search
main
0

Софинансирование, льготный кредит, бюджетные места: способы улучшить подготовку инженеров предложили в Минобрнауки

В ходе заседания Совета при Президенте по науке и образованию в режиме видеоконференции, где речь шла об обеспечении основных направлений научно-технологического развития кадрами, глава Минобрнауки России раскрыл механизмы подготовки инженеров и предложил способы совершенствования этих механизмов.

Фото: пресс-служба Минобрнауки РФ

Валерий Фальков напомнил о стратегических проектах, реализованных для повышения качества инженерного образования и обеспечения научно-технологического развития кадрами. Так, в стране работают 50 передовых инженерных школ с участием более 250 высокотехнологичных компаний. Объем софинансирования со стороны этих партнеров составляет 42 млрд рублей, что на 12 млрд больше, чем образовательные организации получают от государства. Данный проект планируется распространить и усовершенствовать для достижения технологического лидерства.

Кроме того, качественному изменению в системе подготовки инженеров способствует программа «Приоритет-2030». В качестве примера глава ведомства привел работу Санкт-Петербургского государственного морского технического университета. Этот вуз, участвующий в реализации программы, стал значимым научно-технологическим центром, разработки его ученых внедряют на стратегических предприятиях страны.

Постепенно растет количество бюджетных мест в высших учебных заведениях на инженерные направления. При этом больше абитуриентов приходит на платное обучение. По сравнению с 2020 годом общий прием на обучение по инженерным специальностям увеличился на 21%. В прошлом году доля первокурсников-инженеров среди всех поступивших в вузы достигла 41%. По словам Валерия Фалькова, благодаря масштабной работе по активной подготовке инженерных кадров россияне все больше доверяют перспективам профессии инженера, об этом свидетельствует также готовность вкладывать собственные средства в инженерное образование.

Министр предложил совершенствовать подготовку инженерных кадров. Для этого, в частности, важным шагом станет переход на новую модель высшего образования. Уже второй год в стране реализуют пилотный проект. Участвующие в нем вузы вместе с работодателями составляют новый перечень специальностей, который позволит ответить на вызовы технологического лидерства. Инженеров станут готовить с понятной работодателю квалификацией и оптимальными сроками обучения. Магистратура позволит получить знания тем, кто имеет практический опыт.

Относительно механизмов планирования предложено перейти к финансированию образовательной программы, учитывая выделенное количество бюджетных мест без ежегодной корректировки на фактический контингент. Одновременно будет повышена ответственность за выпуск специалистов необходимого профиля и квалификации. До 70% бюджетных мест станут выделять вузам в первую очередь по приоритетным специальностям – без конкурса, на основе средних цифр за последние три года. При этом учтут стратегические приоритеты развития отраслей и регионов, качество приема и трудоустройства, зарплату выпускников. Еще предлагается выносить на конкурс около четверти бюджетных мест по неосновным направлениям. И 5% следует оставлять в резерве, они позволят гибко реагировать на меняющийся кадровый спрос.

Инициативы министра также касаются платного приема студентов на обучение в вуз. По мнению Валерия Фалькова, его необходимо регулировать, чтобы содействовать решению задач, стоящих перед государством. В частности, доступным предлагается сделать льготный образовательный кредит по ставке 3% лишь для поступающих на приоритетные специальности, прежде всего инженерные. Он отметил, что в настоящее время более трети кредитов студенты берут на получение экономического и юридического образования. Размер оплаты за обучение по договору не должен быть ниже реальных затрат на обучение. Полностью с содержанием заседания Совета при Президенте по науке и образованию можно ознакомиться на сайте Кремля.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте