search
main
Топ 10
Президент подписал закон о единых общеобразовательных программах в школах России В школах Дагестана открывают мобилизационные пункты Анзор Музаев: частичная мобилизация не скажется на учебном процессе В Минпросвещения разработали перечень учебников, которые можно использовать в школах Названо условие, по которому могут мобилизовать учителя Российские педагоги начали преподавать в школах Монголии Началась торжественная церемония открытия конкурса «Учитель года» – 2022 – трансляция Открыто Всенародное голосование конкурса «Учитель года России – 2022» Урок физкультуры: должен ли ребенок присутствовать на занятии, если есть освобождение Мобилизованный в Волгоградской области директор сельской школы освобожден от призыва Могут ли студенты негосударственных вузов получить повестки в военкомат, ответили в Минобрнауки Стартовало первое конкурсное испытание заключительного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» – 2022 По 7 уроков каждый день: члены жюри рассказали, как проходят испытания на конкурсе «Учитель года» – 2022 В школах и колледжах проходят ВПР: какие работы пишут учащиеся, когда объявят результаты Совфед одобрил «золотой стандарт» для школьной программы В рамках празднования Дня СПО в России пройдут квесты, профессиональные конкурсы и арт-флешмоб В образовательном центре «Сириус» открыли курсы по подготовке к ВсОШ 25 сентября назовут 15 лауреатов конкурса «Воспитатель года России» Абсолютным победителем конкурса «Сердце отдаю детям – 2022» стала Елена Стальмак из Санкт-Петербурга Петр Положевец выступил на церемонии открытия конкурса «Учитель года» – 2022
0

Созревание ученого. Школьные проекты могут стать большими вызовами

​В этом году в столице в четвертый раз прошел Московский городской конкурс проектных и исследовательских работ. Его цель – найти способных детей, которые проявляют себя не только в академической сфере, но и в проектной деятельности.

Идея конкурса возникла после того, как в новом образовательном стандарте появилось положение о том, что школьники должны заниматься проектной деятельностью. То есть не только получать знания, но и понимать, как их применить. Поучаствовать в конкурсе могут все желающие, но на третий этап принимают работы лишь учеников 8-11-х классов. Лучших рекомендуют на проектную смену «Большие вызовы» в сочинский Образовательный центр «Сириус». В Москве для финалистов предлагается пять направлений: медико-биологическое, научно-технологическое, инженерное, экономическое и гуманитарное. Последнее не входит во всероссийский конкурс.Для чего конкурс Курчатовскому институтуДмитрий Топешкин, начальник отдела программ довузовской профориентации Курчатовского института – ресурсного центра научно-технологического направления конкурса, рассказал, что по итогам заочных заявок было сформировано несколько секций, среди них: биология и биотехнология, материаловедение, экология, физика и астрономия, информационные технологии, математика и химия. Встречались работы, которые невозможно отнести к какой-то конкретной секции. Представителям Курчатовского института были интересны проекты, выполненные на стыке различных естественных наук. Такие в основном встречались на секции материаловедения.На наш вопрос «Ребята из каких школ проявили себя ярче?» Дмитрий Топешкин сказал:- Сложно выделить какую-то группу школ. Мы знаем, что есть традиционно сильные математические школы, но в проектном конкурсе такой связи нет. Разве что в химии безоговорочным лидером является «Школа на Юго-Востоке имени Маршала Чуйкова» хотя и из других школ встречаются выдающиеся работы. Важно не потерять тех, кто начинает интересоваться наукой в 8-9-х классах, не упустить этот интерес. У ребят должно быть представление о современной науке, о том, что сейчас актуально. Курчатовский институт является крупнейшей научной организацией в России и задает стратегические приоритеты научно-технологического развития страны. Поэтому уже сейчас важно задумываться о кадровом вопросе на ближайшие 7-10 лет. Именно тогда сегодняшние участники конкурса, возможно, будут поступать в МФТИ, МГУ, МИФИ и другие ведущие вузы страны, затем в аспирантуру. Созревание ученого – очень длительный процесс. Мы будем рады встретить их на любом этапе.Прикладная экономикаС этого года ресурсным центром экономического направления конкурса стал Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова. По словам куратора направления, декана факультета маркетинга, Елены Окуньковой, начав работать в университете, она обратила внимание, что социально-экономическое направление в серьезном проектном конкурсе отсутствует.Это имеет свое объяснение: куда отнести проекты, связанные с экономикой? Одни ближе к инженерной сфере, а другие – скорее, к гуманитарной. Но среди гуманитариев не всегда есть эксперты, которые могут оценить экономические расчеты в этих проектах. Представители Плехановского университета предложили открыть социально-экономическое направление. И с этого года оно появилось. По мнению Елены Окуньковой, это очень важно. Ведь сейчас развиваются многие прикладные знания в области экономики, управления, права. «Как мы понимаем экономическое направление? Это, в первую очередь, создание работ по тематикам, связанным с математическими моделями в экономике и управлении, информатикой, бизнес-статистикой, основами предпринимательской деятельности (в том числе социального предпринимательства), основами стратегического планирования национальной, региональной экономики. Логистика, маркетинговые исследования, интернет-маркетинг, работы с большими данными, финансовая грамотность, туризм, правовые основы управления бизнесом, товароведение, экономическая безопасность и многое другое – это то, что может обеспечить методическим, научным и экспертным сопровождением РЭУ имени Г.В.Плеханова. Группа победителей городского этапа по экономическому направлению уже в этом году поедет в «Сириус» с работой по «Большим данным».Вовлеченность в реальную науку – главный тезис сменыРесурсным центром медико-биологического направления конкурса является Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И.Пирогова. Проректор Денис Ребриков рассказал, что победителей конкурса приглашают на июльскую смену в «Сириус», где они работают над крупными проектами, которые курируют исследователи из НИИ или научных подразделений производственных компаний. Как правило, ученый временно переносит на базу «Сириуса» часть своей научной тематики и вместе со школьниками делает кусочек настоящей исследовательской работы. Вовлеченность ребят в реальную науку – главный тезис смены. Темы выбираются сообразно актуальным научно-исследовательским направлениям: нанотехнологии, новые материалы или персонализированная медицина.Такая проектная смена многое дает для дальнейшего развития школьников. Здесь ученик попадает в «насыщенную среду», он может попробовать множество научных направлений, столкнуться с тем, чего не было в его «домашнем» окружении. Это помогает ребятам и с будущей профориентацией.В этом году на июльской смене больший уклон сделан в сторону проектов крупных производственных компаний – представителей реального сектора экономики. Они готовы взять на себя финансовые расходы, связанные с дорогостоящими исследованиями. Для проектов необходимы сложные лабораторные реагенты, оборудование. Иногда требуется какой-то прибор, которого в «Сириусе» нет. Тогда его предоставляет организатор и идеолог проекта. Крупной компании за свой счет спонсировать смену легче, чем, скажем, НИИ. В этом году на биомедицинском направлении проекты обеспечивают в основном крупные фармкомпании и «Сколково». Вместе с тем привлечение бизнеса к участию в смене позволяет ребятам увидеть крупные наукоемкие предприятия, способные зарабатывать на знаниях. А компании, в свою очередь, выходят на будущих потенциальных сотрудников.Не из школы, а из отцовского гаражаМожет показаться странным, но инженерное направление включено в конкурс лишь второй год. Его ресурсным центром является Московский политехнический университет, а куратором – декан Инженерной школы Московского политеха Андрей Андрюшков. Поскольку конкурс длится год, подготовка проходит в несколько этапов: создаются методические материалы, появляются компании, которые предлагают свои тематики и экспертов. В итоге дети получают опыт в инженерно-проектной деятельности, а учителя понимают, как вести проектную работу со школьниками и как обращаться за помощью на предприятия. Таким образом, в столице со временем вырастет культура инженерного проекта, и школы смогут решать все вопросы самостоятельно, без помощи со стороны органов управления или ресурсных центров. Благодаря этому конкурсу дети могут сравнивать свою деятельность с тем, что делается в других школах. Это помогает им попасть в поле таких же увлеченных изобретателей, инженеров. Многие школьники, поучаствовав в конкурсе один раз, продолжают это делать на следующий год.- У нас есть мальчишка, который второй раз подряд становится победителем и призером конкурса, – рассказал Андрей Андрюшков. – В прошлом году он не смог попасть в «Сириус», потому что был еще маленьким, а в 2018-м умудрился пройти с двумя проектами, один из которых победил. Он поедет в «Сириус». Это сильный робототехнический проект, с поправками прошлых ошибок. А один парень модернизировал подвеску для болида «Формулы-1» – проект подлинно инженерного уровня. Тут есть и влияние семьи. Часто дети вырастают не из школы, а из отцовского гаража. Это очень важный элемент.Четыре года назад в политехе проектная деятельность стала обязательной дисциплиной. С первого курса студент обязан сдавать проекты для компаний-партнеров и в конце года защищать их перед заказчиком. Если проект выполнен плохо, то студента могут даже отчислить. Поэтому для политеха очень важен школьный конкурс, ребята, которые успешно в нем выступили, понимают, что им интересно, и будут хорошо учиться в вузе. Проектная деятельность в гуманитарной сфере Леонид Наумов, директор школы №1505 «Преображенская», которая является ресурсным центром гуманитарного направления, рассказал, что в конкурсе представлены исследования и проекты по истории, литературе, социологии, психологии. Большая часть из них – педагогика, социальная активность и просветительская деятельность: сайты, издательства, конференции, выставки, организация экспедиций.Для гуманитариев есть серьезная разница между проектными и исследовательскими компетенциями, поэтому эксперты в исследовательской деятельности могут не быть экспертами в проектной. Например, ученый может не обладать необходимыми опытом и знаниями, чтобы оценить работы школьников.Но главная проблема проектной деятельности в гуманитарной сфере заключается все же в том, что сильные ученики пока ориентируются на олимпиады и ЕГЭ, потому что не очень понимают, что такое проект. А многим ребятам, которые не могут успешно выступать на олимпиадах из-за особенностей характера и отсутствия соревновательного духа, такой конкурс как раз понравится и придется кстати.Бонусы и льготыОдиннадцатиклассники могут получить бонусные баллы для поступления в вузы, которые являются партнерами конкурса. Это Московский политех, который берет выпускников на инженерные направления, и МФТИ, дающий 5 дополнительных баллов победителям и 3 – призерам за научно-технологические проекты и исследования. РЭУ имени Г.В.Плеханова планирует давать баллы за конкурс в будущем году.Другие вузы скоро увидят, что победители конкурса – это хорошие абитуриенты, и тоже начнут за них конкурировать. Но для ребят льготы не главное, гораздо важнее умение, которому пока не учат в школе – работать в команде и делать законченные проекты.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте