search
main
0

Советское ноу-хау. или Проектный принцип в действии

Все учреждения образования, культуры, спорта и промышленные предприятия Советского района Казани объединяет проектный принцип. Если реализуется какой-то проект, то в него включаются все организации, расположенные на территории района. По мнению Венеры НУРЕЕВОЙ, начальника районного отдела образования, это мощная поддержка любого начинания. Как удалось достичь такого единения?

Комментарий «УГ»Ирина ПУХОВА, ведущий советник отдела воспитания и дополнительного образования детей Министерства образования и науки Республики Татарстан:- Проектная деятельность во всем мире признана весьма эффективной, поскольку подразумевает не эпизодические акции и разовые мероприятия, а регулярную и постоянную целенаправленную работу. Так, например, антинаркотический проект, стартовавший в Республике Татарстан в 2008 году, рассчитан на 10 лет, то есть на целое поколение. Он реализуется не только в образовательных учреждениях, но и в дошкольных, потому что антинаркотическая «прививка» делается в самые ранние годы и в первую очередь в семье.Главную ставку мы делаем на работу с родителями. Наша задача в том, чтобы они поняли, как много от них зависит, и приложили максимум усилий к тому, чтобы ребенок определил настоящие ценности в жизни. Самое главное – добиться, чтобы все мероприятия любого реализующегося проекта проходили неформально и были ориентированы на результат, а не на отчетность.

– Сегодня на территории района реализуется порядка 10 проектов разных направлений: патриотического, экологического, антинаркотического, но все они в той или иной степени содержат образовательный компонент, без него не обойтись. Инициатором проектной деятельности была Лейла Ринатовна Фазлеева, заместитель главы администрации Советского района, курирующая вопросы культуры, образования и социальной защиты. Она стала управляющей проектов. Результат проектной деятельности всегда видимый, ощущаемый. Все жители района оценили это, поскольку каждая семья так или иначе задействована в общем деле через детей, внуков. В этом есть объединяющий, консолидирующий момент, и он важен. Есть примеры, когда наш район выступал инициатором проектов и к нам подключались другие районы и даже города. Так было с проектом «Вахта памяти».

– Венера Нурмыхаметовна, а как директора и педагоги относятся к подобной деятельности? Ведь это дополнительная нагрузка в какой-то мере. Вы их как-то убеждаете?

– Да, разумеется, первоначально мы собирали всех руководителей учреждений и проводили разъяснительную работу в школе молодого директора.

– Расскажите подробнее об этой школе. Как она работает?

– Процент молодых или начинающих директоров у нас большой, около половины. Учеба в школе проходит 2 раза в месяц: рассказываем о новых нормативно-правовых документах, о новых проектах. В районном методическом кабинете опытные директора работают с молодыми коллегами. А директора автономных образовательных учреждений проводят консультации, связанные с переходом в новый статус.

– А что дает автономия?

– Учреждение финансируется за счет бюджета и дополнительных средств, которые само зарабатывает, оказывая платные услуги. Все эти деньги идут не куда-то, а остаются в учреждении. Умело и грамотно распределяя их, можно существенно улучшить материальную базу или повысить зарплату учителям.

– Какие платные услуги может оказывать образовательное учреждение?

– Ну, например, садик вместе с женской консультацией могут готовить семейные пары к будущему материнству и отцовству, учреждения среднего образования вместе с дошкольными могут организовать школы для родителей будущих первоклассников и т. д. Здесь не обойтись без взаимодействия структур.

Сегодня можно говорить о тенденциях: в нашем районе, опять же в рамках реализации проектов, намечается взаимодействие медицинских и образовательных учреждений. В этом году будет реализован проект «Здоровье учителя». В Советском районе открылся центр здоровья, который всем учителям будет оказывать профилактическую медицинскую помощь. Учреждения здравоохранения выступили с инициативой проведения маммологического обследования для женщин – работников образования.

В рамках Года учителя мы хотели бы осуществить проект «Педагогическая слава района». Будет создан музей истории образования района, отмечены выдающиеся деятели образования, победители конкурсов профессионального мастерства и учителя-ветераны.

Проектный принцип поднял уровень учебных заведений, повысил активность и школьников, и студентов, и педагогов. Даже промышленные предприятия выступают с инициативами – открывают у себя театры, самодеятельные коллективы, школы – значит, они стремятся идти рядом с образованием. Все это разнообразит жизнь людей, наполняет ее смыслом.

Наш район стал инициатором двух экспериментов. Первый связан с ЕГЭ. Мы создали на базе нашего района центр ЕГЭ для учеников 9-х классов, который помогает заранее подготовиться к экзаменам педагогам, ученикам и родителям. Второй эксперимент связан с тестированием учителей по темам ЕГЭ. Вначале, когда мы только заявили об эксперименте, это вызвало очень большое сопротивление со стороны педагогического сообщества и общественности, хотя учителя могли отказаться от участия в нем: это было делом добровольным, а не обязательным. Но когда тестирование прошло и учителя увидели, что у большинства очень хорошие результаты, педагоги согласились с тем, что такое тестирование необходимо. В том числе для того, чтобы почувствовать себя в роли экзаменуемых и увидеть моменты, к которым нужно готовить детей более тщательно и детально. Для руководителей образовательных учреждений эксперимент тоже стал полезным, поскольку помог определить преподавателей, которым следует доверять подготовку выпускников. В результате эксперимента мы смогли снизить количество двоек, а это было бичом нашего района, поскольку у нас есть вечерняя школа, в которой обучаются более 700 детей со всей Казани.

В прошлом году у нас были и 100-балльники, и такие, кто не дотянул до минимума. Наверное, для них стоит продумать альтернативный вариант проверки знаний. Чтобы ЕГЭ сдавали только те, кто хочет и готов продолжить образование, а те, кто пока не созрел, имели возможность сдать экзамены через год-два – такая практика принята во многих странах. Думаю, несправедливо и негуманно, если из-за несданного ЕГЭ выпускники вечерних школ «потеряются» для образования.

– Как отзываются директора о подушевом финансировании?

– Я сама была директором и знаю, что это такое. Все руководители имеют возможность самостоятельно заранее планировать расходы, ведь только они знают, на что надо направить финансы в первую очередь. План развития есть у каждого учреждения. Кстати, многие собираются перейти на автономию. Она дает большие возможности, в том числе независимость от централизованной бухгалтерии. Пятьдесят детсадов района уже перешли на автономку, обратно никто не хочет – все довольны, потому что есть возможность зарабатывать деньги. Проводят опрос и анкетирование родителей: какие дополнительные услуги они хотят. Поэтому дополнительное образование на их базе можно организовать легко и свободно.

– Я полагаю, что это можно осуществить там, где родители имеют стабильный доход. У вас, видимо, весь район социально благополучен?

– Нет, у нас есть новые микрорайоны, куда переселяли из старого жилья, и поначалу контингент в школах был разный. Да, платные услуги доступны не всем, но у нас есть льготы – социальная помощь для многодетных и малоимущих налажена очень хорошо.

– Вы перешли на новую систему оплаты труда учителей?

– Нет еще, хотя все к этому готово и приняты соответствующие документы. В период кризиса преждевременно переходить на новую систему. Зарплата учителей, и это надо признать, небольшая, особенно у молодых. Есть отток молодежи из отрасли, хотя мы выплачиваем молодым специалистам ежемесячную стимулирующую надбавку в размере 30 процентов от должностного оклада, но это тоже немного. Бывает жаль, когда талантливый человек вынужден уходить только из-за зарплаты. Сейчас в городе предпринимаются шаги для того, чтобы стартовые условия для молодых учителей стали более комфортными. Например, принято решение о строительстве квартир для педагогов. Мы поощряем учителей и на районном уровне. Если педагог подготовил победителя районной олимпиады, он получает премию в размере одного оклада, если городской – то двух окладов, а подготовивший победителя всероссийского уровня награждается премией в 20 тысяч рублей. Если учитель трудится, он будет вознагражден. Если директор школы этого не видит, я ему обязательно напомню и найду возможность поощрить педагога материально.

У нас очень хорошие спонсоры – например, депутат госсовета Камиль Фергатович Абдуллин. Мы к нему всегда обращаемся, и он находит средства для поощрения лучших педагогов и учащихся района. Например, он оплачивает ежегодно поездки олимпиадников района на теплоходе по Волге, а это порядка тридцати человек вместе с их педагогами.

– Что помогает вам в вашей работе?

– Прежде всего понимание со стороны руководства. Всю проектную деятельность курирует, как я уже сказала, Лейла Ринатовна Фазлеева, человек неравнодушный и творческий. Она сама была директором школы, поэтому оказывает поддержку нашему отделу. Глава администрации района тоже очень понимающий. Наши учителя имеют возможность обмениваться опытом, в том числе и с иностранными коллегами. Вот совсем недавно группа педагогов вернулась из Германии. Были поездки в Санкт-Петербург, Самару и во Францию.

– А в чем основные проблемы?

– Прежде всего в ограниченности материальных средств: приходится все время выбирать, выкраивать – на все не хватает. Кроме того, от работы несколько отвлекает вал бумаг и отчетов. Мечтаю взять в штат системного администратора, который бы вел всю электронную отчетность. То же самое заботит директоров школ. На завуча по учебной работе сегодня валится огромный поток документации, и он не справляется – нужны специальные люди, которые бы взяли на себя работу с отчетностью – ее сегодня много у каждого педагога, не только у администрации.

– И последний вопрос, Венера Нурмыхаметовна. Вы живете в многонациональном городе. Эта особенность осложняет работу управленца?

– Нет, мы давно живем рядом и привыкли друг к другу. Может быть, приезжим этого не понять, и они свежим взглядом фиксируют различия, встречая мусульманскую символику, названия и вывески на разных языках, но для нас это привычная среда. Ведь объединяют нас общая территория, общая история и даже общие традиции. Думаю, что все это понимают.

Казань

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте