search
main
Топ 10
Тепляковы рассказали, как 10-летняя Алиса и ее 8-летний брат Хеймдалль сдали экзамены в вузе Сертификаты на приобретение квартиры и машины вручили лучшим педагогу и воспитателю Иркутска О Дне российской науки узнают школьники на «Разговорах о важном» 6 февраля Старшеклассников стали готовить к ЕГЭ на школьных уроках Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой – хороший повод вспомнить о культуре речи Минпросвещения представило проект нового порядка проведения ЕГЭ Даты последнего звонка и выпускного стали известны в Подмосковье В МАДИ назначили исполняющего обязанности ректора Конкурс «Педагоги года Москвы» стартовал: эксперты рассказали о номинациях и нововведениях в 2023 году ФИПИ начал публикацию методичек по проверке заданий ЕГЭ с развернутым ответом На рынке труда России возросла потребность в специалистах образовательной сферы Осталось совсем немного: подать заявление на участие в ЕГЭ можно до 1 февраля включительно Минкультуры РФ: репертуар театров соотнесут со школьной программой по литературе Минобрнауки: идет работа над единой системой преподавания истории от школы до окончания вуза Директора школы назначили председателем комитета образования Тамбова В Пятигорске выбрали лучших учителей и воспитателей Что такое родительское эмоциональное выгорание, и как выйти из этого состояния Каникулы в школах: как дети будут отдыхать во втором полугодии Перед открытием Года педагога и наставника шесть учителей Северной Осетии получили награды Минпросвещения Кто не справился или болел: 1 февраля одиннадцатиклассники написали итоговое сочинение
0

Сокровища языка. Теория, органически связанная с практикой

В издательстве «Дрофа» вышел в свет учебник В.В.Бабайцевой «Русский язык» для 10-11-х классов общеобразовательных учреждений филологического профиля, рекомендованный к изданию с грифом «Допущено Министерством образования Российской Федерации». Теоретическая часть учебника соответствует требованиям к содержанию, обозначенным в Стандарте среднего (полного) общего образования.

В книге эффективно реализуются следующие задачи, сформулированные автором в программе:

1) обобщение и систематизация изученного;

2) расширение теоретических сведений на основе обобщения ранее изученного;

3) совершенствование устной и письменной речи учащихся.

За этими скупыми деловыми формулировками скрывается богатое содержание, в котором простота изложения сочетается с глубиной освещения различных сторон русского языка.

В учебник входят разделы: «Общие сведения о языке», «Русский язык – один из богатейших языков мира», включающий понятие о тексте, описание типов речи, стилей литературного языка, его синонимики и т.д., «Культура речи», «Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка», «Принципы русского правописания», «Повторение изученного», «Обобщающие задания по орфографии и пунктуации», «Приложение (виды анализа единиц языка)» и другие. Этот перечень показывает, что теоретическая и практическая части учебника органически связаны между собой.

Подобранный материал не только декларирует, что «русский язык – один из богатейших языков мира», но и раскрывает сокровища русской речи. Все содержание учебника неназойливо, тактично воспитывает у старшеклассников любовь к русскому языку, вызывает восхищение им.

Прекрасно написаны разделы, описывающие стилистику и синонимику русского языка. Он рассматривается как развивающееся явление, чутко реагирующее на изменения в общественной жизни. Практическая часть книги поражает разнообразием типов упражнений: обновляются традиционные задания, оправдавшие себя в практике преподавания, предлагаются новые, совершенствующие устную и письменную речь школьников. Много внимания уделяется работе с текстом. Особо хочется отметить, что во всех разделах даны великолепные образцы русского языка в текстах, извлеченных из лучших произведений художественной, публицистической, научно-популярной литературы.

В учебнике есть материал для повторения ранее изученного, для осмысления правил правописания с точки зрения принципов орфографии и пунктуации. В практической части есть задания, выполнение которых способствует формированию орфографической зоркости и развитию языкового чутья.

Школа получает учебник нового типа. Он не только сообщает ценную информацию, но и учит размышлять, сопоставлять речевые факты, анализировать их, принимать участие в дискуссиях на различные темы, в том числе лингвистические, составлять свои тексты разных жанров, критически оценивать речь, которая звучит в общественных местах, на улице, в телевизионных передачах и т.д.

Вера ШАТАЛОВА, профессор, доктор педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте