search
main
0

Солнце в аистовом гнезде Лингвистический анализ текста. А. Вампилов

Цели урока: помочь учащимся осмыслить идею и сюжет произведения; показать художественные средства, используемые автором для достижения своей цели; обратить особое внимание на связь с изучением грамматических тем (лексического, словообразовательного и др.).
Оборудование урока: картина М.В.Нестерова “Видение отроку Варфоломею” (диапроекция), звукозапись, театральная изопродукция, различный наглядный и дидактический материал, тексты рассказа А. Вампилова.
Структура урока: 1) Идейно-образный анализ текста. 2) Стилистический анализ (стиль, интонация, лексика, морфология, художественные тропы, стилистические фигуры). 3) Синтаксическое строение текста. 4) Фонетические закономерности текста (звукопись).
Урок начинается с рассказа-комментария к картине М. Нестерова “Видение отроку Варфоломею”.
В основе сюжета лежало религиозное предание. Однажды отец послал Варфоломея искать лошадь. В поле под дубом отрок увидел прилежно молившегося старца. Варфоломей остановился перед старцем, ожидая окончания молитвы. Мальчик не удивлен появлением старца, он словно ждал его и теперь погружен в созерцание.
Тонкая фигура мальчика, помещенная в центре картины, сливается с пейзажем, она кажется органической частью полей, лугов, тонких и трепетных деревьев, земных перелесков. Это чисто русский пейзаж с его деревянной церковкой, деревенскими крышами, елочками и извилистой речкой. Это поэтическое представление русской природы, вместе с тем все здесь просто и безыскусственно.
Мальчик печален – недетская внимательность, тихое душевное состояние ожидания. Грустный мотив звучит в пейзаже, нет ярких красок. Нежные тона ранней осени точно окрашивают бледным золотым цветом всю картину. Природа трепетна, она прекрасна в своей тихой, чуть грустной тишине. Это слитность с настроением человека.
Сюжет неправдоподобен, но ощущения ложности, надуманности нет. Реальность – в трех верстах от Абрамцева художник увидел этот пейзаж (встреча с девочкой – образом Варфоломея). Замер, как перед видением. Нашел то, что грезилось.
Автор утверждает реальность чуда, возможность и естественность этого чуда в духовной жизни отрока Варфоломея.
Окончив молитву, старец его благословил и спросил, чего он ищет, чего хочет. Варфоломей: “Разум к учению”. Старец помолился за него и дал ему часть просвиры, дав ему вкусить, вместе с этим достал ему разум к учению. Главное, что хотел художник, не само чудесное событие, сколько определение его внутреннего характера, отражение его в душе мальчика.
Учитель продолжает урок вопросами к ученикам:
– Вы когда-нибудь пробовали смотреть на мир через окно? С крыльца? А с крыши? С горы? Ваши ощущения?
Было ли такое: “В ожидании чуда” – ждал…
– Кто имеет другое мнение? (“Чудес не бывает!”, “Солнце само по себе, земля сама по себе”).
– Можно ли верить им, мечтателям?
– Зачем людям хочется мечтать? Что происходит? (Это путь души, желание заглянуть в свою душу).
– Где может человек ощутить чувство единения, сопереживания?
Можно предложить до урока написать дома сочинение на эти темы.
– Путь души, чувство единения, сопереживания можно ощутить, читая книги. Это тоже тайна. Ее можно постичь, если овладеть лингвистическим анализом.
ЛИНГВИСТИКА – наука о языке, языкознании. Прилагательное – ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ.
Далее учитель вместе с учениками делает лингвистический анализ:
– Рассказ А. Вампилова “Солнце в аистовом гнезде”.
Какова тема рассказа? (Приезд театра в деревню).
Какова основная мысль? (Ожидание чуда. Витька – пожиратель чудес).
Есть ли поступки в рассказе?
Можно ли сказать, что нет действия?
Примеры рассказов, где есть действие: Астафьев В.П., “Васюткино гнездо”.
Белов – “Скворцы”.
Зощенко – “Золотые слова”.
(“Никого нельзя назвать счастливым раньше его смерти”. “Глупость не наказывают”).
– Каков сюжет рассказа? Мальчик сидит на крыльце сельского клуба и ждет: не закатится ли солнце в аистово гнездо. Это чудо он ждал еще вчера, но солнце не село. Но вот тихим вечером в село приехал театр. Вместе со всеми сельскими ребятишками наш герой в половине одиннадцатого попадает в зрительный зал. И здесь встречается с чудом! На сцене идет представление.
– Каков стиль рассказа? (Художественный).
– Каков тип речи? (Что произошло? – повествование-рассказ).
I. Роль заглавия в организации текста
Заглавие является названием определенного понятия, а текст это понятие раскрывает, причем в художественном произведении понятие может быть раскрыто не в прямом смысле, а в переносном, образном.
– Каков же литературный троп в заглавии?
II. Какова композиция рассказа?
Экспозиция. Завязка. Он подставляет теплым лучам свою белобрысую голову и ждет, не закатится ли солнце в аистово гнездо.
Развитие действия. Когда солнце подожгло аликово жилище, к клубу подкатила машина.
Кульминация. Солнце село в аистово гнездо.
Развязка. Солнце в аистовом гнезде.
– Каково заглавие рассказа? (Оно совпадает с развязкой).
III. Делаем вывод: метафора может выполнять роль связи микротем в тексте, в организации текста (композиции).
– В заглавии есть слово, обозначающее художественный образ в рассказе. СОЛНЦЕ. (Оно имеет семантически близкие слова по значению – излучающие свет).
Звезды – светящиеся газовые (плазменные) шары, подобные Солнцу.
Луна – естественный спутник Земли, светит отраженным солнечным светом.
Фонарики. Лампа. Месяц. (Освещено, засверкали пятки, серебряными искрами). Все эти слова обозначают предметы, излучающие свет. СВЕТ ЛЕЧИТ ДУШУ!
“СОЛНЦЕ – чудо-театр”. Можно ли эти слова назвать синонимами?
– Кто главный герой в рассказе?
– Какой из текстовых синонимов отражает основную мысль рассказа? (Пожиратель чудес).
– В какой части композиции появляется имя героя? (Развитие действия).
– Кто такой Витька? – Человек!
– Где узнаем о нем как о человеке? (Вступление, экспозиция). Какие предложения позволяют нам представить не только Витьку, а человека, способного мечтать? (Стилистический прием – фигура). Риторические вопросы. (Читать).
Почему 4 раза (по 2 предложения) предложение начинается с личного местоимения ОН?
Роль личного местоимения – связь между предложениями и частями текста. Параллельная связь!
Первые два предложения (ОН…) усиливают впечатления о человеке, умеющем мечтать. (Глаголы СИДИТ, готов ПОВЕРИТЬ).
Усиливает значение: любопытный, умеющий мечтать – счастливый человек.
Есть ли конфликтное состояние в рассказе?
Нет. Есть только противопоставление воображения героя (мечтательное, любознательное, способное удивляться прекрасным миром) с окружающими людьми.
Читаем диалог. (Дурак).
На какое слово обратить внимание? Удалось ли грубой фразой уничтожить мечтательность? Обидчивый ли Витька? (Дурак – разговорный стиль). Он остается победителем в своем воображении, мечтателем. ОН ЧЕЛОВЕК!
Витька слился с ребятишками, когда приехал театр. Найти текстовые синонимы (босоногая публика, зрители).
ТЕАТР – чудо, единение всех.
Главный герой – деревенский мальчик. БЕЛОБРЫСЫЙ – ? Это стилистический эксперимент: БЕЛОКУРЫЙ, СВЕТЛОКУДРЫЙ, ЗЛАТОВЛАСЫЙ блондин.
Белобрысый – тоже излучает свет (сам все время находился под лучами солнца!)
Итак, какова роль текстовых синонимов? Это прием писателя, позволяющий последовательно утверждать основную мысль, приводить в единство форму и содержание рассказа.
– Главный герой никаких поступков не совершает.
Но он проявляет свойства человека в своем поведении, он сам выявляет характер, убеждения, взгляды на мир.
Автор создает психологический портрет. Какая сцена может дать возможность увидеть, создать психологический портрет героя? Состояние Витьки – пожирателя чудес во время представления.
В рассказе вводится микротема: волнение, любознательность, любопытство. Как это достигается в тексте? Лексические единицы, морфологическая структура микротекста, литературные тропы, синтаксическое строение.
“В половине одиннадцатого…”
Какова роль глаголов? СБЕЖАЛ, ЗАНЯЛ, ГОТОВ ЗАРЕВЕТЬ, ПРИЛЬНУЛ, УВИДЕЛ, ЗАПРЫГАЛО СЕРДЦЕ. (Динамика).
Повторение слов: НЕОБЫКНОВЕННЫЙ (4 раза), НЕОБЫКНОВЕННО. Признак повышенного ощущения. НЕ – эмоциональная роль!
Связь между предложениями. Всего предложений 6. 1-2 = параллельная связь, 2-3 = параллельная, 3-4 – параллельная, 4-5 = цепная, 5-6 = цепная.
Разные формы связи – волнение. Ядовито-синий свет. (Роль эпитета).
(Он) Витька -, Витьке -, ОН (человек). ВСЕ – определенное местоимение. И (сердце) в ожидании чуда. Перед кульминационным предложением (Солнце село в аистово гнездо).
Таким образом, каков психологический портрет Витьки в момент встречи с чудом? Какие чувства особенно обострены? (Волнение, любознательность, любопытство, удивление, предчувствие чуда).
Замечательно, что чудо произошло не только с главным героем (он психологически был к этому готов – мечтательный, тонко чувствовал природу…).
С кем еще чудо произошло? Дети (деревенские, босоногие).
Далее ведется работа по плакатам: глаголы (поскакал, ждали, набежали, пришли, приехали, прикатил, попали). Сверкающие пятки (сверкали).
Взрослые (ждали, просидели, не ушел никто, кто-то осветил, советуют, появились, запали, загалдели, ударили в бубен) – свет – фонарики.
Какова роль детали-образа фонарика, зажженного зрителями?
Зажглись не только на сцене, но и в душах людей. Прекрасное чувство от общения с искусством. Они стали добрее, установились более теплые отношения друг с другом. Соучастие, сопереживание – активное!
Обратим внимание на предложение скептиков (до начала представления). Театр отживает свой век? Может быть, артисты далеки от настоящего искусства (без души, ремесло…)?
Снова действия (глаголы): подкатила, попятилась, появились, выскочил (автобус), приехали, метались, нервничали, зароптали. (“Лунная ночь пропадет”).
Лексика (специальная): артисты, декорации, режиссер, гримируются. Привезли: бутафорию, реквизит, атрибуты (что?).
Вывод: среди артистов единение, для них театр тоже чудо.
Когда (по композиции) единение произошло между зрителями и артистами? (Солнце село в аистово гнездо). О ком представление? (О пройдохе Левоне). Зал смеялся, зал сердился (синтаксический параллелизм). Роль причастия ПРИПЕРТЫЙ? (Разговорн.) Зачитать!
Все активно сопереживают.
Откуда представление, понятие о роли театра? (Пыхнул, серебряные) – свет!
Представление закончилось. Случилось большее, чем в зале: люди из бревенчатого театра слились с природой, самым правдивым, прекрасным театром.
Литературные тропы: метафоры, эпитеты, олицетворения.
Ночь заковала в безмолвие – метафора. Строгий месяц застыл – олицетворение. Чистые звезды замерли – олицетворение. Звуки гармошки проткнули тишину – метафора.
Слились воедино ощущения радости людей с природой.
СОЛНЦЕ В АИСТОВОМ ГНЕЗДЕ. И пожиратель чудес завершает этот высокий аккорд.
Звезды приклеены к небу? (Никто не назовет дураком)… Рассказ раздвигает свои границы, дает нам ощущение пространства и времени, чтобы помнить о вечности искусства (театра).
Соединилось поэтическое и прозаическое, противопоставление всему бесчеловечному, что есть на Земле.
МИР – ВСЕЛЕННАЯ – КОСМОС – МИРОЗДАНИЕ.

Галина РОМАНОВА
Железногорск-Илимский
(Методическая разработка прислана в редакцию Управлением образования Нижнеишимского района Иркутской области).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте