Введение в профильное образование элективных курсов – один из шагов на пути к формированию индивидуальной образовательной траектории для каждого старшеклассника. Выбор элективного курса (в отличие от обязательных предметов федерального компонента) – его осознанное и самостоятельное решение (при условии, что в той конкретной школе, где он учится, выбирать можно из нескольких разных курсов), и тем более важно, чем мотивирован этот выбор и что в программе элективного курса определяет предпочтения ученика.
Динамичность развития современной литературы и оперативность литературной критики требуют от ученика владения современными приемами быстрого поиска научной и учебной информации. Речь идет не только о библиографической культуре, но и о возможности получения информации из информационных ресурсов интернета, с профессионально разработанных литературных сайтов. Элективный курс по современной литературе (мы рассматриваем произведения последних 10-15 лет) – это для него возможность более свободно и уверенно ориентироваться в современном «книжном мире», оказаться на острие литературной полемики (и просто литературной моды), понять, как формируется имидж и репутация писателя в современной культуре.
Цель элективного курса – сформировать представление об основных явлениях и тенденциях развития русской литературы последних десятилетий в контексте современной культуры и закрепить/развить навыки самостоятельной аналитической и интерпретационной работы с художественным текстом.
Программа элективного курса ориентирована прежде всего на освоение предметных умений и овладение функциональными навыками. Приоритет отдается принципам развивающего обучения, задания и упражнения рассчитаны не на репродуцирование знаний, а на получение их в процессе практической работы с литературным материалом (соответственно научить выбирать адекватный способ деятельности и литературоведческий инструментарий – одна из задач курса, и ее решение позволит сформировать навыки исследовательской литературоведческой работы). Курс ориентирован на знакомство учащихся с произведениями, остающимися за рамками школьного учебника для 11-го класса (рассказы Т.Толстой, Л.Петрушевской, Л.Улицкой, В.Маканина, отрывки из романов Саши Соколова и Г.Владимова, поэтические произведения И.Бродского, Т.Кибирова, Л.Лосева и т.д.).
Построение учебного пособия по курсу «Современный отечественный литературный процесс» определяется двумя принципами – предложить систематизированную, конкретную, достаточно подробную аналитическую информацию о современных авторах и созданных ими литературных произведениях и организовать работу учащихся над текстами (как классную, так и самостоятельную). Учебное пособие имеет очень четкую структуру. Оно открывается обзорной главой, в которой обозначены практически все современные литературные течения. Последующие главы посвящены творчеству одного писателя, представителю того или иного течения. Вначале приводится краткое досье автора, затем отрывок из его произведения, высказывания критиков о творчестве писателя в целом и о разбираемом произведении в частности.
Для организации занятий по каждой теме в учебном пособии предлагается подробно разработанная система аналитических и творческих заданий разного уровня сложности, обучающих упражнений и контролирующих вопросов.
Образовательные результаты освоения элективного курса – понимание специфики развития, проблематики, поэтики современной литературы, умение пользоваться литературоведческими и культурологическими категориями, в которых осмысляется современная художественная культура и литература (интертекст/интертекстуальность, деконструкция, пастиш, симулякр, гипертекст и т.д.), умение самостоятельно формулировать собственное мнение о том или ином явлении художественной культуры и аргументировать его, умение логично и последовательно строить собственное рассуждение.
Материал предлагаемого элективного курса был апробирован мною на занятиях семинара по литературе в рамках программ дополнительного образования для учащихся 10-11-х классов. Кроме того, часть выбранных для изучения текстов (в частности, рассказы Л.Петрушевской, Л.Улицкой, Т.Толстой, стихотворения Бродского, Лосева, Кибирова) предлагалась учащимся 11-х классов для анализа и рецензирования на областных олимпиадах по литературе. Можно с уверенностью утверждать, что для школьников, ориентированных на углубленное изучение гуманитарных дисциплин, все эти тексты посильны, понятны, они поддаются анализу на основе тех умений и навыков, которые сформированы у учеников к 10-11-му классу средней школы. Однако в процессе работы над произведениями самим школьникам становится очевидно, что во многих случаях требуется корректировка методологии анализа, что привычные схемы в отдельных случаях (например, при изучении концептуалистской поэзии) перестают «работать», что иногда необходим иной категориальный аппарат, нежели тот стандартный набор понятий, в котором традиционно обсуждается литературное произведение.
Татьяна КУЧИНА, кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой Ярославского государственного педагогического университета
Комментарии