search
main
0

Соглашение с родителями,. или Как разорвать порочный круг

«Социальный лифт» – это словосочетание употребляют часто, когда идет речь о работе с детьми группы риска. Подразумевается, что таким образом их можно доставлять на «этажи социального благополучия». Как должен работать этот механизм? – вот вопрос вопросов. Об этой и других проблемах, касающихся семейного неблагополучия, мы говорили с Андреем КИБИРЕВЫМ, доцентом кафедры педагогики и психологии Хабаровского краевого института развития образования.С Андреем Александровичем мы встретились на XII Международной ярмарке социально-педагогических инноваций в Белгороде, где он представлял новую модель организации работы с детьми, находящимися в социально опасной ситуации, – так называемые социальные гостиные. Известно, что в последнее время акцент в работе с детским неблагополучием стал смещаться в сторону создания моделей и механизмов по выводу ребенка, а значит, и его семьи из социально опасного положения.

– Мы выделили социальное сиротство как ключевую проблему, – рассказывает Андрей Александрович, – ведь  сегодня социальное сиротство имеет ярко выраженную тенденцию к самовоспроизводству. Не видя примеров нормальных взаимоотношений  в семье, дети повторяют судьбу своих родителей. Поэтому актуальной становится задача прерывания порочного круга. Социальная гостиная – это место, в котором дети из неблагополучных семей после окончания уроков находятся под присмотром специалистов. Такая форма социально-педагогической деятельности появилась в Хабаровском крае в 2005 году. Опыт показал, что социальная гостиная помогает детям обрести физическое и духовное здоровье, способствует их полноценному развитию, а кроме того, восстанавливает утраченные связи и семейные отношения. Тем самым она выполняет роль социального лифта, помогая детям с проблемами успешно интегрироваться в современное общество. Возникает закономерный вопрос: а чем отличается соцгостиная от ГПД? Многим! Во-первых, в случае необходимости дети обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, школьными принадлежностями. Во-вторых, предусмотрены дополнительные занятия с педагогом по индивидуальным программам, ликвидация пробелов, развитие познавательных навыков. В-третьих, закрепленный за группой психолог помогает детям в решении проблем развития и социализации, преодолении психологических травм. Воспитатель не только помогает детям готовить уроки, но и способствует реализации творческих способностей, налаживает общение ребенка со сверстниками в группе. В-четвертых, разнообразные занятия в кружках, посещение бассейна, проведение подвижных игр и соревнований, посещение музеев, выставок предполагают и подключение родителей к организации досуга детей.  И наконец,  все научно-методическое сопровождение деятельности социальных гостиных осуществляет кафедра педагогики и психологии Хабаровского краевого института развития образования. «Особинка» социальных гостиных еще и в том, что работа с родителями детей из социально адаптированных семей занимает важное место в деятельности педагогов, воспитателей и других специалистов. При этом родители рассматриваются не как угроза для развития ребенка, а как нереализованный ресурс в его воспитании и социализации. Потому выстраиванию конструктивных отношений с партнерами по воспитанию детей уделяется самое пристальное внимание. Работа начинается со сбора информации от специалистов соцзащиты, участковых врачей, социальных педагогов о неблагополучных семьях в микрорайоне. Затем социальный педагог знакомится с семьями, где есть дети, и рассказывает о социальной гостиной, ее услугах и выгодах. Родителей приглашают  в удобное для них время  прийти на встречу и увидеть, как  специалисты  работают с детьми. Также проводится  собрание, на котором педагоги знакомят гостей с тем, как строится день в гостиной. А после собрания – обязательно детский концерт и дружеское чаепитие. Наряду с установлением контакта проводится диагностика семьи, чтобы педагогической команде выстроить индивидуальную программу реабилитации для каждой семьи. Для того чтобы родители лучше осознали свою ответственность за детей, с ними заключаются  договора о разделенной ответственности за воспитание ребенка.  Например, мама должна следить, чтобы сын или дочь не уходили в школу голодными, одежда была чистой и опрятной. Обязательные пункты для родителей –  необходимо  забирать ребенка из гостиной вечером, участвовать в совместных мероприятиях, приходить на встречи со специалистами. Кроме того, 2-3 пункта определяют конкретные проблемы воспитанника. Например, одним родителям предписывается заниматься с ребенком не менее часа в день, другим – не применять физические способы наказания. Этот список не должен быть большим, и он должен контролироваться. Договор не имеет юридической силы, но, как показала практика, родители стремятся его выполнять. Они начинают понимать, что никто не пытается винить их в бедах. Для работы с папами и мамами используются различные  формы. Одной из них стала еженедельная группа встреч для родителей. Ее проводят психолог-консультант и социальный педагог. Темы таких встреч формируются по ходу, в зависимости от результатов анкетирования, анализа ситуации. Так, недостаточное развитие навыков учебной деятельности у детей вывело педагогов на необходимость обучения родителей способам оказания помощи детям в выполнении домашних заданий. Взрослым пришлось сесть за парты, чтобы вспомнить школьный материал. Отрадно, что процесс обучения не вызвал у них сопротивления, а наоборот, появилось желание проявить себя и показать свои знания. Вовлечению родителей и детей в совместную деятельность служат мероприятия клуба «Семейный очаг». Активность пап и мам очень возросла после проведения праздников «День матери», конкурса «Папа, мама, я – спортивная семья» и других состязаний, где требовалось участие семейных команд. Ситуация успеха, признания со стороны детей и педагогов изменила взрослых людей. Родители стали осознавать необходимость в изменениях. Они увидели связь между их образом жизни и той ситуацией, в которой они оказались. За три года нахождения детей в социальной гостиной ни один ребенок не был изъят из семьи. Повторное тестирование показало снижение уровня тревожности, агрессии в группе детей. Отмечено улучшение психологического климата в семьях воспитанников. Судя по анкетам, увеличилось в два раза количество ответов детей «меня никогда не наказывают физически», родители используют более мягкие способы: временные запреты, порицание и т. д. Социальные гостиные – это весьма эффективная форма сопровождения и развития детей из неблагополучных семей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте