search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Прошел первый урок «Высшей лиги» – Екатерина Костылева рассказала о трех китах педагогики XXI века Регионы вводят в школах дистант и закрывают детсады из-за коронавируса

Совмещая несовместимое. На съезде в МГППУ обсудили проблемы внедрения профессионального стандарта

​10-13 ноября в МГППУ прошел Всероссийский съезд участников апробации и внедрения профессионального стандарта «Педагог». Как остроумно заметил один из его идеологов, директор Центра образования №109 Москвы академик РАО Евгений Ямбург, в России не любят стандарты, наверное, само понятие кажется слишком скучным для пытливого ума наших соотечественников. Однако, по мнению разработчиков, профстандарт и творчество – вещи вполне совместимые. Это доказали четыре дня съезда, во время которых был представлен опыт работы стажировочных площадок по внедрению и апробации профессионального стандарта педагога, обозначены перспективы его развития. Среди участников съезда – представители федеральных министерств и ведомств, министры образования регионов, ректоры вузов, руководители институтов повышения квалификации, представители педагогического сообщества из всех субъектов РФ.

Профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» вплотную занимаются сразу два федеральных министерства: Министерство образования и науки РФ и Министерство труда и социальной защиты РФ. Координация деятельности по разработке и апробации профстандарта была возложена на Московский городской психолого-педагогический университет, поэтому не случайно вуз выбран местом проведения съезда.Внедрение профстандарта неминуемо потянет за собой изменения подходов в оценке педагогического труда, в системе его оплаты, подготовке и переподготовке кадров. Поэтому основной целью съезда стало обсуждение итогов его апробации на базе стажировочных площадок.На открытии съезда ректор МГППУ Виталий Рубцов подвел итоги двухлетней работы по подготовке и апробации профстандарта педагога. Он напомнил участникам съезда о том, что «застрельщиком» его создания было Министерство образования и науки РФ, Евгений Александрович Ямбург создал и с помощью министерства вынес на обсуждение общественности концепцию развития педагогического труда. Затем Минтруд России подготовил проект профессионального стандарта «Педагог», руководствуясь формальной рамкой.- Первая задача, которая стала очевидной в то время: как сделать так, чтобы идею творческого труда учителя не деформировать в строгих требованиях этой рамки от Минтруда. Главный результат работы того периода – очень серьезные дополнения в профстандарт, которые доказывают, что это живая система, инструмент в руках самого педагогического сообщества для организации своей деятельности.Охват и многогранность проделанной работы впечатляют. 21 стажировочная площадка в 21 регионе России занималась апробацией профессионального стандарта, работа была очень эффективной и неформальной.Хочу отметить совместную работу с нашим профсоюзом, которая позволяет учитывать возможные риски в ходе апробации профстандарта.Главное, что привнес профстандарт в образование, – системно поставленный вопрос о педагоге и о том, как его готовить. Стандарт при правильном понимании сути этого инструмента оказывается тем необходимым средством, которое становится на защиту самого учителя и его труда.Министр образования и науки Дмитрий Ливанов дал свое определение профстандарту «Педагог», объяснил его необходимость и влияние на систему образования.- Мы рассматриваем профессиональный стандарт как систему оценки профессионального уровня практикующих учителей при проведении аттестационных испытаний, ресурс профессионального роста, систему координат для каждого педагога, которая помогает выбрать свою траекторию профессионального и личностного развития.Это не требования, навязанные профессиональному сообществу, а те требования, которые само профессиональное сообщество предъявляет к профессионалам, входящим в его состав.Конечно, стандарт основан на понимании того, что в последние несколько лет требования к учителю изменились. Это связано и с новыми технологиями, которые приходят в школы и которыми дети часто владеют в совершенстве, и с социально-экономической ситуацией в целом ряде регионов, где у многих детей русский язык не является родным и нужно преподавать и выстраивать коммуникацию в этой непростой среде. Крайне важно и то, что новая система оплаты труда должна быть увязана с результатами деятельности педагогов, со справедливой и прозрачной оценкой профессиональных достижений учителей.Евгений Ямбург и его коллеги по разработке профстандарта провели большую работу по созданию текста этого документа. Не могу не сказать о роли наших коллег из Общероссийского Профсоюза образования. Проект профстандарта – это действительно документ, который стал плодом общих усилий и общих стремлений профессионального сообщества, профсоюза, учеников, родителей.Мы сразу договорились о том, что профессиональный стандарт будет вводиться только по мере готовности к его использованию в регионах, муниципалитетах, школах – он не должен стать неожиданностью для учителей. Именно поэтому обязательное применение профстандарта было перенесено на 1 января 2017 года, по мере апробации он должен охватывать все больше практикующих педагогов.Также министр подчеркнул, что аттестация учителей, которая следует из стандарта, ни в коем случае не должна приводить к росту нагрузки по подготовке всевозможных отчетов и документов.Результаты учителя, отметил Дмитрий Ливанов, – это не только и не столько результаты ЕГЭ, так как каждый педагог работает в уникальных условиях с уникальными детьми. В оценке работы школ ЕГЭ – лишь один из показателей, но не самый важный. Главное – динамика в индивидуальных достижениях каждого школьника.Еще один аспект, выявленный в ходе двухлетней апробации стандарта, – влияние системы аттестации, которая из него вытекает, на новую систему оплаты труда и уровень заработной платы педагогов. Пока потенциал системы оплаты труда не в полной мере используется для стимулирования развития и самореализации учителей. Поэтому предстоит обсудить идею об уровневой модели должности «учитель (воспитатель)», целесообразность перехода на уровневый стандарт учителя.В заключение министр подчеркнул влияние профессионального стандарта на педагогическое образование.- Именно профессиональный стандарт педагога вызвал к жизни масштабные изменения системы педагогического образования. Сейчас реализуется проект, который вовлекает десятки наших педагогических вузов и факультетов в процесс изменения программ подготовки учителей. Такой же проект будет начат в системе среднего профессионального образования и вовлечет сотни педагогических колледжей по всей России. В конечном счете нам вместе предстоит создать национальную систему учительского роста, учительского успеха, а эта задача решаема только при активном вовлечении самого профессионального сообщества, всех педагогов и управленцев.Председатель Общероссийского Профсоюза образования Галина Меркулова в своем обращении к организаторам, участникам и гостям съезда сделала акцент на необходимости серьезной подготовки педагогов и их работодателей к новым условиям труда в связи с введением профстандарта: «Профсоюз принимал самое активное участие в разработке, экспертизе и согласовании профстандарта педагога. Понимая, какой сложный путь предстоит пройти всей системе образования, и в первую очередь образовательным организациям как работодателям, в 2014 году вместе с Министерством образования и науки РФ наш профессиональный союз предложил перенести начало обязательного применения профстандарта «Педагог» на 1 января 2017 года. Убеждена, что без обновления основных и дополнительных профессиональных образовательных программ, без изменения содержания ФГОС высшего образования, а также без повышения квалификации и переподготовки работников, без соответствующей переподготовки всех руководителей образовательных организаций обязательное применение профстандарта повлечет массовые нарушения трудовых прав педагогов и злоупотребления со стороны работодателей.В настоящее время завершается очередной этап экспериментального внедрения профстандарта профессиональной деятельности педагога на базе 21 стажировочной площадки. В рамках задач, поставленных Комплексной программой повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, профсоюз придает особую значимость разработке пакета нормативной и методической документации, в том числе рекомендаций по применению и распространению стандарта. Задача эта крайне непростая, особенно при отсутствии общих подходов к созданию методической базы по применению профессиональных стандартов».В обращении говорится и о необходимости создания профессиональной общественной организации – Ассоциации педагогов XXI века, и о готовности профсоюза стать одним из ее учредителей.