search
main
0

Сокровища языка. Теория, органически связанная с практикой

В издательстве «Дрофа» вышел в свет учебник В.В.Бабайцевой «Русский язык» для 10-11-х классов общеобразовательных учреждений филологического профиля, рекомендованный к изданию с грифом «Допущено Министерством образования Российской Федерации». Теоретическая часть учебника соответствует требованиям к содержанию, обозначенным в Стандарте среднего (полного) общего образования.

В книге эффективно реализуются следующие задачи, сформулированные автором в программе:

1) обобщение и систематизация изученного;

2) расширение теоретических сведений на основе обобщения ранее изученного;

3) совершенствование устной и письменной речи учащихся.

За этими скупыми деловыми формулировками скрывается богатое содержание, в котором простота изложения сочетается с глубиной освещения различных сторон русского языка.

В учебник входят разделы: «Общие сведения о языке», «Русский язык – один из богатейших языков мира», включающий понятие о тексте, описание типов речи, стилей литературного языка, его синонимики и т.д., «Культура речи», «Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка», «Принципы русского правописания», «Повторение изученного», «Обобщающие задания по орфографии и пунктуации», «Приложение (виды анализа единиц языка)» и другие. Этот перечень показывает, что теоретическая и практическая части учебника органически связаны между собой.

Подобранный материал не только декларирует, что «русский язык – один из богатейших языков мира», но и раскрывает сокровища русской речи. Все содержание учебника неназойливо, тактично воспитывает у старшеклассников любовь к русскому языку, вызывает восхищение им.

Прекрасно написаны разделы, описывающие стилистику и синонимику русского языка. Он рассматривается как развивающееся явление, чутко реагирующее на изменения в общественной жизни. Практическая часть книги поражает разнообразием типов упражнений: обновляются традиционные задания, оправдавшие себя в практике преподавания, предлагаются новые, совершенствующие устную и письменную речь школьников. Много внимания уделяется работе с текстом. Особо хочется отметить, что во всех разделах даны великолепные образцы русского языка в текстах, извлеченных из лучших произведений художественной, публицистической, научно-популярной литературы.

В учебнике есть материал для повторения ранее изученного, для осмысления правил правописания с точки зрения принципов орфографии и пунктуации. В практической части есть задания, выполнение которых способствует формированию орфографической зоркости и развитию языкового чутья.

Школа получает учебник нового типа. Он не только сообщает ценную информацию, но и учит размышлять, сопоставлять речевые факты, анализировать их, принимать участие в дискуссиях на различные темы, в том числе лингвистические, составлять свои тексты разных жанров, критически оценивать речь, которая звучит в общественных местах, на улице, в телевизионных передачах и т.д.

Вера ШАТАЛОВА, профессор, доктор педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте