этой целью следует незамедлительно приступить к оперативным шагам по проведению спецоценки в тех образовательных организациях, где СОУТ еще не проведена или уже заканчиваются сроки действия аттестации рабочих мест:1. Устранить вредные и (или) опасные производственные факторы и выполнить все мероприятия планов по улучшению условий и охраны труда, разработанных по результатам:- проведенной ранее аттестации рабочих мест по условиям труда (АРМ);- административно-общественного контроля (трехступенчатый контроль);- проверок органами государственного контроля и надзора (Федеральная служба по труду и занятости, Роспотребнадзор, Госпожнадзор, Ростехнадзор).2. Создать приказом по образовательной организации комиссию по проведению СОУТ. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель, в состав входят специалист по охране труда, представитель первичной профсоюзной организации. Число членов комиссии должно быть нечетным. Всем членам комиссии рекомендуется пройти специальные обучающие семинары в организациях, имеющих право на обучение по охране труда.3. Утвердить перечень рабочих мест, подлежащих специальной оценке, с указанием аналогичных рабочих мест.4. Утвердить график проведения СОУТ. В первую очередь рекомендуется провести спецоценку рабочих мест: – работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;- работников, которым предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте