Легенда гласит: вечером 23 декабря 1888 года Ван Гог и Гоген поссорились. Придя в «Желтый дом» в Арле, гениальный голландец в приступе безумия отрезал себе мочку левого уха. Как бы странно это ни звучало, но сей поступок был в стиле Ван Гога: он практически всю жизнь страдал нервными срывами, галлюцинациями и депрессиями. Через два года после инцидента с ухом художник покончил с собой.
И последнее. Все-таки профессия художника в определенном смысле является женской. Работать сидя, без резких колебаний в физической и интеллектуальной нагрузке – удел женщин. Издревле мужчины, например, изготовляли горшки из глины, а женщины делали росписи на них. Напрашивается, конечно, возражение: ведь большинство выдающихся художников – мужчины. Да, это так, но и выдающиеся воспитатели, повара, кулинары, модельеры – тоже мужчины. Просто у сильного пола выше адаптационные возможности и более развиты новаторские качества. Мужчины призваны в любой деятельности, в том числе и в чисто женской, «наскоком» что-то продвинуть, изобрести что-то новое, а основная тяжесть повседневной, рутинной, монотонной работы перекладывается обычно на женские плечи. Межполовое разделение труда существует. По крайней мере, должно существовать. Например, от длительной сидячей монотонной работы у женщин депрессии не бывает, а вот у мужчин возникают расстройства в психике. Поэтому молодым людям надо иметь в виду, что во время обучения нельзя полностью исключать ручной, мускульный труд. Не зря Лев Толстой говорил: «».
Зашкаливает!
Все знают, что люди творческие – не от мира сего, с «завихрениями». Без этого они были бы обычными людьми. Но когда депрессия – обычное состояние художника, а настроение только одного цвета – черного, это уже не просто «завихрения» творческой натуры, а повод для беспокойства. Именно с этим педагоги одного художественного училища (просили не называть) обратились в Казанский институт психологии педагогики профессионального образования Российской академии образования. Мастера живописи заметили, что настроение у студентов подавленное, а разговоры о бессмысленности жизни и никчемности существования стали частыми. О том, как проходило психологическое исследование, нам рассказал старший научный сотрудник ИПППО РАО Юрий ФИСИН:
– Нетрудно было догадаться, что педагоги училища столкнулись с очень серьезной проблемой – потенциальным суицидом. Надо сказать, что эта проблема для российских психологов новая, практически не исследованная. Раньше разве что изучалась в рамках закрытых тем, в местах лишения свободы. В обыденной жизни эта проблема не стояла так остро, сейчас же ситуация изменилась коренным образом. Если верить статистике, сегодня в России каждый седьмой подросток совершает самоубийство.
Творческим личностям свойственно впадать в крайние психологические состояния: от беспричинной радости, восторга до глубокой депрессии. Эти колебания являются, по сути дела, стимулом их творческого роста. В художественном училище вариаций в настроении студентов практически не наблюдается: у большинства оно действительно было подавленным. И еще что сразу бросилось в глаза, вернее, в нос: в учебном здании стоял резкий запах красок и их растворителей – ацетона, скипидара, уайт-спирита. Если постоянно этим дышать, то можно и отравиться.
Чтобы досконально разобраться в причинах депрессивного состояния, мы решили провести исследования в театральном училище, – во-первых, это учебное заведение также творческого профиля, во-вторых, половозрастной состав студентов примерно одинаков в школах среди старшеклассников, техникумах и профучилищах. Депрессивное состояние (коэффициент депрессии КД) мы измеряли по 4-балльной шкале. При этом за норму приняли 1,5 балла. Замеры показали: в школах, техникумах и ПТУ среднее значение КД оказалось равным 2,0 балла, что уже выше нормы, в театральном – 2,8, а в художественном – аж 3,2. Иначе говоря, – зашкаливает! Выходит, повышенный уровень депрессии наличествует практически у всей современной учащейся молодежи, но особенно высок он у студентов учебных заведений творческого профиля. В чем же причина такого тревожного явления? Анализ анкетного материала показал, что прежде всего это от тяжелого материального положения. Кроме хронического безденежья, студентов также волнует отсутствие перспектив трудоустройства после окончания учебы. В числе причин неудовлетворенности жизнью будущие художники и актеры указывают и социально-политические.
Но данные, полученные с помощью анкет, еще не дают полного представления о проблеме. Поэтому следующим шагом в исследовании причин депрессии у студентов-художников стал лабораторный эксперимент, с помощью которого попытались выяснить, действительно ли на психологическое состояние художников и людей вообще влияет психохимический фактор – отравление. Для этого 18 испытуемых, ранее не работавших с красками, а значит, не успевших к ним адаптироваться, мы поместили в комнату с парами ацетона. Физическая составляющая в их деятельности, так же, как и интеллектуальная, свелись к минимуму: участники просто сидели за столом и читали. Эксперимент длился неделю, и по мере продолжительности пребывания испытуемых в загазованном помещении они ощущали психологический дискомфорт, чувство немотивированной тревоги, быструю утомляемость, беспричинную раздражительность и падение интереса ко всему окружающему.
Результаты эксперимента лишний раз показали, что отравление парами каких-либо химикатов может служить одной из причин изменений психического состояния, привести к депрессии и потере интереса к жизни. В значительной степени объясняется тот факт, что коэффициент депрессии у студентов-художников выше, чем у студентов-«театралов», которым почти не приходится работать с красками. А впоследствии выяснилось, что первые занимались еще и в плохо проветриваемых мастерских. Скажете, а как же маляры? Они тоже имеют дело с краской? За счет высокой физической активности яды, попавшие в организм рабочих, вымываются из него, а у студентов-художников они накапливаются, задерживаются. По сути, отравление является последней каплей в суицидальных намерениях человека. Обычно на такие шаги чаще идут мужчины, чем женщины: последние более цепко держатся за жизнь. Мужчины в кризисных ситуациях предпочитают «забываться» выпивкой. А это сильнейшая интоксикация организма. Отравление, бесспорно, пробуждает агрессивность. Если человек – экстраверт, она выплескивается наружу, на окружающих, если же – интроверт, то загоняется внутрь и направляется на самого себя. Большинство работников творческих профессий – интроверты, к тому же их организм очень чувствителен к малейшим дозам токсинов, поэтому их уверенно можно отнести к группе риска. Современные отравляющие вещества (ОВ) – главным образом продукты органической химии, которые «обрушились» на нас сравнительно недавно, и организм еще не успел к ним адаптироваться. Эти ОВ, подобно психотропным веществам, воздействуют не столько на пищеварительную систему человека, сколько на нервную.
Хорошо попашешь, хорошо попишешь
– Юрий Максимович, химия химией, а чем же объяснить депрессивное состояние Ван Гога? Собственно, не он один, но и другие выдающиеся художники страдали от этого?
– Отличительной особенностью художественной деятельности является, ко всему прочему, ее ужасная дисгармоничность. Что задействовано у художника, когда он, например, рисует с натуры? Главным образом зрительный анализатор и кисть руки. Основная же группа скелетных мышц, глубинные отделы мозга, речевой аппарат бездействуют. А у любого человека, особенно молодого, заложена очень сильная потребность в гармоничном развитии. Чем больше и дольше вовлечен работник в художественную деятельность, чем он талантливее, тем дисгармоничнее его жизнедеятельность и тем выше у него уровень депрессии. Самая гармоничная профессия из всех существующих – профессия педагога. У преподавателей все работает, все задействовано, поэтому состояние депрессии у них – редкое явление, хотя условия жизни, в том числе материальные, – не ахти. Средняя продолжительность жизни учителей тоже одна из самых высоких, несмотря на сопровождающие их постоянные стрессы. Малая физическая активность у художников ко всему прочему ведет к снижению волевых качеств и энергетического потенциала. Из-за этого у них возникают проблемы с реализацией завышенных творческих потребностей, что вызывает внутриличностный конфликт.
И последнее. Все-таки профессия художника в определенном смысле является женской. Работать сидя, без резких колебаний в физической и интеллектуальной нагрузке – удел женщин. Издревле мужчины, например, изготовляли горшки из глины, а женщины делали росписи на них. Напрашивается, конечно, возражение: ведь большинство выдающихся художников – мужчины. Да, это так, но и выдающиеся воспитатели, повара, кулинары, модельеры – тоже мужчины. Просто у сильного пола выше адаптационные возможности и более развиты новаторские качества. Мужчины призваны в любой деятельности, в том числе и в чисто женской, «наскоком» что-то продвинуть, изобрести что-то новое, а основная тяжесть повседневной, рутинной, монотонной работы перекладывается обычно на женские плечи. Межполовое разделение труда существует. По крайней мере, должно существовать. Например, от длительной сидячей монотонной работы у женщин депрессии не бывает, а вот у мужчин возникают расстройства в психике. Поэтому молодым людям надо иметь в виду, что во время обучения нельзя полностью исключать ручной, мускульный труд. Не зря Лев Толстой говорил: «Хорошо попашешь, хорошо попишешь».
Казань
Комментарии