search
main
0

Сольемся в едином порыве!

Больше всего меня сегодня радует безграничная вера правительства в наши силы. И мы, учителя, все сможем, и наши школьники все сдюжат. Не важно, что сначала на всю страну сделан бравурный рапорт о повышении зарплат учителям, о том, что с 1 декабря 2001 года все мы получили зарплату, повышенную вдвойне, и это тяжким бременем легло на бюджет, и бабушки во дворе рьяно обсуждают негодяев-бюджетников, от которых все беды; не важно, что спустя пару недель не моргнув глазом нам сообщают, что аж в 37 регионах месяцами не выплачивается никакая зарплата, что люди уже идут на голодовки, надеясь добиться каких-то денег за сентябрь, октябрь, отнюдь не за “повышенный” декабрь. Не важно и то, что вдвое повышены не оклады, а оплата за часы, проведенные непосредственно у доски, при этом остальные составляющие остались прежними или даже уменьшились. Понятно, почему ни в одном докладе не звучат реальные цифры. У нас, например, в области предыдущего повышения не было, новые тарифные ставки были встречены гнетущим молчанием: 750 рублей – начинающий учитель, 1510 – учитель высшей категории, 14-й разряд. Если бы на всех уровнях, во всех реляциях последовательно называли эти мизерные цифры, стало бы ясно, почему в школах так мало этих самых начинающих и так много людей предпенсионного, пенсионного и даже просто преклонного возраста.
Впрочем, и их зарплата при всех категориях, разрядах и выслугах невелика. Если они разом уйдут на пенсию, полагаю, наше образование просто рухнет.
Итак, на плечи людей немолодых, но болеющих за свое дело, за детей, или хотя бы людей опытных, умелых и знающих ложатся все новые начинания сверху. Недавно у нас прошел слух о том, что столица отказалась от единого госэкзамена. А до нашего региона он как раз дошел, правда, нам пока точно не сообщили, подпадает ли под него нынешний выпуск, то есть нужно ли нам срочно перестраиваться самим и перестраивать детей. Никто из нас этих тестов в глаза не видел.
Помню благородный замысел, озвученный министром образования РФ: лучшие вузы отберут лучших, средние – средних и т.д. А кто же оплатит детям дорогу, расходы на проживание в другом городе? Кто из живущих в глубинке отличников сможет сегодня поехать учиться в столицу? Тот, кто может купить билет, чья стоимость сегодня равна чуть ли не годовому окладу учителя, сможет и место в вузе купить. Предлагая различные реформы и изменения в образовании, у нас много ссылаются на Европу и США. Я почитала, что пишут американцы о тестовой системе экзаменов. Лет десять-пятнадцать мучились с ней, теперь пришли к выводу, что она себя не оправдала, и отказались. Решили, что если большинство детей часто могут дать правильный ответ на вопрос, но теряются при виде теста, где взрослые составили несколько вариантов неправильных ответов, включив один правильный, то лучше придерживаться традиционных форм опроса. Мы что, тоже теперь лет десять проэкспериментируем?
Сознаюсь, я уже не девочка, но к физкультуре и спорту отношусь хорошо. И согласна с тем, что если все будут здоровы, то это будет лучше, чем если останется столько больных, сколько есть сейчас. Все же новая установка с самого верха вызвала легкую оторопь. Значит, теперь подай всем новый спортинвентарь, и уж это решит все наши беды. Идея, конечно, хорошая. Но вот летом 2000 года, как сейчас помню, была начата программа компьютеризации, особенно сельских школ. Мне стало интересно: значит, можно начинать новую кампанию? А что, компьютеры уже везде поставили и к Всемирной сети знаний всех подключили? Все долги по зарплате выплатили, привлекли молодых учителей в школы, обеспечили кадрами систему образования? Учительница из Иркутской области рассказывала осенью 2001 года замечательную историю. У них в школе поставили интернет-класс, а учителя все, ну вот весь коллектив – пенсионеры. Она поначалу забоялась, сама уже пенсионерка, но информатику ведет, ее и озадачило начальство: обучи всех педагогов школы новшеству! Собрала, говорит, педсовет, объяснила. Посидели бабушки-дедушки, подумали, мол, мы люди подневольные, начальство велело, пенсионеры – люди дисциплинированные. И решили: будем обучаться хотя бы азам, а там своих же внуков научим, а они нас. Обучились. Но волнует эту учительницу вот что: уйдут они все на пенсию совсем, куда деваться, что тогда будет со школой и с этим новым классом?
Конечно, футбольный мяч и “конь” стоят дешевле, чем компьютеры. Но я боюсь, что сильно пожилые учителя, которые еще смогут управиться с суперновым компьютером, не смогут уже по вполне объективным причинам освоить суперновый спортинвентарь. КТО БУДЕТ ОБЕСПЕЧИВАТЬ ВСЕ ЭТИ НОВЫЕ ПРОГРАММЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ? Вот я и говорю, радует безграничная вера правительства в наши силы.
Вечером смотрю новости, а на экране “бегущая строка” объявлений: “Школе требуются учителя математики, русского, иностранного, физкультуры, химии, физики”. Кадры, как известно, решают все. Решить бы сначала эту проблему, а уж потом, спросив мнение учителей, проводить реформы и эксперименты.

Нина КОПТЮГ
Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте