Маргарита АНДРЕЕВА,заместитель директора по учебно-воспитательной работе прогимназии №1882, лауреат Международного конкурса учителей в Артеке 2002 года:
Малыш, дошкольник, школьник должен всегда быть чем-то занят. В деятельности он развивается, учится разносторонне мыслить, стремится быть первым, всегда заставляет работать свою память – как зрительную, так и слуховую. Именно взрослые помогают организовать деятельность ребенка. Очень важно придумывать дела для детей с новизной, с интересом. Учеба – это тоже дело, одно из самых важных для детей. Потому и сделать ее надо такой, чтобы ученики могли свободно ориентироваться в нашем обновленном обществе.
Изменения во многих сферах российской социально-экономической жизни не могут не отражаться на состоянии школьного образования. Общество не стоит на месте. Нынешние ученики – это более информированные, мобильные, достаточно коммуникабельные молодые люди, готовые к новым жизненным экспериментам. И не заметить это невозможно. Общаясь с ребенком в дошкольном и младшем школьном возрасте, можно сделать вывод, что в некоторых вопросах они даже компетентнее нас.
Изменения с детьми происходят уже в раннем детстве. Именно в это время у малышей просыпается осознанный интерес к действию. Мы, учителя начальных классов, работающие в прогимназии, становимся связующим звеном между детским садом и средней школой и можем проследить путь развития ребенка с раннего детства до подросткового возраста. Учителя знакомятся с ребятами, наблюдают за их ростом. Вместе с воспитателями и психологами они следят за их развитием. Наблюдения подтверждают тот факт, что уже в столь раннем возрасте ученики активны и целеустремленны.
Это обстоятельство и еще несколько других повлекли за собой перемены в системе образования. В государстве взят курс на внедрение в школах Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС ВП). Их апробация происходит именно в начальной школе. В примерной образовательной программе по ФГОС ВП есть определенные требования к учебному плану, к минимальному и максимальному количеству учебных часов за 4 года, к информационной среде образовательного учреждения, к учебно-методическим и финансовым ресурсам. Модель выпускника начальной школы по новому стандарту выглядит так: любознательный, интересующийся, активно познающий мир; владеющий основами умения учиться; любящий родной край и свою страну; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Читая эти характеристики, хочется радоваться, что таким может быть каждый ученик. И мне как заместителю директора по учебно-воспитательной работе нужно организовать в школе работу так, чтобы мы смогли воспитать именно таких учеников.
Наше учреждение стало ресурсным центром в пилотном проекте между Департаментом образования и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы», направление работы которого – стратегия раннего языкового образования. Дети-дошкольники начинают знакомиться с иностранными языками уже в 4-летнем возрасте.
Если ребенок на дошкольном этапе начал изучать язык, то задача учителей начальной школы – продолжать работу в этом направлении и приумножать знания ребят.
Особенность любого педагога в том, что он горит работой и заряжает детей своей энергией. Любая деятельность ребенка, и учеба в том числе, должна быть занимательной. Создай рабочую обстановку, направь урок по интересному пути, объясни доступно, и ты сразу получишь отдачу в результатах детей, увидишь их заинтересованный взгляд. А что еще нужно педагогу?! Наши учителя стараются каждый урок проводить с пользой. Интересно проходят занятия по развитию навыков владения русским и иностранным языками. Учителя начальной школы и иностранного языка проводят совместные интегрированные уроки с использованием новых компьютерных технологий. Ребята выпускного класса с успехом участвуют в лингвистических конкурсах и играх как на родном, так и на иностранных языках. Мы упорно достигаем цели, особенно если для ее достижения проведена большая работа в дошкольном подразделении.
В нашей школе работает «Служба почемучек», где ребята могут поговорить друг с другом на английском языке, посетить кружок кукольного театра. Преемственность иностранного языка между детским садом и школой развивается.
Совершенно очевидно, что в таких учреждениях, как прогимназия, преподавание иностранного языка должно быть включено в список дисциплин начального цикла образования с 1-го класса.
Мы хотим видеть ученика любознательным, интересующимся, активно познающим мир, ведь азы языкового образования дошкольников значительно помогают в этом.
Интерес к языку вызывают поездки детей вместе с родителями в зарубежные страны, так как общение на другом языке более интересно для ребят. Девчонки и мальчишки пользуются этим с удовольствием, а потом рассказывают нам, как помогли родителям найти дорогу в музей или спросили о цене какого-либо сувенира.
Современная школа языковую политику формирует самостоятельно. Родители сами выбирают язык, который хотят изучать их дети, а школа дает им такую возможность. Пусть английский будет языком международного общения, но, следуя нормам Европы, в гимназиях и лицеях нужно давать возможность ученикам выбрать тот язык, который бы развивал личность, приобщал к культуре других народов.
Комментарии