search
Топ 10

Специалистов получают, помогать не хотят

О сложных отношениях, которые подчас возникают с работодателями, председатель городского Совета директоров колледжей, директор политехнического колледжа №39 Сергей МАДИЛОВ всегда говорит с горечью, Он искренне не понимает, как те, кто получает выпускников системы профессионального образования, могут не выполнять элементарных условий партнерства.

Нынешний этап развития системы начального и среднего профессионального образования характеризуется знаковыми действиями, связанными с совершенствованием и развитием материально-технической базы колледжей. Безусловно, это основа нашего развития, но при условии, что образовательные учреждения смогут эффективно вовлечь получаемое оборудование в учебный, учебно-производственный и воспитательный процессы, а результаты этой деятельности обеспечат социально-экономическую сферу города требуемыми специалистами и по количеству, и по уровню их профессиональных компетенций. Таким образом, для нас, практических работников системы профессионального образования, на первый план выходят проблемы, связанные с созданием организационно-педагогических условий для повышения качества профессионального обучения.

Задача по достижению нового качества профессионального образования, конечно, не сводится только к уровню используемого оснащения. Для ее реализации требуются кардинальные качественные сдвиги внутри самого механизма подготовки кадров. И первая проблема, о которой необходимо сказать, – неоправданная многопрофильность колледжей. Причины этого понятны: был период, когда бывшие учебные заведения, вошедшие в состав колледжей, развивали те специальности и профессии, которые были востребованы подростками, их родителями и не требовали серьезных капиталовложений. Сложившийся дисбаланс в существующем перечне специальностей и профессий и требуемым реальным сектором экономики города ликвидируется медленнее, чем хочется. Конечно, монопрофильные образовательные учреждения более разумны с многих точек зрения: и с экономической, и с точки зрения научно-методического и кадрового обеспечения. Но, на мой взгляд, резкое изменение сложившейся ситуации в этом отношении будет неоправданно. Для жесткого профилирования колледжей должны быть созданы соответствующие условия. Вся логика развития общества в настоящее время сопротивляется идее развития монопрофильности.

Сегодня мы наблюдаем демографический спад в стране, неуклонный рост числа вузов, предлагающих получение дипломов по престижным специальностям за умеренные деньги, изменения в федеральном законодательстве, касающиеся предоставления отсрочек от призыва в Вооруженные силы, самоликвидацию общеобразовательными школами функции профессиональной ориентации своих выпускников, кроме их ориентации на вузы. И этот перечень можно продолжить.

Понятно, что при таком положении дел многие колледжи, особенно тех профилей, где ведется подготовка по не престижным, но востребованным экономикой города профессиям и специальностям, не только не выполнят план набора, но и могут вовсе не открыться, а соответственно часть подростков, которые не в состоянии платить деньги за обучение в вузе, могут просто оказаться на улице. Система воспитательной работы в колледжах, методы убеждения и профессиональной ориентации наших же студентов позволяют давать им не только базовое образование, но и нужные городу профессии по программам профессиональной подготовки. Могу сказать, что только в этом году более 70 наших же студентов получили вторые профессии, но здесь возникает новая проблема. Оказывается, что с точки зрения работника второго отдела Департамента образования мы этим ребятам не можем выдать государственного документа, хотя у колледжей эти виды деятельности и лицензированы, и аккредитованы, и нас это обязывает делать статья 27 Закона «Об образовании». В лучшем случае, чтобы получить свидетельства о профессиональной квалификации, с нас требуют килограммы документов, в худшем – нам их либо не дают, либо дают со значительным опозданием, когда студенты уже выпущены. Возможно, эта проблема мелкая, но она значительно усложняет нашу деятельность. Тем более что колледжи помимо профессионального образования готовы развивать и реализовывать программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Развивающаяся материально-техническая база позволяет нам вести эту работу. Нужно, чтобы и городская служба занятости учла изменяющиеся возможности колледжей при организации профессиональной подготовки и переподготовки незанятого населения.

Качественных сдвигов в механизме профессионального образования невозможно добиться без решения проблем кадрового обеспечения, поддержания высокого качественного уровня инженерно-педагогических работников колледжей путем внедрения системы их подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Проблема, которая неоднократно обсуждалась на заседании Совета директоров, связана с деятельностью мастеров производственного обучения. Фигура мастера производственного обучения всегда была ключевой в системе начального профессионального образования. Именно эта категория инженерно-педагогических работников закладывает основы профессии, формирует профессиональное и социальное мировоззрение обучающихся. От них во многом зависит уровень профессиональных компетенций наших выпускников. В настоящее время материальное и социальное обеспечение мастеров производственного обучения соответствует важности тех задач, которые они призваны решать. Однако уровень их профессиональной подготовки, качество труда, как правило, в той или иной степени ниже необходимых. На мой взгляд, сегодня мастер производственного обучения должен в идеале иметь высшее техническое образование по профилю обучаемой профессии; педагогическое, психологическое образование – в качестве второго высшего или на уровне свидетельства о повышении квалификации (не менее 500 часов); профессиональный разряд по преподаваемой профессии на 1-2 выше, чем установленный для выпускников. Мастера производственного обучения один раз в 5 лет должны проходить стажировку на ведущих предприятиях отрасли, а также обучаться на курсах повышения квалификации (72 часа) по методике преподавания.

Мы предлагаем начать процесс по выстраиванию целостной системы кадрового обеспечения этой категории, которая может включать:

– разработку Положения о мастере производственного обучения (действующее принято в 80-х годах прошлого века и явно устарело);

– введение особого порядка аттестации мастеров производственного обучения;

– пересмотр тарифно-квалификационных требований;

– создание городского Союза (совета) мастеров производственного обучения.

У мастеров производственного обучения базовые ставки нынче возросли в 1,75 раза, а уровень заработной платы старших мастеров – их руководителей – остался прежним! Нужно просить Департамент образования инициировать исправление этого дисбаланса. В связи с введением в 2009 году ЕГЭ как обязательной процедуры в образовательном учреждении колледжам требуются дополнительные штаты для методического и организационно-педагогического обеспечения этой работы. По программам среднего профессионального образования общеобразовательная подготовка завершается на первом курсе обучения, а срок действия выдаваемых после ЕГЭ свидетельств ограничен двумя годами. Как возможно выйти из этой ситуации, не нарушив законодательную базу и права граждан?

В настоящее время нормативно-правовое обеспечение нашей деятельности, конечно, несовершенно. Есть много болевых точек, и одна из них – это государственные образовательные стандарты, которые не успевают за динамично развивающейся экономикой Москвы ни с точки зрения перечня требуемых профессий и специальностей, ни с точки зрения содержания образования. Колледжи пытаются нивелировать эти проблемы за счет введения дополнительных образовательных программ, за счет развития ресурсных центров, других механизмов, позволяющих выполнять основную задачу, связанную с повышением уровня подготовки кадров. Однако эта деятельность, а также специфические, индивидуальные особенности каждого учебного заведения слабо учитываются при определении норматива бюджетного финансирования. Получается, что реальная инновационная деятельность колледжей сопряжена с риском нехватки средств на обеспечение их работы. Подобные проблемы важны еще и с точки зрения перехода на работу в режиме городского заказа. Без обоснованных нормативов, равно как и без прогноза потребности в кадрах, без определения приоритетных для города профессий и специальностей эта деятельность будет затруднена. Вместе с тем в нашей системе есть колледжи, которые обладают достаточными ресурсами для ведения серьезной экономической деятельности, выпускают товарную продукцию и оказывают услуги населению. Имеются и правовые основания для создания автономных учреждений в системе профессионального образования. Было бы логичным провести эксперимент по созданию хотя бы в некоторых, готовых к этому колледжах автономных структур. Эти структуры позволят обеспечить качественное проведение учебно-производственной деятельности в условиях реального производства, а также качество профессиональной подготовки обучающихся; создать новые рабочие и ученические места; зарабатывать средства, необходимые для развития, поддержания материально-технической базы и инновационной деятельности.

И наконец о наболевшем. В Москве на улице Введенского находится Федеральное государственное унитарное предприятие «Научно-производственный центр автоматики и приборостроения им. Н.А. Пилюгина», генеральный директор Е.Межирицкий, заместитель директора А.Соколов. Это федеральное предприятие, которое ведет политику, неадекватную политике города, и предпринимает нецивилизованные действия. В настоящее время я вынужден 400 студентов срочно переводить из здания, из которого нас просто выгнали. В 1969 году это здание строилось для ПТУ, с тех пор колледж вел в нем подготовку кадров прежде всего для этого предприятия. И вот теперь у нового руководства, видимо, возобладали коммерческие интересы над здравым смыслом и судьбой 400 подростков. Стиль работы сводится к тому, что они требуют и получают специалистов, подготовленных за деньги городского бюджета, но при этом выгоняют учащихся из здания, в котором этих специалистов готовят. Считаю, что подобного рода предприятиям необходимо отказывать в передаче наших студентов до тех пор, пока они не будут готовы к выстраиванию отношений в рамках закона, на основе взаимной ответственности и взаимных интересов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту