search
Топ 10

Сотрудничество в режиме понимания и размышления

Бесспорно, одной из позитивных особенностей развития государственных образовательных учреждений в нынешних социально-экономических условиях становится участие все более широкой общественности в управлении учреждениями, расширение инициативы родительской общественности. Но, к сожалению, это расширение инициативы трактуется большинством родителей и педагогов в основном как помощь в решении хозяйственных вопросов. Думаю, что разговор о взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников – прежде всего разговор о человеческих отношениях, имею в виду соотнесение взаимных интересов, потребностей и ожиданий сотрудничающих сторон, направленное на качество воспитания, образования как в стенах детского сада, так и в семье.

Общественная должность председателя родительского комитета детского сада №2317 на Юго-Востоке, в районе Жулебино, мне досталась в 1986 году, за прошедшее время благополучно выросли две мои дочери – старшая учится в седьмом классе, младшая – во втором. Как подтверждение хорошей связи с детским садом могу сказать, что в этом году мой сын пошел в это же образовательное учреждение.

На опыте многих лет пришлось убедиться в том, что мы, родители, все очень разные – по социальному положению, культурному облику, по тем жизненным правилам, которых придерживаемся, чтобы жить и выживать в это, прямо скажем, непростое время. Рецепт выживания, кстати, у всех очень разный. Мы разные по своим ожиданиям от детского сада и представлениям о характере контакта с ним. Такая разнородность облика современного родителя, чего не было раньше, уже сама по себе становится субъективной трудностью на пути выстраивания гармоничных отношений, не говоря уже о преградах объективного характера. Я сам по образованию педагог и примерно представляю, как сложна эта работа.

Душа есть у каждого коллектива, тем более у коллектива, занимающегося воспитанием молодого поколения москвичей. Что лично для меня, как родителя, становится реальным подтверждением души у педагогического коллектива центра развития ребенка – детского сада №2317? Это общение с нами, родителями, без профессионального и морального превосходства: мы-де мало образованны и меньше знаем, как воспитывать детей. Нам не отказывают в ощущении равенства. Нам оказывают доверие на деле, а не на словах. Проявление этого доверия мы чувствуем с первого дня знакомства с коллективом центра развития как проявление искренности, открытости самой заведующей и ее коллег. В режиме работы коллектива всегда есть время для общения с нами, родителями, время, чтобы выслушать и услышать нас без демонстрации своего законного права не принять, сославшись на график приема населения. Считаю, нам, родителям, очень повезло, что в этом детском учреждении заведующая и сотрудники сознают ценность гармоничных взаимоотношений с родителями, именно живого общения , а не формального, которое невозможно держать в рамках приказа. Это и безграничная щедрость на доброе слово, и слова благодарности в адрес родителей за их отзывчивость.

В нашем учреждении родители никогда не оказываются виновниками страданий заведующей и сотрудников по поводу того, что не хватает средств, что никто не помогает. Напротив, вся работа коллектива проходит у нас на глазах в эмоционально ярко выраженных привлекательных формах при открытых дверях. Именно это дает нам, родителям, ощущение баланса между тем, что получают наши дети, и тем, что мы, родители, должны дать детскому саду. Как показывает опыт, рождение недовольства между детским садом и родителями происходит именно из-за отсутствия ощущения такого баланса, в результате появляется нервозное «зацикливание» родителей на своем праве требовать и требовать, недоверчивое «взвешивание» – не дам ли я больше, чем получу. Казалось бы, если педагогам и родителям опираться на человеческие добродетели – любовь к детям, сердечность, все будет продвигаться в нужном направлении, но факты конфликтов и взаимонеудовольствия друг другом говорят, что проза жизни не дает примеров иного свойства. Родители недовольны наличием очередей в детские сады, им кажется, что нарастает коммерциализация образовательных услуг. Но все эти и многие другие вопросы при обоюдном и разумном рассмотрении вполне решаемы и никак не могут быть отнесены к разряду драматических.

Ничто не падает с неба в готовом виде, все создается усилиями конкретных людей и их конкретными действиями. Модель взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, работающая в нашем детском саду, думаю, похожа на модели работы других детских садов. Как и у всех, у нас действует родительский договор, заключающийся с каждой вновь приходящей семьей. Практика расширения актуальных прав и обязанностей сторон через доверие и соглашение демонстрирует готовность общества делиться с семьей как правами, так и обязанностями, стремление к уравновешенной взаимной ответственности, к установлению определенных границ в ожиданиях друг друга. В рамках таких деловых отношений в нашем детском саду решаются вопросы спонсорской поддержки учреждения со стороны родителей через созданный фонд поддержки образования. Среди родителей практически нет тех, кто остался в стороне, все матери и отцы проходят через детский сад как через своеобразную школу личной неотстраненности, школу преодоления собственного безразличия, в этом, без сомнения, заслуга самой заведующей детским садом Евгении Александровны Кулаковой. Как ей это удается? Видимо, тут секрет не только профессионализма, но и личного обаяния, умения поговорить с человеком, почувствовать его, не бояться несовершенства. В сочетании того и другого есть большая человечность, которую мы чувствуем, переступая порог этого учреждения, одновременно ставшего и уютным домом, и детским садом, и своеобразным сообществом детей и взрослых.

За годы сотрудничества с педагогами детского сада мы с женой, имеющей специальное педагогическое образование, по-новому стали смотреть на своих детей, усиливая контакт с ними через призму анализа того, что мы им даем. Нам было интересно вдруг обнаружить, что нередко видишь в ребенке какие-то внешние, несущественные стороны, что обращаешь внимание на мелочи, не имеющие отношения к их внутреннему состоянию и переживанию. Нелегко было правильно понять, в чем ребенок нуждается в данный момент. Я знаю, что особой привлекательностью у родителей нашего детского сада – центра воспитания пользуются встречи в режиме размышления. Мы имеем возможность погружаться в педагогику, в философию воспитания ребенка.

Василий ЕРМОЛИН, председатель городского совета родительской общественности по дошкольному образованию

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту