search
Топ 10

Спасем окружающий мир!

​В жизни каждой школы есть свои традиции, объединяющие педагогов, детей и их родителей, жителей района. Для школы №126 такой давней традицией стал экологический фестиваль. В этом году прошел финал ХI экологического фестиваля «Спасем окружающий нас мир!».

Наш фестиваль вырос из ежегодных межпредметных научных конференций учащихся школы №126 (директор С.Романова). С 2002 года наряду с научной повесткой дня мы стали проводить театрализованные конкурсы на экологическую тематику, приглашать в гости другие школы округа, так и родилась форма проведения фестиваля «Спасем окружающий нас мир!». В 2005 году был написан гимн экологического фестиваля, в этом же году появились станции «Экология и душа», «Экология и биология», «Экология и химия», «Экология и языки общения». Бессменным научным руководителем фестиваля стала заведующая кафедрой экологии человека РУДН О.Родионова, которая придумала интересные темы для этюдов, буриме, домашних заданий и приветствий команд, большую организационную помощь оказывала фестивалю управа района Теплый Стан. Декабрь стал традиционным месяцем проведения фестиваля, к 2010 году стараниями детей и взрослых фестиваль приобрел законченную форму интересного события в ЮЗАО.Многие школы, чьи команды сформировались и выросли благодаря экологическому фестивалю, стали добрыми продолжателями нашей традиции, придумав свои фестивали. В тот момент мы были рады и по праву гордились тем, что такой формат пришелся по душе детям и взрослым, нашим коллегам по экологическому образованию и просвещению в округе. Накопленный опыт организации и проведения фестиваля, анализ отзывов и предложений коллег, наконец поддержка методического центра ЮЗОУО и таких давних партнеров фестиваля, как РУДН, ОВОП, МГДД(Ю)Т, позволили нам сегодня предложить городу обновленный фестиваль – сетевой экологический фестиваль Юго-Западного округа «Спасем окружающий нас мир!».По итогам проведения фестиваля-2010 мы определили новые перспективные цели: сохранение и укрепление духовно-нравственного здоровья детей как ценности современного гражданского общества и государства; поиск и поддержка новых форм становления экологически значимых стереотипов мышления и поведения в среде подростков; развитие и поддержка детско-взрослой общности, приводящей к появлению школьных экологических команд в районах ЮЗАО. Достижение этих целей позволило бы сделать экологический фестиваль социально значимым событием в районе и в округе, привлечь к решению проблем образования жителей. Работая над обновлением содержания и формы фестиваля, мы старались сделать это общественно значимой проблемой в глазах школ района и партнеров фестиваля.В марте 2011 года мы разместили для всех желающих на сайте школы и разослали членам оргкомитета небольшую электронную форму (анкету), попросили их высказать свое мнение относительно роли фестиваля в жизни школы и района. Многие респонденты отметили, что чаще слышали положительные отзывы о фестивале и считают нужным продолжить проведение фестиваля в школе. Но, к сожалению, лишь 20% смогли точно назвать месяц года, в котором проводится фестиваль (это трое из каждых 15 человек). Мы чувствовали, что фестиваль, находясь в зените своего развития, может затеряться среди других событий школы, потерять актуальность для развития школы и жизни района. Долгие размышления привели оргкомитет к двум важным решениям: фестиваль должен идти в течение всего учебного года и иметь другую программу мероприятий, удовлетворяющую социально-культурные и научные запросы всех участников, включая членов жюри.По итогам данных анкетирования на 18 мая 2011 года было назначено первое заседание оргкомитета фестиваля-2011. К этому моменту мы уже могли показать коллегам сайт фестиваля (ecofest126.ucoz.ru) и программу некоторых этапов. Было очень приятно и важно, что в разработке сайта принял участие ученик тогда еще 9-го класса Сергей Глотов, который непосредственно в фестивале никогда не участвовал. Весть о сайте фестиваля и изменениях в ставшей уже традиционной программе стала распространяться в среде педагогов нашей школы. Программа предполагала закрепить четыре последовательно сменявших друг друга этапа: дистанционный (на сайте фестиваля), очный (на экологическом факультете РУДН), второй дистанционный (на сайте фестиваля и ресурсах авторов дней) и наконец очный (в школе №126). Получалось, что, по сути, традиционным предлагалось оставить только последний этап. Многие члены оргкомитета и старожилы фестиваля были против таких изменений, потому первое заседание оргкомитета закончилось весьма просто: «Ну если вы хотите так делать, то делайте!»Наступило лето. В московском образовании начали проявлять себя новые механизмы финансирования, оргкомитет успел остыть от былых споров. Потребовалось быстро разместить вариант полной программы фестиваля-2011. Но отчетливо можно было написать только про первые два этапа. Менее ясно мы представляли себе тогда третий этап, и уж совсем было непонятно, как теперь проводить традиционный финал. Было ясно, что настоящая проблема фестиваля состоит в том, что мы за все 10 лет не знаем, как ответить на вопросы: почему эти дети стали командой и что происходит с этой командой после фестиваля? Так родилась идея первого этапа: каждая команда присылает в оргкомитет две презентации – «Почему мы стали экологической командой» и «Наше экологическое дело». Все эти презентации вы можете и теперь найти в разделе «Материалы» на сайте фестиваля. Второй этап был придуман нами на основе опыта проведения традиционного Дня науки на экологическом факультете РУДН. Суть состоит в том, чтобы дети ознакомились с современными психолого-экологическими приборами, предложили тему и методику проведения исследования с одним из приборов. Третий этап задумывался как серия сетевых межпредметных дней «Экология и…», где вторым словом в названии был бы один из школьных предметов или область деятельности современного человека. В таком виде программа была разослана всем членам оргкомитета.Но работа по формированию программы мероприятий продолжалась. Стало понятно, что почти круглогодичное участие в фестивале должно быть вознаграждено серьезными призами. Поэтому весь август мы рассылали пресс-релизы в частные компании и государственные организации (по 30 адресам) с просьбой помочь в награждении абсолютного победителя фестиваля-2011. Положительный ответ и вообще ответ получили только от пресс-секретаря группы компаний «ДИКСИ» Л.Губина. Тогда мы не побоялись получить отказ и написали в префектуру ЮЗАО и Департамент природопользования и охраны окружающей среды. В итоге департамент пообещал нам помочь призами. И вот по приглашению методиста по экологии МУ ЮЗОУО В.Александровой в августе 2011 года на встрече с учителями биологии и экологии мы впервые предъявили окончательный проект сетевого экологического фестиваля ЮЗАО «Спасем окружающий нас мир!», не забыв упомянуть о ценных подарках первым трем победителям (команда из 5 человек). Даты были определены, процесс был запущен: 24 октября 2011г., 24 ноября 2011г., 27 января – 11 февраля 2012г., 15 марта 2012 г.Первый этап – оценка презентаций – показал, что и само жюри надо было настроить на правильную оценку. Что такое команда? Как проявляется командный дух? Надо ли оценивать грамматические ошибки? А как оценивать, если в одной презентации показаны и команда, и экологическое дело? Одним словом, в конкурсе появилась еще одна, двенадцатая, команда – жюри. Мы смогли дважды пообщаться с членами жюри и лидерами школьных экологических команд в программе Skype. Цель общения была скорее выяснить ощущения команд, что им понравилось на этом этапе, а что – нет. Очень важно, что сайт помогал нам встречаться в нужном месте в нужный час. Рассылка личных сообщений стала нормальной и плодотворной формой работы.Второй этап был выездным и проводился в два этапа. Сначала команды смотрели приборы и по этой новой информации отвечали на вопросы викторины, после чего уже дома или в своих учреждениях придумывали проекты исследований с приборами кафедры экологии человека РУДН. Приехали всего 6 команд, но важнее всего для нас было то, что они все-таки приехали. Значит, зачем-то им это оказалось нужно. Проекты своих исследований команды размещали в разделе «Материалы» на сайте.Третий этап состоял в выполнении заданий межпредметных дней «Экология и…». Всего нам удалось провести семь таких дней (английский язык, биология, химия, география, литература, культура, технология). Преподавателями дней стали О.Безногова (Омская область), К.Гаврикова (Москва), М.Симоненкова (Калужская область), И.Соколов (Москва), А.Наумов (Пермский край), А.Журба и Г.Григорьева (Республика Хакасия). Два педагога, с которыми мы договаривались еще в августе, к сожалению, не поддержали наш проект, когда пришло время конкретной работы. В дистанционном этапе приняли участие 10 команд. Команды имели возможность выбрать себе тренировочные дни. Итоговое задание по этапу выполняли все зарегистрированные команды. Авторы дней придумывали самые разнообразные экологоориентированные задания, которые вы и сейчас можете увидеть в разделе «Форум». Не все команды остались довольны как заданиями, так и схемой набора суммы баллов, тем не менее ценность этого этапа состоит в организовавшемся дистанционном общении участников. Вы и сейчас можете прочитать тексты сообщений участников и авторов дней в ходе их совместной работы на сайте.Самым волнующим оказался финал фестиваля. Первоначальная дата – 15 марта 2012 г. – была перенесена на день позже. И опять при этом нам помогал хорошо работающий сайт. Все команды вовремя получали указания и консультативную помощь. Одной из задач финала было обобщение первых трех этапов, поэтому программа финала содержала элементы деятельности, уже освоенной детьми. В то же время нам удалось сохранить некоторые традиции проведения финала фестиваля. Программа включала конкурсы «Экологическая поделка», приветствие на тему «Почему мы стали экологической командой?», «Дискуссионный ринг» и «Проект экологического города будущего», а также сценический конкурс «Индустриальные напевы». Подробное описание конкурсов вы и сейчас можете найти на сайте фестиваля ecofest126. ucoz.ru.В финале приняли участие команды образовательных учреждений Юго-Западного округа: «Вита» (под руководством учителя химии Н.Грешной, №1065), «ДОО Эколог» (под руководством учителя биологии О.Веселковой №126), «Экоспецназ» (под руководством учителя биологии А.Пискаревой, №898), «ХИПР» (под руководством учителя химии и экологии Н.Вдовиной, №2003), «Эколуч» (под руководством учителя биологии и экологии В.Ерофеева, №1332), «ЭКОС» (под руководством учителя биологии Т.Агзамовой, №1971), «ЧиП» (под руководством методиста МЦ ЮЗОУО И.Данилина, №1103), «Зеленые птицы» (под руководством учителя биологии и экологии И.Долговой, №1972), «Свежий ветер» (под руководством учителя биологии О.Мурашовой, №108). С учетом сетевой формы обновленного фестиваля был разработан оригинальный дизайн сувенирной продукции.В состав жюри вошли социальные партнеры фестиваля: методист по экологии методического центра ЮЗОУО Вера Александрова; специалист отдела биоразнообразия мониторинга экологического просвещения заказника «Теплый Стан» Управления особо охраняемыми природными территориями по Юго-Западному и Центральному округам Кристина Гаврикова; сотрудник отдела биологии МГДД(Ю)Т Александр Пшеничнер, зав. кафедрой экологии человека экологического факультета РУДН Ольга Родионова, руководитель экологического центра Общества восстановления и охраны природы Москвы Станислав Рыков; зам. декана инженерного факультета РУДН по научной работе Игорь Соколов, учитель музыки Центра образования №1998 Эльвира Федюшина. Оказали поддержку и внимание программе мероприятий финала начальник отдела биоразнообразия, мониторинга и экологического просвещения ГПБУ «Управление ООПТ по ЮЗАО и ЦАО» Татьяна Лунева, представитель компании «ДИКСИ» – генерального спонсора фестиваля-2011 Лаврентий Губин, редактор газеты «Профессия и карьера» Нина Куковерова, представитель ГПБУ «Управление ООПТ по ЮЗАО и ЦАО» Светлана Зонова, заместитель главы управы Южное Бутово Ольга Тарасова. Всем новым друзьям нашего фестиваля мы направили благодарственные письма.Участники фестиваля показали высокий уровень знаний в области экологии, представили интересные поделки, приняли активное участие в обсуждении современных экологических проблем. Гости фестиваля и руководители команд высоко оценили новые формы работы в области экологического образования и просвещения в округе. Фестиваль породил дружбу детей-экологов Юго-Запада с городом Сухиничи Калужской области и Бессоновским районом Пензенской области, в которых по решению руководителей образовательных учреждений состоятся некоторые из этапов сетевого экологического фестиваля-2012.Прошли дни и недели с момента финала. Ушли почтой грамоты и дипломы командам, благодарственные письма нашим коллегам и партнерам. Наверное, придется еще исправлять ошибки в именах и фамилиях. Замерла работа сайта. Да, фестиваль завершился. Но завершился он полной победой нового, активного подхода к социальному развитию территорий округа средствами экологического образования. Нельзя не порадоваться тому, что теперь почти в каждом районе у нашего окружного фестиваля есть свои штаб-квартиры, чья активность будет способствовать укреплению в сознании жителей районов понимания необходимости соблюдения принципов устойчивого развития территории.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте