search
main
0

Совсем другая проза

Любое произведение можно сделать интересным, уверена Альбина Свиридова

Филолог, писатель, учитель года Республики Крым-2021, спорт­сменка, активистка и просто красивая женщина. Все это про преподавателя русского языка и литературы севастопольской школы №3 имени Александра Невского Альбину Алиевну Свиридову. Так получилось, что без малого четверть века она проработала в другом регионе – в Астрахани, где была и учителем, и завучем, состоялась как писательница, работала корреспондентом. А в Крым приехала лишь два года назад. Но подобные взлеты карьеры не редкость, особенно на конкурсе. Смена места жительства, места работы, коллектива и обстановки часто позволяет (помогает, заставляет, как угодно) делать то, на что местные не могут отважиться десятилетиями. А тут р-р-раз! – и потрясающий успех.

 

Все начиналось с лирики…

– Я поступила на факультет филологии, потому что еще в школе полюбила писать рассказы о личных девичьих переживаниях, о жизни, любви, трудностях, – вспоминает Альбина Алиевна. – Литературу у меня вела замечательная учительница Зинаида Асировна Цейтлин. Я как-то показала ей свои скромные записи, она оценила мой труд и даже помогла потом сделать так, чтобы кое-что из этого прочитали на радио. А вот что подвигло меня на этот тернистый путь… Наверное, книги, которые я тогда читала, – «Джейн Эйр», «Унесенные ветром», «Консуэло». А еще, конечно же, спасибо Зинаиде Асировне, которая с 5‑го класса начала учить нас писать сочинения. Помню, как в первый раз я описала снежинку на стекле. Не думала, что это понравится кому-нибудь. Но получилось так интересно, что учитель потом зачитала фрагмент перед всем классом. Это и стало тем моментом, после которого я решила: будут писать, потому что это нравится не только мне, но и другим! Правда, когда поступила на филфак, познакомилась с другими такими же одержимыми, тут уже началась совсем другая проза. Это совершенно иной уровень мастерства.

 

Простой рецепт

Казалось бы, рецепт прост: если хочешь, чтобы твои дети полюбили читать и писать, надо давать им интересные книги и предлагать обсудить прочитанное, желательно не только устно, но и письменно. С таким подходом Альбина Свиридова согласна, но при условии: ни в коем случае нельзя заставлять детей читать то, что им не нравится. Фантастика, детективы, приключения – не важно, главное – человек читает. Если его этот процесс увлекает, если все прочитанное проходит через сердце и эмоции, результат будет положительным.

Возможно, с этим поспорят те преподаватели, которые уверены, что тут явно присутствуют элементы гедонизма, то есть ставка делается на получение удовольствия. А ведь далеко не каждый предмет и не каждая книга созданы для наслаждения, очень часто, чтобы что-то освоить и усвоить, надо «напрячь извилины», и вообще учеба – это прежде всего труд.

На это у Свиридовой всегда есть ответ: «Нет скучных предметов, есть скучные учителя. Да, надо сделать, чтобы учиться было приятно. Тогда будет и результат. Если тебя что-либо увлекает, ты не будешь бояться трудностей. Через не хочу результата не будет».

 

Властители дум

– Часто слышу фразу «Писатели – властители дум», – говорит она. – Но ведь любой учитель тоже властитель дум. Ибо от него зависит, о чем и, главное, как будут думать ученики. И вот тут у него есть широчайший простор для творчества. Например, сложные темы я стараюсь объяснять на языке своих детей, в играх, которые сама же и создаю. Каждая тема может быть разыграна в виде сценки и представлена в виде рассказа, сказки, юморески. Взять, к примеру, правописание частиц «не» и «ни», глаголов «одевать» и «надевать», «-тся» и «-ться». Все это я излагаю в виде эмоционально насыщенных ситуаций, а потом предлагаю детям их разыграть, написать небольшой очерк об этом, представить в виде интересного диалога. Главное, чтобы это запомнилось. Или же я спрашиваю детей, сколько в русском языке глухих согласных. Можете, ради интереса, задать тот же вопрос своим ученикам 11‑го класса, уверена, многие затруднятся ответить. А мои ученики ответят моментально, потому что помнят, как я им рассказывала сказку про Капэтыху, рисовала на доске. Эта Капэтыха (к, п, т, х) была жутко страшной (с, ш), жила в чаще (ч, щ) с цыпленочком (ц), который летал на шаре (ш). Запомнить такое проще, чем сухое правило. А ведь без этих знаний вы не сможете понять, какую букву надо писать в слове «чересчур» – «з» или «с».

Годами отработанную методику я сейчас перекладываю на «цифру». У меня два сайта и методическая страничка в «Одноклассниках». И очень много подписчиков. Я люблю делиться опытом, учиться. Люди разные, на сайт заходят мои коллеги, ученики. А в ОК – обычные граждане, которых волнуют вопросы образования, родители, бабушки, знакомые. И там они обсуждают очень серьезные проблемы.

 

От первого лица

…Еще учась в школе, Альбина Алиевна познакомилась с известным астраханским писателем Адиханом Измайловичем Шадриным. Он похвалил ее произведения и взял под свое крыло. Они вместе ходили на фестивали, встречались с другими литераторами. Все это очень помогло девочке вырасти профессионально и всерьез заняться писательским творчеством.

Тогда ее более всего волновали социальные проблемы. Все-таки перестройка, 90‑е, для одних – символ свободы и демократии, для других – нищета, выживание и разруха. Оттого во всех ее ранних рассказах красной нитью проходит тема одинокого, беспомощного и несчастного человека. Впрочем, не только человека. Один из ее литературных опусов, который, кстати, был удостоен премии и получил признание в Астрахани, посвящен истории дома. Дом этот пережил много разных волнений и стоял на окраине города, никому не нужный. А потом увидел вдали мальчика, который когда-то в нем обитал. Мальчик шел навстречу, вселяя надежду на новую жизнь.

Были и рассказы о чеченской войне. Причем с позиции чеченской девушки, что очень понравилось Зинаиде Асировне, учительнице Альбины Алиевны. Были даже повествования на тему продажной любви от лица выдуманного персонажа. Но сами темы никак нельзя назвать вымышленными, взятыми с потолка, ведь многих друзей и родственников Свиридовой все эти жизненные трагедии коснулись прямо или косвенно, и не все выжили после такого соприкосновения… Оттого главный ее литературный принцип – всегда писать с позиции рядового человека. Поэтому она до сих пор гордится любым из своих произведений, в какие бы годы оно ни было создано.

Но пришли сытые нулевые. Жизнь наладилась, школьные заботы увлекли настолько, что писать вроде бы стало не о чем. Хотя Альбина Свиридова уверена: она еще вернется в литературу, ей еще есть о чем сказать людям. Особенно после конкурса.

 

Задеть за живое

– Любое произведение должно волновать душу человека, – убеждена она. – Конечно, не обязательно самому страдать, но надо уметь видеть, как страдают другие, и сострадать им. Классическая литература этому в помощь, а русская классика так прямо вся кричит от боли. Хотя читать надо не только ее. Тот же роман Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» учит выживать, становиться сильным, преодолевать трудности. А все, что учит позитиву, хорошо. Из современных авторов мне очень нравится Людмила Улицкая, она тоже поддерживает традиции реализма. Я советую своим ученикам прочесть ее роман «Дочь Бухары», это очень помогает им писать итоговое сочинение. И вообще, на мой взгляд, если у вас трудности с чтением, прочтите всего два произведения – что-нибудь из Улицкой и «Войну и мир» Льва Толстого. Там абсолютно на все, что происходит в нашей жизни, есть цитаты и аргументы.

Не скрою, есть произведения, которые носят деструктивный характер, разрушают душу, в них нет ни высоких ценностей, ни художественного мастерства. Если посты в социальных сетях приравнять к таким произведениям, то блогеров можно отнести к авторам, которые матерятся, ругаются, опровергают устои. Но их читают! И чтобы понять, почему это происходит, надо на уроках литературы, классных часах или после занятий разговаривать с детьми, чтобы они поняли: если человек работает на эпатаж, он может завоевать мимолетную славу, но все это пройдет, такая слава не вечна, а вот классические произведения тем и ценны, что они созданы на века и переживут всех нас. Надо уметь видеть самому и показывать детям, где истинное, а где ложное. Я вот говорю им, что роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» им надо будет прочесть трижды в разные периоды жизни: первый раз в школе, и тогда их будут интересовать только похождения Воланда. Второй раз, постарше, они обратят внимание на ершалаимские главы, и тогда у них придет осознание смысла жизни, себя в этой жизни, становления личности. А третий раз, уже в зрелые годы, им откроется истинный смысл линии отношений Мастера и Маргариты, но только когда их самих чувство побьет или окрылит. Только после этого они смогут понять сюжетную линию этого романа.

 

Фигура речи

К слову, свои собственные произведения Альбина Алиевна старается не афишировать – из скромности, разумеется. Кому надо, тот всегда сможет их найти, благо в Интернете все есть. А что касается воспитания на собственном примере, то для этого ей вовсе не обязательно позиционировать себя исключительно как писателя-прозаика, есть в ее жизни много и других интересных моментов.

Например, Альбина Свиридова всерьез увлекается спортом. Признается, что делать зарядку, заниматься гимнастикой и фитнесом, бегать по утрам и тому подобное начала, чтобы укрепить здоровье. Но потом увлеклась, и теперь ее примеру последовали многие ученики. Особенно ученицы, которые сразу поняли: если хочешь иметь такую замечательную фигуру, как у учительницы, делай как она. И вместе с ней! Вот таким необычным способом любовь к спорту помогла полюбить литературу и русский язык.

Еще она всегда выступает за то, чтобы школа давала не какие-то абстрактные, оторванные от реальности знания, а то, что нужно людям здесь и сейчас, максимум завтра. Компетенции – это, конечно же, замечательно, но ведь каждого человека надо научить элементарному: как вбить в стену гвоздь, не попав по пальцам, как сложить, умножить и вычесть числа так, чтобы не остаться в минусе, стоя у кассы в магазине, и как заполнить анкету, составить резюме, написать объявление. Здесь важно участие каждого учителя-предметника в школе, и Свиридова, со своей стороны, делает то, что от нее зависит. Надо развивать коммуникативные навыки – она с детьми учит презентовать себя как на уроках русского языка, так и на литературе. Надо совершенствовать культуру речи – ее дети охотно рассказывают о себе, составляют сообщения о своих увлечениях, хобби. А если человек хорошо говорит, у него и в жизни все будет хорошо, уверена Альбина Алиевна.

Литература, которую она преподает, учит жить, помогает сформировать нравственный стержень, дающий возможность человеку не прогибаться под изменчивый мир.

 

Учитесь у классиков!

– Я могу на своих уроках попытаться кого-нибудь в чем-нибудь убедить или переубедить, – признается учитель. – Но ведь дети тоже меня нередко в чем-то убеждают и переубеждают. Поэтому обучение, воспитание – процессы всегда взаимные, «уча, учимся», как говорили древние римляне. Главное условие – должно быть полноценное и открытое общение без замалчивания и недосказанности. И если я вижу, что происходит какая-нибудь несправедливость (в классе, школе или государстве), надо обязательно обсудить это с учениками. Но при этом важно определиться в понятиях – что для них есть справедливость. Никогда не стоит идти на сделку с совестью. Дети все видят, они ведь максималисты. И нельзя им врать. В крайнем случае лучше промолчать. Литература как раз учит этому. Поэтому в ней нет положительных героев, которые бы всех обманывали, а им все сходило с рук.

Вадим МЕЛЕШКО, Республика Крым, фото автора

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте