Выступая на торжестве в Юсуповском дворце, Игорь КАРАЧЕВЦЕВ, директор школы №166 Санкт-Петербурга, особо отметил, что возрождению Лиги образования предшествовало скрупулезное изучение истории дореволюционной Лиги, которая была учреждена в Санкт-Петербурге в 1906 году. Ведь она дала великолепные образцы сотрудничества передовой российской интеллигенции и школы.
– Десятки поколений выдающихся ученых, педагогов, общественных деятелей России видели основу демократического общества в просвещении и верили, что сумеют способствовать появлению преподавателей новой формации – устремленных в будущее и открытых для прогресса.
За основу была взята Лига образования Франции, созданная в 1866 году, основными целями которой стало распространение знаний в провинции. Изначально Лига должна была стать организацией не политической и охватывать своей деятельностью все слои общества, все его классы. Проект устава Лиги был составлен в декабре 1905 года К.Арсеньевым, Д.Стасовым, Г.Фальборком и В.Чарнослуским, переведен на 12 языков основных национальностей, проживающих в России, разослан по стране, опубликован в газетах и журналах.
В марте 1906 года в Санкт-Петербурге состоялось первое учредительное собрание Лиги, на котором присутствовали общественные деятели, ученые, врачи, учителя, писатели, журналисты, студенты, представители различных слоев общества. Создание Лиги приветствовал Дмитрий Менделеев, с программным заявлением о реорганизации школьного образования выступил Генрих Фальборк. Устав Лиги был принят в 2006 году, но официальный статус Лига получила лишь через год – в марте 1907 года, ее поддержали блестящие юристы ХХ века – А.Кони, В.Люстрих, Д.Стасов, а также профессор Санкт-Петербургской консерватории Н.Римский-Корсаков.
За два года в Лигу вступили более 12 тысяч человек, затем каждый год ее численность увеличивалась на несколько тысяч человек. Она становилась все более влиятельной организацией, вела переписку с губернаторами, земствами, образовательными заведениями, энтузиастами-просветителями. Местные общества образования, входящие в Лигу и действовавшие самостоятельно, получали проекты учредительных документов, записки о передовом опыте отдельных обществ, полезные советы и инструкции. В 1913 году Лига достигла наивысшего расцвета. К этому времени в каждой губернии были созданы просветительские общества, которые либо входили в Лигу, либо контактировали с ней. Были созданы 100 новых частных гимназий и училищ, отличавшихся прогрессивными программами и методиками обучения, 216 народных домов, в которых работали библиотеки, вечерние курсы для взрослых. Устраивались лекции, спектакли, концерты, а в Москве появился первый народный университет, в котором те, кто не имел доступа к высшему образованию, слушали лекции профессоров из академий, университетов и училищ Москвы и Санкт-Петербурга. Лига привлекала к своей работе значимых государственных, общественных и политических деятелей, которые прямо или косвенно вели просветительскую деятельность.
События 1917 года, к сожалению, подвели черту под деятельностью Лиги образования в России ХХ века. Но многие педагогические идеи, теоретические и методические разработки, сформулированные благодаря Лиге, были апробированы и внедрены в систему отечественного образования. Мечту членов Лиги о введении в демократической России общедоступного народного образования удалось воплотить в реальность в условиях СССР.
Наступление ХХI века определило новые вызовы российскому просвещению. Столетие назад образовательная система страны нуждалась в создании, в наши дни – в сохранении, модернизации и развитии. Столетие назад потребности в образовании определялись наступлением индустриальной эпохи, в наши дни – наступлением эпохи информационной.
Как и век назад, общество осознало необходимость консолидации сил для формирования в России современной, научно обоснованной и практически организованной, адекватной потребностям страны образовательной системы. Эти созвучия, протянувшиеся через столетие, вселяют уверенность в актуальности воссоздания в России Лиги образования как общественного института с прогрессивными целями, серьезными задачами и интересным будущим, насыщенным множеством важнейших проектов. Преемственность традиций и идеалов просвещения, заложенных в начале прошлого века, станет залогом успешной деятельности новой Лиги образования.
Комментарии