Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Сочинители красоты. Модельер – это мучительные поиски собственного «я»

Учительская газета, №32 от 10 августа 2004. Читать номер
Автор:

Красоту можно видеть и не замечать. Ею можно любоваться, но не более. А еще ее можно сочинить. Придумать. И превратить в дело всей жизни, в профессию, которая будет приносить не только чувство глубокого творческого удовлетворения, но и неплохой доход. Что в наше время, согласитесь, немаловажно.

СтатфактПримерные доходы «модных» специалистов, по данным интернет-сайта Job.ruМодельер-конструктор – $350-800Модистка – $400Байер – $500 – 2000Дизайнер по ландшафту – $750-1500

По следам Зайцева

Если однажды вы заметили, что кто-то из ваших учеников постоянно что-то чертит и рисует, а потом из этих набросков рождаются не похожие ни на что костюмы: для мамы – свитер с фольклорными нотками, для себя – брюки с множеством карманов, для подруги – юбка с асимметричным подолом, – скорее всего, он без пяти минут модельер.

«Здесь карман, там вытачка…», «всю коллекцию делаем в черно-белых тонах» – слово модельера – закон. С ним не поспоришь. Но прежде чем ваш питомец сделает окончательный выбор, предупредите его, что карьера модельера состоит не только из богатых заказчиков, которые выстроятся к нему в очередь, не только из праздничных показов, цветов, аплодисментов и хорошеньких манекенщиц – это прежде всего мучительные поиски собственного «я», горы эскизов, отправленных в мусорную корзину, капризы клиентов, умение отстоять свою точку зрения и найти средства для создания новой, безусловно, гениальной коллекции. Модельер должен лично вникать во все детали – где и какую ткань закупить для очередной серии костюмов, какие фурнитуру, обувь и аксессуары подобрать. Модных дел мастер должен быть готов вмешаться на любом этапе, даже если на него работает целая команда. Должен постоянно держать руку на пульсе и суметь, если необходимо, повернуть реку вспять: убрать деталь, скрыть шов – и костюм уже смотрится совсем иначе.

Получив профессию модельера-конструктора, можно все силы отдать фабричному производству, где все поставлено на поток. Однако отсутствие мобильности творческой натуре, как правило, мешает. Хочется что-то подправить, скорректировать. Ан, нет. Все утверждено и уже в работе. Свободнее чувствует себя модельер, работающий в ателье. Если не может жить без театра, вакансия модельера-художника есть и здесь. Понадобятся знания истории костюма, литературы, времен и эпох. Но истинную свободу обретет тот, кто решит дорасти до настоящего независимого кутюрье, до собственного Дома моды. Это самый сложный, но при этом самый интересный путь.

Начать знакомство с профессией модельера можно в художественно-промышленных училищах или училищах, в названии которых есть слово «мода» или «дизайн». Так, в подмосковном Королеве работает техникум технологии и дизайна одежды. Специальности «моделирование и конструирование швейных изделий» обучают в Московском институте индустрии моды. Есть еще легендарная школа – Московский государственный текстильный университет им. А.Н. Косыгина, ставший сейчас академией (оттуда родом Вячеслав Зайцев и Виктория Андреянова) или Московский государственный университет дизайна и технологии (МГУДТ). В МГУДТ можно остановить свой выбор непосредственно на факультете дизайна костюма. Специальность выпускников технологического факультета говорит сама за себя: конструирование швейных изделий. Поступая в такие вузы, абитуриенты кроме традиционных письменных экзаменов по математике и русскому языку проходят творческое испытание по рисунку, живописи и композиции.

Храни меня, мой талисман

Говорят, кольца, серьги, браслеты и запонки, принадлежавшие еще нашим бабушкам и дедушкам, носить не стоит. Они свое отслужили. На них, как на нестираемой магнитофонной ленте, записаны судьбы предков, от этих таких невинных на первый взгляд камешков можно «заразиться» не только счастьем, но и бедой. Старинные украшения должны найти свое пристанище – вечный покой – в фамильной шкатулке и быть дорогой памятью. Это поверье заставляет задуматься о тайне ювелирного мастерства.

Бриллианты, изумруды, демантоиды, играющие всеми цветами радуги, погружают мастера в ирреальный, сказочный мир, делают волшебными его человеческие руки. К каждому камню нужен свой подход. Один любит солнечную погоду, другой – туманы.

Технология рождения украшений строго упорядочена. Сначала готовятся сплавы, которые превращаются в проволоку. С помощью лобзиков и напильников выпиливаются детали, которые спаивают и полируют. Затем крепится камень. Операция непростая, требующая точнейшего глазомера, вкуса и, конечно же, нечеловеческого терпения.

Постигнуть тайны ювелирного мастерства можно в учебных заведениях, которые специализируются на декоративно-прикладном искусстве и народных промыслах. В Москве это профессиональный лицей декоративно-прикладного искусства №332 им. Карла Фаберже. Вступительные испытания – рисунок, живопись, композиция. Высшим ювелирным образованием можно обзавестись на факультете дизайна МГУДТ. Программой курса предусмотрена специализация – дизайн аксессуаров, в том числе украшений.

И все-таки есть в этом деле, не терпящем суеты, какая-то мистика. Не случайно многие ювелиры-художники считают: ювелирные тайны передаются из поколения в поколение, из рук в руки. Потому все же учебу лучше начинать не в университетских аудиториях, а подмастерьем, под чутким присмотром настоящего Мастера.

Кто там в малиновом берете?

Помните, среди множества дел – покупки чемодана, визита к шляпнице, корсетнице, портнихе – Людмила Александровна, героиня одного из рассказов Тэффи, первым делом выбирает все же поход именно к шляпнице. Без нее настоящей женщине никак. Дама, на голове которой сидит шляпка, чувствует себя совсем иначе. Держит спину, в ее фигуре появляется горделивое величие, взгляд становится уверенным, даже говорит она по-другому.

Работая над шляпой, модистка идет по кругу, при этом нисколько не скучая. Делает каркас, формирует головку шляпы, занимается ее отделкой и художественным оформлением, используя бисер, бусы, цветы. Мастерицы шляпных дел работают с различными материалами – фетром, бархатом, кожей и мехом. Возвращение к жизни видавших виды головных уборов – тоже работа модистки. Придумываете ли новые модели, латаете ли дыры старых, вам не обойтись без точного глазомера, пространственного мышления, художественного воображения, вкуса и, конечно, аккуратности, тщательности и усидчивости.

Получить профессию модистки можно, как правило, в ПТУ, готовящих портных, или на специализированных курсах. Нижегородский техникум легкой промышленности и профессиональное училище №124 города Москвы готовы принять тех, кто видит себя «служителем головы». Среди шляпниц тоже встречаются звезды – не все же только модельерам сиять. Сегодня самая знаменитая российская модистка – Виолетта Литвинова, чудачка и большой талант, которая может и кастрюлю в произведение шляпного искусства превратить.

Ой, полным-полна моя коробушка

Надобность в этой профессии, которой и в образовательных стандартах-то нет, почувствовали недавно, когда один за другим стали появляться бутики. Но мало кому удавалось удержаться на плаву. Не покупают, что странно, хотя весь товар привезен с последних показов. Вот тут-то и приходит на помощь байер – специалист по закупке модной одежды. В бутике он чуть ли не главный персонаж, иногда даже главнее директора. Он «сочиняет» ассортимент. И понятно, успех продаж зависит от того, насколько он будет точен в своих аналитических профессиональных расчетах и прогнозах, насколько верен его модный нюх, как хорошо он понимает и соотносит между собой спрос и тенденции. Большая часть жизни байера проходит в командировках, в том числе и заграничных, где он встречается с продавцами и дизайнерами. Посему не обойтись без недюжинной коммуникабельности и, естественно, прекрасного знания английского языка.

Одного профессионала интересует только мужская одежда, другого – женская, третьего – смешанные коллекции. Все зависит от специализации магазина, его концепции и стиля. Если байер работает в магазине массовой одежды, то ему постоянно приходится посещать выставки, ярмарки. Дорогие бутики ждут эксклюзивных коллекций, которые покупаются в Париже, Милане, Лондоне. В обоих случаях байеру не обойтись без умения «видеть вещь на покупателе», ведь ему важно понять, будет ли эта одежда пользоваться спросом.

Индустрия моды развивается, модных магазинов становится все больше и больше, так что потребность в таких специалистах постоянно растет. К сожалению, в вузах этой специальности пока не обучают. Дорога к профессии байера лежит через смежные специальности – дизайн, маркетинг и менеджмент в моде. Московский институт индустрии моды готовит специалистов по всем этим направлениям. Кроме литературы, русского и иностранного языков сдается экзамен по рисунку. Обучение платное. Бюджетные – бесплатные – места есть в Московской государственной текстильной академии им. А.Н. Косыгина и в Московском государственном университете дизайна и технологии. Дополнительное образование по курсу «Менеджмент и коммуникации в индустрии моды» можно получить в Высшей школе экономики.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту