search
main
0

Спасибо, Муха-цокотуха! В i-Школе все ученики успешны

Сначала цифры. Ежегодно в нашей стране рождается 50 тысяч малышей с пороками в развитии. Общее число инвалидов достигает полутора миллионов человек, около 700 тысяч из них – люди, не достигшие 18 лет. Страшные цифры. Однако еще страшнее факты. Оказывается, только половина из них получают специализированную образовательную помощь. Наиболее тяжелая ситуация – с детьми, имеющими неврологические или психические расстройства. Из 200 тысяч ребят с серьезными интеллектуальными нарушениями 36 тысяч учатся дома, 29 тысяч – в специальных интернатах, 25 тысяч – в спецшколах, 3500 – в коррекционных классах обычных школ. По данным одной общественной (а значит, независимой) организации, более 100 тысяч детей, имеющих серьезные интеллектуальные расстройства, не учатся вообще! Сразу же возникает вопрос, почему. Ответ лежит на поверхности – в России не создана образовательная инфраструктура для детей с подобными нарушениями развития.

Однако за последние пять лет ситуация меняется к лучшему. Увы, пока нет оснований утверждать, что во всей стране в целом, а вот в Москве – это точно. Сегодня в столице проживают четыре тысячи инвалидов, которые не могут ходить в школу. Как правило, такие ребята учатся на дому, иначе говоря, получают образование в форме надомного обучения. Ребенка прикрепляют к обычной школе родного микрорайона, и обычные учителя ходят к нему домой.

К сожалению, результаты таких занятий порой чрезвычайно далеки от желаемых. Во-первых, количество уроков у надомника значительно меньше, значит, освоить школьную программу инвалиду практически нереально. Мало того, к надомнику ходят учителя не по всем предметам. Во-вторых, педагоги массовой школы обычно не умеют эффективно работать с особыми, болезненными, быстро устающими, неусидчивыми детьми. Но самое главное – сложно установить надлежащий контроль за учебными достижениями ребят, обучающихся на дому. Они ведь и выпускные экзамены, как правило, не сдают… Еще сложнее юному человеку в условиях надомного обучения овладеть навыками самоорганизации. И уж совсем трудно ему понять, к чему у него есть способности, что понадобится во взрослой жизни, поможет получить профессию и повысить социальный статус.

Лет десять назад все эти недостатки уже были видны столичному Департаменту образования. И тогда же появились так называемые школы надомного обучения, совершенно отличные от массовой школы. Московский институт открытого образования разработал для них специальный учебный план со сниженной нагрузкой. Такие школы предоставляли (и по сей день тоже) возможность и заниматься дома, и посещать уроки.

Благодаря им дети, которые (пусть не всегда, а тогда лишь, когда болезнь отступает) могли ходить на занятия, решали этим самым задачу собственной социальной адаптации, ведь в школе они общались со сверстниками. Однако более важное, более эффективное условие адаптации – профориентация. Только получив профессиональные навыки, инвалид сможет быть включенным в общество, стать полезным ему. Вот именно такую задачу надомная школа, не говоря уже о массовой, решать не могла. Эта проблема довольно долго оставалась открытой.

Чтобы решить ее, Москва разработала программу «Развитие образовательной информационной среды для детей-инвалидов». В рамках этой программы в 2003 году были выделены средства на создание компьютеризированных рабочих мест на дому для дистанционной поддержки образования ребят, не посещающих школу по состоянию здоровья. Так возникла i-Школа.

– Первый учебный год в ней состоялся в 2003 году, когда были поставлены первые 750 рабочих мест учеников и 120 мест учителей, – рассказывает 37-летний директор центра образования «Технологии обучения», кандидат педагогических наук, лауреат Премии Президента России в области образования Александр Ездов. – Наша школа была открыта в составе Центра информационных технологий и учебного оборудования, которым руководит Елена Игоревна Булин-Соколова, организатор проекта i-Школа. Центр стал отвечать за информатизацию образовательного процесса во всех школах столицы. На первых порах i-Школа была учреждением дополнительного образования. Она не заменяла школу, к которой был прикреплен ученик-надомник, а поддерживала ее.

Основная деятельность i-Школы развивалась в четырех направлениях: помощь в освоении программ общего образования, социализация, профориентация и профподготовка, развитие творческих способностей. Исходя из этих задач создавалась и ее информационная инфраструктура, важнейшим элементом которой стало рабочее место ученика. В него вошли скоростной интернет, средства видео- и аудиосвязи, в том числе и веб-камера, лазерный принтер, сканер, цифровая фотокамера, учебное программное обеспечение. Появились в школе и наиболее передовые средства освоения школьных дисциплин: цифровые естественно-научные лаборатории, которые позволяют даже в домашних условиях ставить опыты и наблюдать за процессами в окружающем мире; цифровой микроскоп и даже конструкторы, чтобы можно было собирать модели, похожие на реальные машины и механизмы. Появилась здесь и музыкальная клавиатура, которая дает возможность для самостоятельного музыкального и исполнительского творчества. А графическая панель позволяет реализовать граффити, живописные и чертежные техники.

– Александр Анатольевич, – спрашиваю я, – компьютер – техника дорогая. Семьи инвалидов, как правило, небогаты…

– С каждой семьей центр заключает договор, регламентирующий учебный процесс. В одном из его пунктов говорится о передаче ей (на время) учебного оборудования. Если выпускник поступает в вуз или колледж, правительство Москвы оставляет ему компьютерное оборудование на все время учебы. Если молодой человек поступает на работу, связанную с использованием информационных технологий, компьютер остается у него.

– Хорошо. Но вот семья получила оборудование, а никто не умеет пользоваться им.

– И сам ребенок, и мама с папой проходят специальный курс компьютерного ликбеза. Консультанты приходят прямо к ним домой.

– И дальше…

– Ребенок регистрируется на сайте i-Школы, получает пароль, знакомится с содержанием курсов и записывается на те, что заинтересовали его. Ему приходит электронное письмо от преподавателя, в котором объясняется, как организовано его дистанционное обучение.

– И сколько же таким образом i-Школа на сегодняшний день обучает детей?

– Сегодня у нас более тысячи учеников.

– С какими заболеваниями?

– В основном это опорники. Колясочники. Но есть и дети с тяжелыми соматическими заболеваниями, с органическими поражениями мозга, с нарушениями зрения и слуха, психиатрическими болезнями. Иначе говоря, весь спектр!

– Представляю, как сложно работать с ними учителям.

– Сложно. Наши педагоги общаются со своими учениками в течение всего дня. Есть дети, у которых лечение проходит утром и днем. Потом они должны отдохнуть и только к вечеру, часам к 8-9, смогут учиться. Сегодня в i-Школе 200 учителей. Без преувеличения могу сказать – каждый из них настоящий мастер своего дела. Помимо педагогического мастерства все они обладают опытом преподавания с использованием информационно-коммуникационных технологий. Все учителя ежегодно сдают «технический минимум».

О содержании образования я разговаривала с руководителем лаборатории технологии Ириной Семушевой. Она рассказывает, что дети в i-Школе занимаются на нескольких направлениях: гуманитарном, естественно-математическом, технологий и искусства. В школе много лабораторий. Среди них – истории, математики, филологии, МХК, мультистудия. Для каждого возраста – свой набор курсов. Каждый ребенок обязан учиться на двух – общеобразовательном и технологическом, однако есть дети, которые успешно преодолевают по 8-10 курсов! Учебный материал разбит не по классам, а по ступеням. Ребенок выбирает ту из них, которая ему по силам. Он может в начальной школе, например, изучать программу по русскому языку третьей ступени, а по математике – первой. В i-Школе не ставят двоек. Поэтому дети пытаются одновременно выполнять задания по всем ступеням. Что будет по силам – определяют сами. И потому все дети успешны.

В старшей школе помимо общеобразовательных и развивающих курсов изучаются профориентационные: делопроизводство, веб-дизайн, веб-технологии, компьютерная мультипликация, дизайн, моделирование одежды, бисероплетение, создание кукол.

– И какова же конкретно деятельность учителя в i-Школе?

– Он проверяет и оценивает работы детей, объясняет ошибки, устраивает обсуждение полученных результатов.

– А как насчет воспитания? Поскольку классов нет, то нет и классных руководителей?

– Но зато есть кураторы! У каждого ученика свой. Он хорошо знает и ребенка, и всю его семью, потому что «ходит в гости». Он знает особенности каждого своего ученика. Куратор в контакте с преподавателями курсов. Одна из важнейших его задач – сформировать у ребенка интерес к учебе и способность к самореализации.

– А каникулы у вас есть?

– Конечно! Организуются выездные лагеря, проводятся очные встречи, экскурсии.

– По окончании школы – аттестат?

– Ну, разумеется! Из первых двух выпусков 90 процентов наших детей поступили в вузы. Они учатся весьма успешно в Московском государственном психолого-педагогическом институте, МГУ и в Бауманском университете. У нас немало одаренных детей. Тотально глухой ученик Роман Климов, например, – абсолютный чемпион по робототехнике на Всероссийской олимпиаде. Александра Никольская победила в конкурсе юных переводчиков, организованном Британским советом и Всероссийской библиотекой иностранной литературы. Созданный коллективными усилиями мультфильм «Муха-цокотуха» победил в конкурсе детских работ на ВВЦ. Наши успехи можно перечислять долго!

– Похоже, ваш принцип – «обучение в деле»?

– Совершенно верно! Когда создавали «Муху-цокотуху», привлекли многих детей. Особенно тех, у кого плохо работают руки. Материалом служил бисер.

– Ой, у меня они хорошо работают, но я бы не смогла.

– С нами вместе смогли бы! Бисерные герои создавались с помощью мам, пап, бабушек, сестренок… Все трудились с огромным вдохновением! И все у всех получилось! Освоили технологии тонкого ручного труда, анимации, цифровой фотографии, современного монтажа. Мало того, научились работать в команде, планировать свою деятельность, достигать результатов.

– Представляю, сколько было радости…

– Ради этого и существует i-Школа.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте