search
main
0

Совесть русской интеллигенции

Национальная педагогика Ивана Ильина

Одним из уникальных явлений российской истории ХХ столетия стала послереволюционная эмиграция первой волны. Ее представители на протяжении долгих десятилетий не переставали жить напряженными духовными исканиями, смысл которых состоял в неустанных поисках путей к счастливому будущему своей Родины. Существенны придание ими образовательному процессу приоритетной патриотической направленности, подчеркивание ведущей роли эмоционально-чувственного и духовно-нравственного воспитания формирующейся личности, возвращение ценностей православной педагогики в центр важнейших идей воспитания и образования.

Иван ИЛЬИН

Истоки патриотизма

Среди интеллектуальной элиты, волей судьбы оказавшейся за пределами отечества, особое место принадлежит Ивану Александровичу Ильину (1883-1954), выдающемуся философу, политологу, педагогу, гражданину и патриоту России, одному из самых известных мыслителей русского зарубежья. Писатель Иван Сергеевич Шмелев назвал Ивана Александровича совестью русской интеллигенции.

Иван Ильин родился 28 марта (9 апреля) 1883 года в Москве в старинной дворянской семье. Он всегда с большим уважением относился к своим родителям: отцом гордился, мать боготворил. В семье Ильиных царили любовь, счастье, сердечная атмосфера взаимопомощи и поддержки.

Но самое главное, чему научили Ивана Александровича в семье, – это любить и служить России. Во многом именно благодаря семье, в которой вырос и был окружен родительским теплом, он сумел впоследствии сформулировать свои педагогические взгляды на семейное и национальное воспитание.

Одаренность Ивана Александровича обнаружилась довольно рано. Окончив с золотой медалью и дипломом I степени Первую Московскую классическую гимназию, юноша в 1901 году поступил на юридический факультет Московского университета, где стал учеником известного правоведа и философа П.И.Новгородцева. В студенческие годы он тяготел к интеллектуальной традиции славянофилов.

В 1906 году Ильин окончил юридический факультет Московского университета с дипломом первой степени и по предложению князя Евгения Трубецкого был оставлен для приготовления к профессорскому званию. В 1909 году, сдав экзамены на степень магистра государственного права, был утвержден в звании приват-доцента по кафедре энциклопедии права и истории философии права Московского университета.

Свою научно-педагогическую деятельность Иван Ильин начал в 1909 году на Московских высших женских юридических курсах, затем преподавал на юридическом факультете Московского университета и в Коммерческом институте. По отзывам современников, Иван Александрович был отличным лектором и пользовался популярностью среди студентов.

В 1911-1912 годах Ильин был в научной командировке, занимаясь в университетах Берлина, Гейдельберга, Геттингена, Фрейбурга и Парижа изучением новейших течений европейской философии.

На основе массива источников талантливый молодой ученый написал двухтомное исследование «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека». В 1918 году он защищает этот труд как диссертацию, за которую ему единогласно присудили сразу две степени: магистра и доктора государственных наук.

В 1918 году Иван Александрович Ильин стал профессором Московского университета. В 1921 году был избран председателем Московского психологического общества, а в 1921-1922 годах он стал действительным членом Института научной философии и позднее членом-корреспондентом Славянского института при Лондонском университете.

 

На других берегах

Октябрьскую революцию 1917 года Ильин воспринял как социально-политическую катастрофу и активно включился в борьбу с новым режимом. Мыслитель неоднократно арестовывался по обвинению в антисоветской деятельности.

В сентябре 1922 года вместе с большой группой ученых и литераторов Иван Ильин был выслан из России на «философском пароходе» в Германию. В 1922-1938 годах жил в Берлине, где стал одним из главных идеологов Белого движения в эмиграции. С 1927 по 1930 год был редактором и издателем журнала «Русский колокол». Работал директором Русского научного института (до 1934 года, когда был уволен нацистами).

В 1938 году, после того как гестапо наложило арест на его печатные труды и запрет на публичные выступления, Ильин выехал в Швейцарию. Жил в пригороде Цюриха, выступал с лекциями, продолжал публицистическую деятельность и писал философские книги («Поющее сердце. Книга тихих созерцаний», «Аксиомы религиозного опыта» и «Путь к очевидности»). Умер Иван Александрович 21 декабря 1954 года.

 

Крупный педагогический мыслитель

Как оригинальный русский православный мыслитель Иван Ильин сложился уже в эмиграции, где являлся одним из наиболее крупных философов – эмигрантов первой волны. В духовном и религиозном обновлении мыслитель видел путь спасения и возрождения России. К числу ее основ он относил веру, любовь, свободу, совесть, семью, Родину, нацию, правосознание, государство, частную собственность, выделяя в качестве доминантных веру и любовь.

Научное наследие ученого характеризуется ярко выраженной педагогической направленностью. Основополагающей философско-педагогической идеей является приоритет духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе. Ильин принадлежал к числу представителей национально-гуманистического направления философско-педагогической мысли русского зарубежья, неразрывно связанного с идеями русской религиозной философии.

 

Воспитание русского духа

Философско-педагогические взгляды Ивана Александровича Ильина создают глубокую и обстоятельную картину национального воспитания. Философ на проблемы образования органично переносил сущностные ценности и черты народного характера, русской идеи, которая, по его определению, «есть идея свободного и предметно созерцающего сердца». Он вопрошал: «Что такое русское воспитание без сердца и без интуитивного восприятия детской личности? Как возможна в России бессердечная школа, не воспитывающая детей?»

В книге «Путь духовного обновления» Ильин представил целостную картину национального воспитания, построенного на широкой народной культурной основе. Он видит задачу в следующем: «Надо сделать так, чтобы все прекрасные предметы, впервые пробуждающие дух ребенка, вызывающие в нем умиление, восхищение, преклонение, чувство красоты, чувство чести, любо­знательность, великодушие, жажду подвига, волю к качеству, были национальными, у нас в России – национально русскими». И далее: чтобы «дети молились и думали русскими словами; чтобы они почуяли в себе кровь и дух своих русских предков и приняли бы любовью и волею – всю историю, судьбу, путь и призвание своего народа; чтобы их душа отзывалась трепетом и умилением на дела и слова русских святых, героев, гениев и вождей». По убеждению философа, получив в дошкольном возрасте такой духовный заряд и имея в своей семье живой очаг таких настроений, русские дети, где бы они ни находились, «развернутся в настоящих и верных русских людей».

Иван Александрович считал главной целью национального воспитания формирование «русскости» у подрастающего поколения на основе первичных (сердце, созерцание, свобода, совесть) и вторичных (воля, мысль, форма, организация) сил русской души и русской культуры. Мыслитель об этом сказал очень проникновенно: «И когда мы произносим это простое и в то же время необъятное слово «Россия» и чувствуем, что мы назвали что-то самое главное в нашей жизни и в нашей личной судьбе, то мы твердо знаем, что мы разумеем не просто природу, или территорию, или быт, или хозяйство, или государство, но русский дух, выросший во всем этом, созданный этим и создавший все это в муках, в долготерпении, в кровавой борьбе и непрестанном молитвенном напряжении».

 

Объяснение очевидного

В своих рассуждениях Иван Александрович Ильин постоянно возвращался к истокам национального воспитания и рекомендовал родителям, учителям и воспитателям обогащать детей «национальными сокровищами образования». К их числу он относил язык (русский и церковнославянский), русскую песню (особенно хоровое пение), самобытную молитву, национальную сказку, жития святых и героев (национальная святость и доблесть), поэзию, многообразие национального искусства, историю, армию (оплот Родины), территорию (необходимо знать и любить просторы своей страны, ее жителей, природные богатства), склонность к добровольному творческому труду (живой интерес к национальному хозяйству, воля к русскому богатству) как источнику духовной независимости и расцвета русского народа.

Мыслитель-патриот особо призывал воспитывать в детях с раннего возраста чувство гордости за российскую армию, уважение к ее духовной и профессиональной силе. Он акцентировал внимание на необходимости формирования у ребенка отношения к территории, природным богатствам и хозяйству страны как к национально-государственному наследию и источнику духовного расцвета и независимости своей Родины и ее народа.

 

Задачи национальной школы

Ильин-педагог сформулировал задачи, стоящие перед начальной, средней и высшей школой, акцентируя внимание на принципе преемственности в непрерывном образовательном процессе и решающей роли русского учителя в деле обучения и воспитания подрастающего поколения.

Важнейшей педагогической задачей мыслитель считал задачу воспитания в человеке умственной самостоятельности. Он так сформулировал образовательные задачи школы: «Понимание должно стать активным размышлением, горизонт ребенка год от года должен становиться все шире, память должна укрепляться и обогащаться. Преподаватель должен сообщать ученикам правила и приемы мышления, упражнять их в применении этих правил, исправлять их ошибки и давать им указания. Талантливый преподаватель постарается разжечь в своих учениках жажду познания; он вложит в преподавание столько искреннего огня, что ученики, сами того не замечая, начнут жить активной силой суждения, слагать свои собственные вкусы, воззрения и убеждения; а главное – укреплять и применять духовность своего инстинкта».

 

Аксиомы семейного воспитания

Обращаясь к вечным ценностям семейного воспитания, Иван Ильин подчеркивал, что именно «семья призвана поддерживать и передавать из поколения в поколение духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию». Аксиологическими ориентирами воспитания в семье, по его мнению, должны были стать такие ценности, представляющие исток и содержание духовного богатства, как любовь, внутренняя свобода, вера, совесть.

Мыслитель дает свое понимание основных направлений семейного воспитания, которые тесно увязывает с представлением о ценностях воспитания и идеале человека:

1) семья имеет призвание дать ребенку самое главное и существенное в его жизни – христианскую любовь;

2) семья призвана воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию;

3) семья учит ребенка верному восприятию авторитета;

4) семья есть трудовой очаг, трудовое наследственное единение людей.

Возрождение российского образования

На страницах книг Ивана Александровича Ильина мы найдем много обжигающих прогностизмом размышлений о том, какой должна быть система образования в постбольшевистской России. Он отмечал, что одним из «самых тяжелых и опасных наследий революции в России была утрата настоящего уровня образования. И задачей верующих русских людей является не только воспитание детей в православном духе, но и возвращение должного уровня образования в высшие учебные заведения». Ученый сформулировал основные ценностные приоритеты направленности высшего образования: воспитание самостоятельного бытия и мышления, исследовательский подход к предмету, борьба за истину, ведущая личность к духовной свободе. Вместе с тем высшее образование, по его замыслу, не враждебно религии, это «лаборатория испытывающегося и сомневающегося исследования, которое творится в духе религиозного и сердечного созерцания».

 

«Я живу только для России»

В сложных условиях эмиграции Иван Ильин сохранил и в значительной степени воспроизвел те культурные традиции, духовно-эмоциональный и интеллектуальный потенциал Серебряного века, которые не были востребованы в СССР и во многом оказались утраченными. Более того, придал этим непреходящим ценностям патриотический ракурс.

На склоне лет Иван Александрович писал, что «мое единственное утешение вот в чем: если мои книги нужны России, то Господь убережет их от гибели; а если они не нужны ни Богу, ни России, то они не нужны и мне самому. Ибо я живу только для России».

И это возвращение произведений мыслителя в Россию произошло, его труды стали издаваться в Российской Федерации с 1988 года. С 1993 по 2008 год было выпущено 28 томов собрания сочинений Ильина.

В октябре 2005 года прах Ильина и его жены перезахоронили на кладбище Донского монастыря в Москве, рядом с могилой А.И.Деникина и недалеко от могилы его друга писателя И.С.Шмелева. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назвал это событие «закономерным объединением двух частей русского народа, одна из которых жила в эмиграции».

В 2006 году библиотека Ильина, насчитывающая 630 наименований книг, и его архив, которые хранились в Университете штата Мичиган, по инициативе Президента РФ Владимира Владимировича Путина были возвращены в Россию и поступили на хранение в отдел редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ имени М.В.Ломоносова.

В апреле 2008 года в Москве на старейшем здании МГУ на Моховой улице была установлена мемориальная доска в память об Иване Ильине, выпускнике и преподавателе университета. 15 июня 2012 года в Екатеринбурге возле Уральского института бизнеса имени И.А.Ильина открыли ему памятник.

Возвращение праха ученого, гражданина и патриота, как и его творческого наследия, на Родину свидетельствует о том, что восторжествовала историческая справедливость – Иван Александрович Ильин занял достойное и почетное место среди выдающихся национальных мыслителей России. Более того, его философско-педагогическое наследие, пронизанное идеями патриотизма, духовности, безусловно, влияет на политический курс Российского государства. Его вера в человека и его творческие возможности органично входит в контекст современных российских образования, науки и культуры.

Все эти идеи не утратили своей актуальности и полноценно востребованы в условиях становления российской суверенной системы образования.

 

Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики Института стратегии развития образования РАО, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, лауреат премии «Золотое перо» «Учительской газеты»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте