Душный, грохочущий трамвай. Убитые жарой и суетой люди. И «я здесь в поте и пыли. Я, царь земли, прирос к земли…».
– Мама, ты знаешь, кем я хочу стать?! – детский звонкий голос заглушил стук колес.
– Супер-ге-ро-ем! – не дожидаясь ответа, с гордостью заявил пятилетний ребенок, растягивая с удовольствием слово.
Будто свежий ветерок пронесся по вагону. Может, почудилось?.. Нет!
– Я буду спасать людей! Всех!
– От чего спасать, дочка? – растерянно спросила мама.
– От грусти и неудач! – уверенно произнесла малышка.
Мягкие, добрые улыбки осветили лица, посыпались шутки, вопросы… Вагон ожил!
Эту историю любит рассказывать моя мама, при этом всегда подчеркивая, что спасать мир от бед и неудач – это у меня в крови. А я всегда, улыбаясь, добавляю, что это все мои амбиции. Сразу хочу добавить, что не считаю амбиции недостатком. Мне нравится, как обозначил значение слова «амбиции» Майк Кони, который сказал, что «это стремление к успеху, чаще всего прописанное в ДНК». Так что это действительно в крови. Правда, кровь сильнее заиграла после конкурсного движения. «Учитель года»-2016 стал для меня точкой амбициозного роста, когда я поняла, что невозможное возможно.
Разве возможно добиться высоких результатов в обычной массовой школе с ярким названием «Солярис»? Когда 6 лет назад директор «Соляриса» Елена Борисовна Перепелицина пригласила меня на работу, она спросила, какова моя основная цель. Мой ответ «Хочу, чтобы «Солярис» стал лучшей школой в России» прозвучал для меня самой как вызов. Массовая школа (на данный момент около 4000 детей) с разноуровневым контингентом, в отдаленном районе, большой педагогический коллектив (сегодня уже 182 педагогических работника) – это риски, которые… помогли выстроить стратегию «резильентности». Помню слова моего наставника Елены Перепелициной: «Нужно управлять рисками! А это значит уметь ожидать их и выстраивать возможности (ориентацию на перспективу), которые помогают изменить сценарий события и избежать будущих рисков». С чего начали? Начали реализовывать сценарий успешной школы с ярким названием «Солярис». Прежде всего «распаковали» школу, настроили профессиональную и мотивационную навигацию всех участников образовательного процесса через решение открытых ресурсных задач. Одной из таких задач стало разрешение противоречий. Несоответствие между запросами на инновационно-преобразовательные формы/технологии образования и оставшимися традиционными установками образовательных стратегий; новыми требованиями к уровню личностно-профессионального развития учителя и предметно-ориентированной системой образования; ориентацией педагогов на новое, непредметное, образовательное пространство и потерей частью педагогов профессиональных смыслов и ценностей, абстрагированием и отчуждением педагогов от личностных особенностей учеников, тем более в массовой школе.
И эти противоречия, как показали исследования, проведенные нами, не случайны! Деятельность современных педагогов, работающих в массовых и разноуровневых классах, разворачивается в рамках сложных и уникальных учебных ситуаций: как правило, ребенок всегда приходит к уникальной конфигурации компетенций, наполняя свой учебный запрос специфическим содержанием. В связи с тем что ребенок ставит рекордные или нетипичные образовательные цели и задачи, он претендует на уникальную траекторию образовательного маршрута, у которого нет тривиального пути осуществления. Особенности развития современных детей поколений Z, Α требуют специальной организации образовательной деятельности, формирования особых форм взаимодействия между субъектами образовательного процесса (учитель-ученик), что в свою очередь подразумевает дополнительную подготовку: овладение инновационно-преобразовательными формами и технологиями обучения. Профессионально-личностная характеристика педагога требует воспитания в себе таких качеств, как профессионализация собственного мышления, творческая активность и креативные способности, субъектность, готовность взять на себя ответственность за организацию новой образовательной практики взаимодействия. Конечно, решение такой амбициозной задачи требует от руководителя поиска в самом себе новых перспективных ресурсов – нужно стать лидером нового типа в мире волатильности, неопределенности, сложности и противоречий.
Хорошим примером для меня стала мой наставник Елена Перепелицина. Именно в ней я увидела те самые главные качества, например интернальность, основная установка которой звучит так: «Нет проблем, есть задача». А еще аgile плюс стратегия, включающая в себя гибкое контекстное тактическое руководство здесь и сейчас с ориентацией на будущее. Ресурсное состояние, когда осознаешь свои ресурсы, школы и умеешь ими управлять. Безусловно, толерантность к неопределенности – это способность не просто мириться с неопределенностью, а любить ее, ощущать интерес и приятное волнение, если не знаешь, что будет дальше.
Одним из важных показателей современного лидера стала для меня транспарентность в управлении, когда в приоритете честные и прямые коммуникации без утаиваний и манипуляций. Моя любимая характеристика – дерзость, нет страха перед смелыми и дерзкими идеями. Антихрупкость помогает справиться с любым вызовом. И конечно же, страсть. Умение поймать состояние потока и включить в него весь свой коллектив. Вообще сегодня важно относиться к своему делу со страстью, вдохновляясь новыми проектами и увлекая других.
– Вы готовы стать директором «Соляриса»? – спросила полгода назад Елена Перепелицина.
– Готова! – тут же прозвучал мой уверенный ответ.
И вновь кровь кипит. И вновь взята амбициозная цель!
Полгода назад я стала директором «Соляриса». Резильентной школы. Школы, которая показывает результаты сверх ожиданий в течение пяти лет. Почему? Улыбнувшись, вспоминаю иерархию базовых потребностей Маслоу, где высшая – это «хочу делиться, выйти за пределы самого себя». Таков ориентир руководителя. Ведь твоя команда – это твоя командная «отраженная субъектность»: если ты сам конструктивно делишься своими знаниями, «поднимая человеческое видение на уровень более широкого кругозора, более высоких стандартов, тогда «мотивационные ворота» для твоей команды будут открыты». Как сказал один из наших политических деятелей, «вести людей проще, чем сдвинуть их с места». Поднять и вдохновить учеников несложно – их потребность в успехе предполагает стремление к достижению увлекающих целей. Разбудить педагогический коллектив, 182 человека, – дело непростое. Каждый из них, находясь в позиции эксперта и зная, как надо, только учится жить в диджитальном мире, в то время как дети в нем уже живут. Поэтому моя задача, как учит и учил меня мой наставник, – «вдохновить педагогов мечтать о большем, учиться большему», формируя радостный опыт через воспитание перспективных путей, как своих, так и коллектива, быть уникальным.
Быть уникальным, по моему мнению, – это значит мыслить преадаптивно, знать свои ресурсные точки роста, чтобы не попасть в категорию уставшего человека, затерявшегося в смысловом поле и не понимающего, для чего, зачем. Главное – не стать «ресурсным узником» – это уже история про то, когда знаешь, зачем, но еще не понимаешь, как.
…Двери трамвая со скрежетом закрываются. Я, сбросив усталость со своих плеч, вливаюсь в людской поток. Иду спасать мир от бед и неудач – оживлять образовательную среду новыми и современными идеями, «эволюционными отношениями», когда поддерживается взаимный интерес в командном решении, чтобы школа стала уникальным ресурсным парком для каждого участника образовательного процесса. А это значит взять еще одну высоту. И хорошо, когда рядом твой наставник. Твоя команда!
Ольга МИРОШНИЧЕНКО, финалист Всероссийского конкурса«Учитель года»-2016, директор лицея «Солярис», Саратов
Комментарии