Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Соло и многоголосье. У каждой сельской школы свой путь развития

Учительская газета, №42 от 17 октября 2017. Читать номер
Автор:

Сельская школа давно уже не тот деревянный домик с уютной печкой и белеными стенами, что рисуется в нашем воображении благодаря пасторальной литературе и живописи. Сельская школа изменилась так же, как и само село. Например, если взять бывшие когда-то деревнями Янино, Кудрово, Ново-Девяткино, Новоселье, расположенные в Ленинградской области, то назвать так эти разрастающиеся небоскребами территории уже язык не повернется.В то же время не у всех районов Ленинградской области есть приграничное соседство с Санкт-Петербургом, поэтому их развитие еще идет по оригинальному сценарию. Но даже в этом случае понятно: сельская школа меняет свой облик. А вот каким он становится, мы решили спросить руководителя Комитета по образованию Ломоносовского района Ленинградской области Ирину ЗАСУХИНУ.

Обращение к этому району не случайно: только две школы здесь имеют статус городских, остальные образовательные организации – сельские. Каковы особенности существования сельской школы и какой видится управленцу высокого уровня общая перспектива системы образования конкретного района – об этом и не только наш разговор.- Ирина Сергеевна, что важнее для вас как для руководителя системой образования района: чтобы у каждой образовательной организации был свой «голос» или чтобы все образовательные организации «пели» в одной тональности?- Я убеждена, что при общей тональности просто необходимо, чтобы у каждого был свой, как вы выразились, «голос». Почему? Прежде всего потому, что каждый руководитель образовательной организации – это личность, и у него свое видение развития организации, свое направление. Возьмем, к примеру, наш район. В этом году у нас на базе Лопухинской школы создан экологический образовательный центр. Почему именно экология стала основным направлением? Потому что на территории Лопухинского поселения есть радоновые озера, и педагоги с детьми уже несколько лет занимаются различными исследованиями истории места, его природной уникальности. Для этих исследований даже закуплено специальное оборудование. С таким опытом работы в этом направлении, с такой накопленной базой данных уже тесно в рамках обычной школы, поэтому появилась необходимость создать образовательный центр, который сейчас работает по образовательной программе экологической направленности. И это направление – изюминка Лопухинской школы.- Проявляют ли инициативу сами школы в развитии того или иного направления или это директива свыше?- На мой взгляд, все должно происходить естественным путем, стать насущной потребностью. Продиктовать: «У вас будет то-то и то-то» – нельзя. Во всяком случае, в Лопухинке так и произошло. Здесь давно стало понятно, что обычных инструментов для проведения исследований школе недостаточно, поэтому речь зашла о специальном оборудовании и о том, чтобы экологическая тема присутствовала в каждом школьном предмете. Были разработаны образовательная программа, четкий план, придуман и реализуется совместный проект. Сегодня, когда мы организовываем или участвуем в каком-то мероприятии экологической направленности, без Лопухинского центра не обойтись.Ломоносовская школа №3 в поселке Горбунки, например, является центром для дистанционного обучения детей. Почему она? Потому что здесь был кадровый ресурс, который мог заниматься технической стороной дела, было закуплено на тот момент необходимое оборудование, были педагоги, готовые работать с детьми в виртуальном режиме. Причем педагогический коллектив во главе с директором школы сам проявил инициативу, решив, что будет развиваться в этом направлении. Кроме того, школа в Горбунках с этого года также будет работать в рамках правового обеспечения по данному профилю.Также можно привести в пример Яльгелевский образовательный центр, на базе которого открыт военно-патриотический клуб «Орленок». Это направление здесь развивается благодаря энтузиазму и самоотверженной работе педагога. Его очень любят дети и во всем поддерживают родители.Поэтому для каждой школы все индивидуально. Мы как управленцы можем только предложить идею коллективу, порекомендовать, посоветовать, попросить подумать, в каком направлении школа может и хочет развиваться. Как показывает опыт, люди, которые чем-то увлечены, не всегда готовы широко развивать свое увлечение в масштабах ученическо-педагогического коллектива: мера ответственности другая, и не каждый решится брать ее на себя. Однако как только человек включается в процесс, то потом уже ни за что не отдаст свое направление.- Таким образом, подводя итог, можно сказать, что важна пестрая палитра образовательных организаций, а не пара-тройка ярких штрихов.- Да, пусть мир будет разноцветным, но главное – пусть это будет решением, не навязанным сверху. Ведь что получится, если заставить выполнять что-то, что не нужно ни детям, ни родителям, ни педагогам, ни руководителю? Конечно, руководитель отрапортует, учителя сделают, но будет ли это интересно детям, ради которых мы живем и творим? Как тогда работать, претворять новые идеи и замыслы? Понимать и видеть потенциал и стремления каждой образовательной организации и ее коллектива – это тоже необходимый управленческий навык.- В вашем районе много поселковых школ. На ваш взгляд, их движение идет в сторону постепенного преобразования в городские? Или сельские школы стараются остаться со своим лицом?- Мне кажется, особенность сельской школы в ее камерности. В ней все друг друга знают. В той же школе в Горбунках, которая является самой большой в Ломоносовском районе, обучаются более 600 детей, но ее директор Татьяна Анатольевна Акатнова знает каждого ребенка по имени. Да и за пределами школы, после уроков, всегда известно, дошел ребенок до дома, с кем ушел гулять и т. д. Да, жизнь в селе, как за окном, но это данность, которую либо нужно принять, либо менять место жительства.Что же касается образовательной деятельности, то никакой разницы между сельской и городской школой я не вижу. Даже если сравнивать наши школы со школами соседнего региона, то есть Санкт-Петербурга, наши нисколько не хуже. Все учреждения ремонтируются, материально-техническая база обновляется, появляются современные пришкольные стадионы.- Но ведь эту камерность можно потерять, ведь поселки, особенно приграничные, разрастаются?- Если мы говорим о поселке Новоселье, а это Аннинское городское поселение, то там уже будет иная школа, с иной атмосферой, потому что новые жилищные комплексы заселяются в большинстве своем петербуржцами или жителями других регионов. Но при этом поселок Аннино остается поселком, и в Аннинскую школу по-прежнему ходят поселковые дети. Затем эти дети приведут своих детей, а те – своих детей, так что аура сохранится. И потом сельский уклад жизни не так просто изменить, и это не так уж и плохо.- Как вы думаете, школа в работе с детьми должна подчеркивать свою сельскую особенность?- Я бы выразилась не так категорично. Не подчеркивать, а побуждать к изучению истории своей деревни, села, поселка. Практически во всех образовательных организациях ведется курс «Наш край», где рассказывается о Ленинградской области, о месте, где проживают ученики. В каждой школе Ломоносовского района создан музей, есть уникальные экспонаты, которые раскрывают историю именно этого места. Причем часто эти экспонаты переданы родственниками ребенка, который учится в школе. Наши школьники ездят друг к другу в гости, и первое, о чем рассказывается ребятам, – это история деревни или села, куда они прибыли.- Мой вопрос был не случайным, ведь не секрет, что большая часть детей мечтает уехать из села.- Да, сначала уезжают, но потом возвращаются. Надо исходить из того, что нужно молодежи во все времена: возможность получить профессиональное образование, трудоустройство по специальности, собственное жилье и, конечно, развитая инфраструктура. Сегодня правительством Ленинградской области очень многое делается для развития среднего профессионального образования, и это здорово! Учреждения становятся современными центрами профессиональной подготовки. Наш район в этом смысле несколько выпадает из общей системы профтехобразования: у нас на территории нет ни одного такого учреждения. Это, наверное, оправданно с точки зрения целесообразности. Мы приграничный район, и наши выпускники едут учиться в Петербург. Наша общая задача – это создать условия для возвращения наших выпускников на малую родину. В Ленинградской области сейчас создается карта кадровых ресурсов и потребностей в разрезе каждого поселения. Именно эта информация поможет нам вести грамотную проф­ориентационную работу с ребятами. Ведь, получая какую-либо специальность, выпускник должен понимать, где его ждут на работу. У нас в районе уже разработана комплексная программа по профориентации «Профперспектива». Надеемся, что сможем внести свой вклад в то, чтобы наша ленинградская земля прирастала молодыми специалистами.Ленинградская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt