В одном из наших разговоров мы обсуждали тактику общения родителей с учителем, советуя искать в учителе союзника. Но вот неожиданный поворот этой темы – письмо молодого педагога, которому (она сама в этом признается) «не хватает опыта общения с родителями». Вопрос сформулирован достаточно четко: «Что делать с агрессивными родителями? Если я пытаюсь на собрании рассказать, что творят на уроках их дети, они меня обвиняют в неумении управлять классом, в непрофессионализме».
Родительские собрания… Несколько лет тому назад, готовя материал для учителей о проведении родительских собраний, я опросила родителей разного возраста – и тех, чьи дети давно выросли, и тех, кто только готовил детей к школе. Оказалось, что почти все родители не любят ходить на родительские собрания, так как чувствуют себя униженными, неуверенными, никчемными. В ответ на мой вопрос, имеет ли подобная прелюдия на родителей эффект, педагоги отвечали по-разному, но все объяснения можно было свести к формуле: «Родителей нужно «строить» с первого дня. Не построишь, сядут на голову, будешь каждый день разбираться в их проблемах». Многие педагоги своих просчетов в общении с родителями не осознают. Попробуем разобрать наиболее типичные ошибки:
не следует обсуждать «грехи» отдельных детей при всех родителях; все проблемы конкретного ребенка следует обсуждать без посторонних и без ребенка. Об успехах и достижениях можно говорить при всех;
родительское собрание – не лобное место для прилюдной порки родителей. Если вы отчитываете, не стоит удивляться, что родители при этом защищаются и в ответ обвиняют учителя;
«обвинительный» тон в разговоре с родителями настраивает родителей на защиту, сопротивление, вызывает негативные эмоции и не только не способствует разрешению проблемы, но и создает новые.
Уверена, что учитель может сказать родителям наедине все, что считает нужным, доброжелательно и спокойно, и это не вызовет «агрессивности» родителей. Возможно, они будут отстаивать свою позицию, возможно, они будут эмоциональны (это естественно), но это не должны быть взаимные обвинения и упреки. Раздражение и несдержанность педагога в общении с родителями дают им полное основание усомниться в профессиональной компетентности учителя, в его способности быть на стороне ребенка.
Уверена, любой педагог все это знает, но… ошибки повторяются.
Попробуйте:
Найти время для индивидуальной беседы с родителями тех детей, проблемы которых необходимо обсудить. Будьте готовы выслушать представление родителей о проблеме.
Продумайте разговор, настройтесь на спокойное и доброжелательное общение, учитывая, что родители скорее всего будут закрыты и напряжены, они будут отстаивать свою позицию.
Предложите свой вариант решения проблемы и обязательно дайте возможность родителям высказаться. Обсудите эти предложения. Формула «Давайте подумаем вместе» часто помогает снять напряжение.
Не стремитесь сразу решить проблему. Обсуждение – лишь первый шаг к ее решению. А на очередном родительском собрании порадуйте родителей успехами, обсудите школьный праздник, день спорта, предложите родителям самим выбрать тему для родительского собрания.
От редакции
Уважаемые читатели, если у вас есть вопросы к Марьяне Михайловне Безруких, присылайте их по электронной почте ug@ug.ru или по адресу: 107045, Москва, Ананьевский переулок, 4/2, стр.1 в редакцию «УГ».
Комментарии