search
main
0

Содружество добрых сердец

Опыт работы студентов Колледжа имени Карла Фаберже

Сегодня в Москве растут социальные инициативы, направленные на преобразования. В них вовлечен широкий круг граждан. В результате наблюдается повсеместное развитие волонтерского движения, которое является сильным катализатором всех социальных процессов, происходящих на данный момент в российском обществе.

Наш колледж не исключение. Помимо потребности в помощи мы пришли к осознанию того, что помогающей стороне эта деятельность не менее важна. Студент, который добровольно решил помочь нуждающемуся, сам нуждается в этом процессе. Данная деятельность помогает ему выстроить ряд социальных связей, стать важной частью социума.

Волонтерство на сегодняшний день предоставляет довольно значительный спектр возможностей для самореализации молодых людей во многих сферах. Благодаря волонтерской деятельности у молодежи развиваются следующие личностные качества: уверенность в себе, эмпатия, общительность, гибкость поведения, толерантность, ответственность, лидерские качества.

Мы спешим поделиться нашими успехами в этом нелегком труде и рассказать об одном из нескольких направлений волонтерской деятельности.

В ноябре 2018 года к нам обратилась региональная общественная организация инвалидов «Детский орден милосердия» при поддержке Комитета общественных связей города Москвы с предложением о совместной реализации проекта «Тепло сердец – тепло ладошек». Это уникальный социальный проект, адресованный маленьким незрячим москвичам, который объединил более 150 добровольцев разного возраста – от школьников до пенсионеров. Руководителем проекта является президент РООИ «Детский орден милосердия» Галина Владимировна Никанорова.

Участники вместе создают особые рукодельные книги и пособия, с помощью которых слепые и слабовидящие дети учатся познавать мир. Проект получил грант мэра Москвы и поддержку Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы.

Каждая книга, сделанная в рамках проекта, – это необычное издание, создаваемое вручную. Содержащаяся в ней информация воспринимается через тактильные ощущения: с помощью рельефных рисунков, объемных изображений, специально подобранной фактуры тканей или других материалов, крупного шрифта. Так слепые и слабовидящие дошкольники и ученики младших классов могут ознакомиться с предметами быта, научными понятиями, сказочными персонажами.

Проект непростой, ведь никто из студентов и преподавателей не сталкивался с проблемой слабовидящих и слепых детей, которые познают мир через тактильные книги. А в нашей стране стандартов по пошиву и созданию данных книг нет. Данные книги создают тифлопедагоги, сотрудники библиотек для слепых и родители слабовидящих детей. Наша работа была поэтапной, сначала мы прошли практико-ориентированный семинар, который длился три дня.

Участники проекта изучали тонкости создания таких необычных книжек с помощью пособия «Тактильные рукодельные издания в специальных библиотеках для слепых», выпущенного Российской государственной библиотекой для слепых в 2011 году. Взяв теорию за основу, технологию изготовления добровольцы осваивали на мастер-классах. В процессе создания авторских вариантов книг и пособий участников консультировали сотрудники библиотеки для слепых.

При создании наших тактильных рукодельных изданий мы старались, чтобы они соответствовали требованиям, изложенным в вышеупомянутом пособии: безопасность, эргономичность, особенности оформления.

Все наши книги приятны на ощупь, не содержат элементов, которые могли бы поранить руки (подогнута даже каждая колючка на елочках). Они легкие, изготовлены из экологически чистых материалов, и размер их оптимален для дошкольника. Их можно листать много раз, и страницы не деформируются.

Как показала практика, основная трудность выполнения требований к тактильным рукодельным книгам заключается в том, что при их изготовлении мастерицам необходимо постоянно преодолевать стереотипы зрячего восприятия окружающего мира. Чтобы такое издание приносило максимальную пользу читателю с проблемами зрения, большинство книг прошли экспертизу в Российской государственной библиотеке для слепых.

По завершении обучения состоялось подведение итогов домашнего задания по изготовлению тактильных рукодельных книг. Волонтеры подготовили книги по басне «Ворона и лисица», сказкам «Красная Шапочка», «Лиса и заяц» и «Веселый счет».
В проекте успешно решена важная задача – организовать всех добровольцев в единое межпоколенческое объединение. И только общими усилиями удалось достичь значительных результатов. За период с декабря 2018 по май 2019 года изготовлено более 120 тактильных рукодельных книг и пособий, которые в июне переданы в:

– школу-интернат №1 для обучения и реабилитации слепых Департамента труда и социальной защиты населения;
– дошкольные группы школы №1207;
– Российскую государственную библиотеку для слепых;
– журнал «Школьный вестник».

Все достижения проекта и находки мастериц были показаны участникам на мастер-классах, а затем получали дальнейшее развитие в творческих мастерских.

Изготовленные книги переданы слепым и слабовидящим детям. В дальнейшем проект будет усложняться тем, что силами студентов мы изготовим такие книги, которые легко можно «выпустить в тираж».

«Содружество добрых сердец» развивается, наши первокурсники подхватили эстафетную палочку создания тактильных пособий, встретившись 20 ноября 2019 года на семинаре в Российской государственной библиотеке для слепых с методистами и тифлопедагогами.

Итак, проект продолжается! Любой желающий может присоединиться к нему и создать свою мастерскую или подключиться к существующей работе. Звоните и приходите, добро пожаловать!

Наши достижения

– Разработана технология пошагового изготовления многостраничной книжки. Страницы готовят разные рукодельницы, но потом их можно собрать в книги разной конфигурации (книжки с листанием страниц, книжки-раскладушки).

– Налажено тиражирование по образцу книги, прошедшей экспертизу и получившей одобрение тифлопедагогов.

– Созданы яркие, красочные книги с применением техник рукоделия.

– Используются простые технологии передачи содержащейся в книге информации через тактильные ощущения. Например, способ шитья объемных фигур из текстиля, работа с пастой для ее превращения в кору дерева или в каменную стену дома, сборка из куска бархата кроны дерева или струящейся воды, изготовление букв для обложек книг, надписей в технике пейп-арт.

– Создана доброжелательная атмосфера для рукодельного творчества, проект открыт для новых участников.

Коллектив Колледжа имени Карла Фаберже

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте