Почему ребенку свойственно стремление делать что-либо своим, особым способом? Человек создан по образу и подобию Божьему. В нем заложено творческое начало. Но сколько сил тратят заботливые родители и учителя, чтобы доказать маленькому человеку, что в обществе принято рисовать не на чем угодно, а на бумаге, руководствоваться в поступках чужим опытом.
Великий Гейне писал когда-то: «…Каждый отдельный человек – целый мир, рождающийся и умирающий вместе с ним…» И этот мир жаждет самовыражения. Ребенок со всей непосредственностью детства раскрывается перед людьми, а его встречает порой непонимание близких. Солнце его мира гаснет. Все остывает в нем, а порой превращается в холодную твердыню. У нас, учителей, есть возможность сохранить и умножить сияние внутренних миров. Это мое педагогическое кредо. Поддержать в детях стремление к творческому самовыражению, развить способность к нему – долг учителя перед ребенком, обществом и нравственными заповедями нашей профессии. Говоря о стремлении к творчеству, нужно уточнить, что мне ближе всего определение, данное этому явлению Конфуцием: творчество – это слияние чувства, добродетели и воображения.
Но цветы не растут в пустыне, птицы не летают в вакууме. Первейшее условие выполнения задачи – создание в процессе взаимодействия с учениками (учебного или воспитательного) атмосферы творчества, которая стимулировала бы потребность детей в самораскрытии и плодотворной самореализации.
Взаимоотношения с детьми я строю в соответствии со следующими принципами:
1. Творить может каждый, все заслуживает творческого подхода.
2. Тот, кто хочет быть самим собой, позволяет это другим.
3. Инициатива не наказывается, каждый имеет право на ошибку.
4. Каждый акт творчества неповторим, следовательно, бесценен.
Условием создания атмосферы творчества является формирование у детей представления о творчестве как осознания востребованности результатов творчества.
Но основным условием является позиция учителя как творца. Если внимательно присмотреться к принципам построения взаимоотношений, то видно, что совершенно особые требования предъявляются к личности учителя (их можно отнести и к каждому взрослому, соприкасающемуся с детьми). Он должен бесконечно любить жизнь во всех ее проявлениях, быть активным творцом окружающей его реальности, обладать сверхтерпением и быть предельно искренним с детьми. А главное – в нем должна оставаться частица детства, ведь без этого не отличить помятой шляпы от слона, проглоченного удавом, как считал Антуан де Сент-Экзюпери.
Какими качествами должен обладать человек, чтобы в неуклюжей гусенице увидеть бабочку? Во-первых, верой в лучшее будущее для всего живого, так как образ бабочки находится относительно гусеницы именно в будущем; во-вторых, эмоциональностью, так как творческому полету сопутствуют восторг, радость жизни; в-третьих, воображением, он готов к тому, что мир вокруг него и внутри него постоянно изменяется, он ждет этих изменений и поэтому их видит.
Совершенно особая роль отводится «добродетели». Мне кажется, что это направляющая сила процесса творчества. Добро должно быть именно деятельным. Ребятам нужна возможность практиковаться в добре, щедрости, сочувствии. Ведь собственный практический опыт – лучший воспитатель и учитель. А в наше время жизнь за стенами школы чаще заставляет практиковаться в гордыне, зависти, нетерпимости. Опыт творческой деятельности является этому существенным противовесом. И, наконец, воображение (фантазия). Оно представляется мне чудесным способом познания окружающего мира.
Мое педагогическое кредо я реализую как в урочной работе, так и во внеклассной деятельности, но в большей степени – на уроках литературы.
Я счастлива, что несколько лет назад нашла единомышленников – это коллектив авторов программы по литературе под руководством А.Кутузова. Программа создает обширное поле деятельности как для учителя, так и для учащегося; в центре внимания программы находится проблема воспитания активной творческой личности вообще и творческой личности читателя в частности, так как читатель – подлинный соавтор литературного произведения. Согласно исследованиям дидактов и психологов, уровни знаний и умений являются низшими в развитии ребенка. К высшим специалисты относят опыт творческой деятельности. Хорошо известно, что большинство детей не имеют развитого творческого воображения. Яркий показатель этого – неуклонное снижение читательского интереса. Ведь восприятие текста предполагает творческое умение интерпретировать авторскую позицию, умение создавать свой текст, адекватный авторскому.
Необходимо помочь детям овладеть системой специальных условных знаков искусства, ведь литература – именно искусство слова. Происходит это постепенно. Так обеспечивается качественно новый уровень восприятия каждого последующего художественного произведения. Это, в свою очередь, вызывает и предполагает более продуктивное читательское творчество, вплоть до попыток создания самоценных художественных текстов.
Главное, пожалуй, чего мне удалось добиться в работе, следуя изложенным выше взглядам, так это взаимопонимание с учениками. Мы говорим на одном языке, языке творческого отношения к жизни. Как пример я приведу один очень наглядный случай из практики. В 5-м классе при знакомстве с темой «Литературная сказка» мы с учениками пытались определить, что есть зло и что есть добро, так как принцип победы добра над злом – основное отличие сказки как жанра литературы. Попытались выразить это словом, да не тут-то было: суть не давалась. Мнений было много, и дискуссия грозила затянуться, а время урочное. И я попросила ребят дома попытаться изобразить добро на рисунке. Именно добро, так как давать детям возможность практиковаться во зле противоречит моим принципам. Рисунки поражали яркостью.
Там было все – от дневника с пятерками до рассвета. И вот среди работ я увидела то, что, наверное, и ждала, ради чего, видимо, и дала это задание. Альбомный лист необыкновенно ясного золотистого цвета… Я приложила к нему ладонь и почувствовала тепло. Эта работа в классе всем понравилась. Кто-то был удивлен простотой замысла, но и они согласились, что из всех представленных рисунков точнее оказался этот. У автора трудная судьба, тяжелое заболевание костей. Творчество поддерживает здоровье духа.
Да, мои ученики пытаются писать стихи и прозу. Да, они участвуют в различных творческих конкурсах и добиваются определенных успехов. Но все же основным достижением я считаю то, что у семиклассников отчетливо выражена внутренняя мотивация творческой деятельности. И это прекрасно! Ведь творчество – действенное оружие защиты здоровья души. Я верю, что оно поможет моим ученикам сохранить сияние их миров, их любовь к жизни.
Ольга ЕСАФЬЕВА, учитель русского языка и литературы, Пенза
Комментарии