В съезде также приняли участие сотрудники аппарата профсоюза, представители его региональных организаций. Модератором круглого стола на тему «Трудовой договор (эффективный контракт), требования к квалификации и должностные обязанности педагогического работника, формируемые на основе профстандарта педагога» стала заместитель заведующего правовым отделом аппарата профсоюза Жанна Дорохина.Как заметила заместитель председателя Архангельской областной организации профсоюза Нина Плотникова, участие в съезде позволило погрузиться в проблематику профессионального стандарта: «Мне и моим коллегам из Архангельской области – проректору по учебно-методической работе Архангельского областного института открытого образования Ирине Васильевне Федосеевой и директору Центра развития тьюторской практики АО ИОО Елене Викторовне Балагиной хотелось услышать о проблемах, с которыми сталкиваются участники апробации стандарта при его внедрении. Мои коллеги после съезда будут докладывать о его результатах в региональном министерстве, а я – членам президиума нашей межрегиональной организации профсоюза.Я вижу свою задачу в том, чтобы за оставшийся до начала внедрения профстандарта год провести разъяснительную работу, своего рода профилактику нарушений трудовых прав педагогов.Какие опасности я увидела в профстандарте? У нас в области за высшую квалификационную категорию предусмотрен достаточно большой повышающий коэффициент: от 30 до 50%. Уменьшить его размер нельзя. По закону не предусмотрено уменьшение размера должностного оклада, ставки при сохранении того же объема трудовой функции. Тогда возникает вопрос: откуда брать деньги на квалификационные уровни, которые собираются ввести? Он остается пока открытым».Вопрос введения квалификационных уровней, которые серьезно изменят систему повышения квалификации и подходы в оценке профессионального развития педагога, бурно обсуждался на съезде. Звучали предложения о введении 4 уровней квалификации педагога. Исходя из этого решения, будет вестись работа по формированию отраслевой рамки квалификаций, инструментария оценки, который должен быть согласован с действующим законодательством.В заключительный день на пленарном заседании были подведены итоги съезда, предложены поправки в рекомендации по внедрению профессионального стандарта «Педагог».Предложения Общероссийского Профсоюза образования представила заместитель председателя Татьяна Куприянова:- Постановление Правительства РФ №21, принятое в 2013 году, определило три направления применения профстандарта. Это обновление федеральных государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования, совершенствование и обновление образовательных программ, связанных с повышением квалификации и переподготовки, и применение профстандарта в формировании кадровой политики, регулировании социально-трудовых отношений, изменении содержания трудового договора, должностных обязанностей и в вопросах оплаты труда.На съезде продемонстрирован очень интересный опыт регионов по апробации и внедрению профстандарта. Территории, где созданы стажировочные площадки, от Калининграда до Хабаровского края, сделали интересные шаги по решению первых двух задач, связанных с применением профстандарта. В технических заданиях, определяющих задачи апробации профстандарта «Педагог», участникам стажировочных площадок было предложено обратить внимание на его применение в трудовых отношениях. И тут начались вполне ожидаемые сложности, так как в этом направлении – сосредоточение всех проблем, которые связаны и с совершенствованием нормативно-правовой базы, и с противоречиями, которые есть в сложившемся законодательстве.Хочу напомнить, что первоочередной задачей профсоюза является содействие повышению профессионального уровня педагога. Во время съезда мы очень внимательно анализировали высказывания представителей регионов о способах оценки уровня владения компетенциями, перечисленными в профстандарте «Педагог», как в форме аттестации, так и в форме профессионального экзамена. В связи с введением профессионального стандарта планируется сдача педагогическими работниками профессионального экзамена, однако мы считаем необходимым сохранение права на добровольное прохождение этого экзамена.Вопрос квалификационных уровней чрезвычайно сложный, думаю, мы еще не один год будем дорабатывать, перерабатывать подходы к формированию и оценке уровней квалификации, уточнять различного рода инструментарии их оценивания, чтобы не ошибиться в оценке работы учителя, воспитателя, педагога и обеспечить реальную мотивацию для постоянного самосовершенствования и развития.В соответствии с формирующимся законодательством у министерств есть право создавать советы по профессиональным квалификациям, они могут быть самостоятельными или входить в состав общественных советов. Мы настаиваем на том, чтобы совет по профессиональным квалификациям был создан как отдельная структура. Благодаря такому совету мы сможем формулировать наши предложения для рабочей группы, которая продолжит обсуждение темы применения профстандарта в трудовых отношениях и риски, связанные с реализацией этой задачи. Также мы считаем, что не стоит уходить от квалификационных категорий как форм оценки уровней квалификации.Профсоюз не поддержит идею введения новых наименований в действующую Номенклатуру должностей педагогических работников без твердой уверенности в том, что весь пакет ныне достигнутых социальных гарантий для учителей и воспитателей будет распространяться и на новые должности.Было бы хорошо проводить обсуждение самых острых проблем на базе стажировочных площадок, где уже есть интересный опыт по применению профстандарта. Важно, чтобы непосредственные участники трудовых отношений: руководители образовательных организаций, сами работники с участием профсоюзных организаций принимали участие в анализе и обсуждении этих проблем.В проекте рекомендаций, который был обновлен на съезде, мы зафиксировали необходимые предложения, среди них – продолжение работы стажировочных площадок и распространение накопленного опыта в других регионах с целью апробации профстандарта.Мы также поддерживаем решение о создании новой версии профстандарта с учетом обнаруженных проблем и противоречий, которые содержит ныне действующая версия.Проблема всех систем оплаты труда, которые действуют в регионах, в том, что гарантированная часть в виде ставки или должностного оклада составляет 3-4 тысячи рублей при зарплате в 25-30 тысяч. Поэтому при решении вопроса об оплате труда педагога при введении профстандарта необходимо реализовать идею о включении надбавки за квалификационную категорию в ставку или оклад для формирования персональной ставки или оклада конкретного работника, заслужившего эту квалификационную категорию по результатам установленного законом испытания: экзамена, аттестации и т. д.Показатели, которые сегодня используются для установления стимулирующих выплат, как правило, не стимулируют педагога ни к повышению квалификации, ни к повышению результатов труда, потому что они не отражают сути профессиональных достижений. Об этом стоит спорить, дискутировать и решать проблему конструктивно.Проректор МГППУ Юрий Забродин поблагодарил представителей регионов за взаимодействие и отметил, что благодаря совместной работе сформировано согласованное понятийное пространство и общее понимание того, что должно получиться в результате работы над стандартом.От лица разработчиков он поддержал мнение профсоюза о создании отдельной рабочей группы по введению профстандарта «Педагог» и подготовке его нового варианта с учетом того опыта, который накоплен в отдельных регионах, и результатов обсуждений на съезде. Это решение было включено в итоговые рекомендации. Также Юрий Михайлович пообещал передать в Минобрнауки РФ предложение о расширении числа стажировочных площадок, чтобы лучшие практики можно было транслировать в другие территории.Проректор поблагодарил представителей профсоюза за поддержку идеи создания профессиональной ассоциации учителей, которая будет работать с профстандартом «Педагог» и выполнять важнейшие функции по организации независимой оценки уровня квалификации работников, поддержал предложение о формировании Совета по профессиональным квалификациям при Минобрнауки России. Юрий Забродин еще раз обратил внимание участников съезда на важность создания нормативно закрепленного механизма, связывающего определенный квалификационный уровень с базовой частью оплаты труда.Организаторы съезда пообещали, что по его итогам будут внесены поправки в документы, связанные с внедрением профстандарта «Педагог».Одним из важнейших итогов съезда стало определение главных направлений, которые позволят в следующем году работать более целенаправленно, с учетом тех рисков и проблем, которые могут возникнуть в связи с применением профстандарта.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте