search
main
0

Советы воспитателя

Меж двух огней

Не спешите развенчивать авторитет первого учителя

Окончание. Начало в “УГ”, # 46, 1998 г.

Если действия учителя кажутся неправильными, не спорьте с ребенком. Дождитесь родительского собрания или пойдите в школу и осторожно – подчеркиваю, ОСТОРОЖНО – задайте волнующий вас вопрос. Если окажется, что позиция учителя серьезно противоречит вашим жизненным установкам (так случается, мы все живые люди), это веский повод для перевода ребенка в другую школу или на другую форму обучения. (Сейчас Закон “Об образовании” предусматривает для детей разные возможности овладения школьной программой. Другое дело, что для их организации требуются дополнительные хлопоты).

Перевод ученика из одного класса в другой внутри той же самой школы требует очень серьезной и тактичной аргументации. Лучше согласовать этот вопрос с обоими учителями при их договоренности и согласии. Например, классы работают по разным программам, и у них разный темп обучения. Если же единственным аргументом для перевода является тот факт, что у ребенка “плохой” учитель, результат будет нулевой, а может быть, и отрицательный. Преподавателям не чужда профессиональная солидарность. Они не любят сравнений, особенно со стороны “некомпетентных” родителей. И ребенок попадает в класс вовсе не “на новеньких”, а с пятном: вот сын (или дочь) скандальных родителей.

Открытого скандала избегайте любыми путями. Если вы кричите на учителя, обвиняете его во всех смертных грехах и рассчитываете таким образом изменить его отношение к своему малышу, допускаете грубейшую ошибку. Разве можно заставить уважать ученика или быть добрым, выказывая неуважение и угрожая?

Помните: тень родителя всегда стоит за спиной ребенка. Ребенок перед лицом учителя не сам по себе: он представитель своей семьи. И при открытом конфликте ему вряд ли будет уютно в классе, даже если учитель будет вас бояться.

Скандал оправдан только в том случае, если действия педагога противоправны и вы понимаете, что они наносят вред здоровью вашего ребенка и его одноклассников. В этом случае, возможно, вам придется объединить свои усилия с усилиями других родителей и требовать отстранения учителя от работы. Такие случаи крайне редки. И надеюсь, вам придется решать совсем другие проблемы, вы постараетесь приобрести в лице учителя союзника, и у вас с ним сложатся такие отношения, при которых возможен диалог.

Как можно способствовать формированию таких отношений?

Как бы ни хотел учитель казаться беспристрастным, все родители для него делятся на три категории: активно помогающие, безразличные и агрессивно настроенные. Первые (“помощники”) совершенно необходимы в жизни любого класса. Учитель им доверяет и склонен внимательно относиться к их проблемам. Такие родители, если у ребенка возникают трудности, всегда имеют возможность обсудить их открыто и без стеснения, рассчитывая на понимание и дружескую помощь. Вторые (“безразличные”) непонятны в своем отношении к школе и к учителю, поэтому скорее всего по отношению к ним возникает недоверие: неизвестно, чего от них ждать в критическую минуту. Третьих (“агрессивных”) избегают всеми возможными способами. Им редко неформально идут навстречу и стараются не вникать в их сложности и проблемы – любая попытка сближения с ними для учителя тяжела и опасна.

Даже если с учебой у ребенка все в порядке, часто бывает нужно поговорить о нем с человеком, который наблюдает его в неизвестных вам ситуациях. Он может рассказать интересные подробности его жизни, какие-нибудь факты, ускользающие от вашего внимания. Для этого учителю нужно потратить дополнительное, нерабочее время, но для вас его не жалко, если вы не раз отзывались на его просьбы, когда больше и обратиться-то было не к кому.

Поэтому помогайте школе. Ищите способ помочь учителю в организации классной жизни, в ремонте помещения, в приобретении пособий. Никогда ни под каким видом не игнорируйте субботники. Честное слово, некому в школе мыть окна, кроме учителей и детей. И учителя это делать не должны. Они просто хотят работать и учить детей в чистых классах. А на технический персонал школе уже десять лет как не отпускают деньги. Поэтому категорическое заявление “Это не мое дело!” всегда очень обидно для учителя. Оно демонстрирует ваше неуважительное отношение к нему. Вы не можете снизойти до мытья полов и окон, а он должен это делать? Но ведь это не входит в круг его обязанностей. Вы грубо указываете ему его место на социальной лестнице в сфере обслуживания? Пожалуйста, но знайте, что учитель будет помнить: вы его не уважаете. Возможно, он профессионал высокого класса и умеет отделять эмоции по отношению к родителям от эмоций по отношению к детям. Но это требует от него дополнительных, достаточно серьезных усилий. Отдавайте себе отчет в том, что таким образом вы серьезно затрудняете работу педагога. А если ребенок улавливает ваше неуважительное отношение к учителю, он будет позволять себе сначала легкий саботаж его требований, а потом и вовсе перестанет серьезно относиться к его словам. Вряд ли тогда можно ожидать особых успехов в овладении знаниями.

Итак, постарайтесь быть внимательными и безотказными. Попробуйте быть инициативными, но в меру. Тут тоже можно переусердствовать. И еще один важный момент: предлагая проект, помните, что инициатива наказуема и вы должны будете принимать участие в его реализации. Главное заинтересованное лицо – это вы!

Пожалуй, для начала все. Собирайтесь с духом и действуйте. Вы вместе со своим ребенком начинаете бег на длинной, одиннадцатилетней дистанции. С Богом!

Марина АРОМШТАМ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте