search
main
0

Советы начинающим парашютистам

Прыгать с парашютом мне, слава богу, не доводилось, а вот с обрыва в бурную реку – да. Очень страшно, дух захватывает, и кажется, что все – вот он, конец земной жизни. Нечто подобное пришлось пережить в первые месяцы моей работы в школе.

После спокойной и размеренной жизни на филфаке пединститута пришлось нырнуть в гущу школьной жизни, ощущение, сравнимое разве что с обрушением горной лавины: каждый день по шесть уроков, оглушительный детский гвалт на переменах, после уроков – заполнение классного журнала, а дома святая святых – дневные планы. А еще в любой момент – каверзный вопрос, зачастую нешуточный, проверка знаний посложнее тех, что предлагают профессора студентам на экзаменах. Кроме того, уже на выходе из школы, точно гаишники в засаде, обычно ждут родители. «Как моя Маша? Вы знаете, мы с Сашей все выходные учили стихотворение, а вы ему двойку поставили… Ах какая жалость, вы такая молоденькая! У вас же никакого опыта, и как вам старшие классы доверили?» – с самым невинным видом вздыхают густо накрашенные бальзаковского возраста мамы. Папы, как правило, держат нейтралитет, не мужское это дело воспитание, так что поддержки от них никакой. Домой зачастую молодой специалист возвращается точно выжатый лимон, лично меня спасало то, что дорога была короткой – минут десять, иначе бы я ее просто не осилила, упала бы на полпути. Хотя сразу скажу – главному испытанию на прочность меня подвергли, как ни странно, не дети, и даже не их дотошные родители, хотя они, конечно же, устраивали всяческие экзамены на выносливость и долготерпение, а… коллеги. Самым любопытным было то, что на мое место абсолютно никто не претендовал. И потому я недоумевала, зачем же эти средневековые пытки: ежедневные посещения уроков, когда завуч сидит с каменным лицом за последней партой, регулярные проверки календарных планов, наставительные беседы, больше похожие на разнос, а вдобавок ко всему строгие оценивающие взгляды – никаких мини-юбок и прочих вольностей в одежде. Потом уже, когда мои предпенсионного возраста коллеги устали от проверок и изощренных испытаний, они признались: никакого зла на меня ровным счетом не держали, просто так положено – молодых надо учить. Вряд ли им в голову приходила мысль, что после таких обучающих бесед многие молодые педагоги бежали из школы, как французы из-под Ватерлоо. Вообще почему-то в нашем обществе укоренилась твердая уверенность: педагоги сродни древнегреческим титанам – все вынесут на своих хрупких, как правило, женских плечах. И циркуляры, спускаемые сверху, подчас, мягко скажем, фантастические, и давление снизу – от любимых детишек и их пап и мам, бабушек и дедушек. Им можно запросто позвонить в полночь и невинным голосом поинтересоваться, как успехи у их дитяти, на них обычно сваливают вину, если чадо выросло балбесом и бездельником и у него нет ни математических, ни прочих других способностей. Педагог должен и обязан. А вот на что он имеет право? Думаем, в первую очередь на психологическую помощь и поддержку, причем в своей родной школе, особенно если он только что вышел из стен педвуза и быть титаном просто не готов. Сейчас, благо, во многих школах психолог работает не только с детьми, но и с учителями, кое-где есть даже комнаты психологической разгрузки, в которых педагоги так нуждаются. Но в первую очередь педагог не должен забывать: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Хотите избежать стресса и раннего синдрома эмоционального выгорания, любите свою работу и не думаете покидать школу? Тогда вам не обойтись без нашего ежемесячного разворота «Психологическая помощь». Разумеется, прежде всего мы будем посвящать наши выпуски проблемам молодых педагогов. Им труднее всего в силу понятных причин и отсутствия опыта. Но думаем, что наши советы могут пригодиться и маститым профессионалам, проработавшим в школе не один десяток лет. На страницах «Психологической помощи» вы сможете узнать, как разрядить конфликтную ситуацию в классе или в учительской, как отстоять свою точку зрения, как выдержать трудный разговор с родителями, как снять напряжение и избежать стресса. Нашими постоянными авторами будут психологи, психотерапевты, специалисты по конфликтологии. От вас же, дорогие читатели, мы ждем вопросов, вы можете описать свою ситуацию и прислать письмо в «УГ», а наши психологи прокомментируют ее. Помните: безвыходных ситуаций не бывает, и знайте: «УГ» – ваш верный помощник, что бы с вами ни стряслось. Ждем ваших откликов.

Светлана РУДЕНКО, редактор отдела образования и воспитания

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте