Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Собраться вместе есть начало. Держаться вместе есть прогресс. Работать вместе есть успех

УГ - Москва, №12 от 22 марта 2016. Читать номер
Автор:

​Могут ли дети сами позаботиться о своем будущем? Вполне. Только для этого они должны осознать, что их мнение о происходящем сегодня должно цениться взрослыми. И тогда они, только еще вступающие на путь самостоятельности, смогут говорить с родителями и учителями, политиками и учеными на равных. Об экзаменах и волонтерском движении, об информационной пропаганде и личностных достижениях, о своих истинных желаниях и о перспективах родной страны. Слет детских общественных советов при уполномоченных по правам ребенка доказал то, что возраст не стал препятствием для общения школьников из разных регионов Центрального федерального округа с теми, кто традиционно вершит их судьбы.

На базе образовательного центра «Команда» дворца «Воробьевы горы» обсуждали наиболее острые вопросы, волнующие молодых людей сегодня, и то, что беспокоит взрослых. Педагоги говорили о детском насилии и суициде, дети рассуждали о нравственности и способах расширения пространства.Кандидат психологических наук, декан факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета Татьяна Сахарова рисовала страшные картины своеобразных современных ритуалов по завоеванию авторитета. Троллинг (психологический и социальный феномен зародился в 1990-х в Usenet. Многие люди один или два раза пробовали публиковать провокационные сообщения во Всемирной паутине просто из любопытства, а для кого-то довести другого до панического состояния исподтишка стало смыслом жизни), буллинг (впервые термин использовал британский журналист Эндрю Адамс в 1990 году применительно к издевательствам на работе), хейзинг (эквивалент древних обрядов перехода и инициации, связанный с вступлением в закрытое мужское сообщество). Страх стать жертвой насилия у юных особ обоих полов весьма велик. А источники агрессии, борющиеся за свое влияние в коллективе, становятся все моложе. Психолог предложила педагогам методы предотвращения школьных трагедий. И предупредила, что следует быть крайне внимательными к подобным конфликтам, неосторожным действием можно разрушить жизни.О том, как хрупка в юности связь с реальным миром, рассказала доктор педагогических наук, заведующая кафедрой социальной педагогики и психологии Московского педагогического госуниверситета Елена Ливанова. Воспитание детей – интенсивный труд, когда и дня нельзя пропустить. Юная душа необычайно уязвима, любое неловкое вмешательство может привести ребенка к необратимым процессам страдания, выход из которого он видит только в смерти. Быть взрослым – значит быть мудрым и не допустить этого.Но любые рекомендации самых предусмотрительных людей порой разбиваются о жизненные ситуации, которые словно в насмешку выстраивают перед нами неразрешимые психологические ребусы. И это продемонстрировал фильм «Эксперимент 2: Волна» Денниса Ганзеля, который стал заданием для диспута в дискуссионном клубе. Фильм о тонком и здравомыслящем учителе, благой замысел которого привел к трагедии.Впрочем, не все мероприятия слета носили столь зловещий характер. Пока взрослые спорили о том, как уберечь детей от страшных душевных терзаний, дети обустраивали завтрашний день – они сочиняли проекты. Им было не до печалей, они творили будущее. Восемь групп прорабатывали план действий своих заданий. У каждой команды была своя тема – «Государственная итоговая аттестация – форма и содержание», «Интернет как средство коммуникации и среда безопасного общения», «Инклюзия – часть современной системы образования и форма взаимодействия людей с разным состоянием здоровья в современном обществе», «Как построить свой рабочий день, чтобы получить максимальные знания и сохранить здоровье», «Кто защитит права учащихся: ученический совет или школьный омбудсмен?», «Как организовать «почту доверия» уполномоченного по правам ребенка», «Российское движение школьников. История. Современность. Перспективы», «Русский язык и литература в школе: урок, экзамен, факультатив. Сочинение», «Спорт в жизни подростка, спортивное детское правительство. Волонтерство на чемпионате мира по футболу-2018». Проект должен быть внятным, доступным для реализации, четко продуманным в организации, ведь он может обрести жизнь, если его примет большинство участников слета, проголосовав «за» на представлении. Следовательно, кто-то из этих юнцов окажется автором исторического документа. Когда уж тут хандрить или выяснять отношения?!А впереди еще круглые столы, где, словно рыцари короля Артура, они будут решать важнейшие проблемы современности с весьма важными персонами, депутатами и журналистами, чиновниками и политиками. Темы – «Государственная итоговая аттестация: форма и содержание», «Принципы и основы проектной деятельности», «Коммуникация детей и уполномоченных, эффективная связь между детским и взрослым социумом», «Как не стать проигравшим в информационной войне: где правда, а где иллюзии?», «Траектория жизненного успеха: секреты и риски», «Искусство коммуникации – искусство быть собой». Собеседники – председатель Комиссии по образованию Московской городской Думы Антон Молев, заместитель руководителя Департамента образования Москвы Игорь Павлов, член Общественной палаты Российской Федерации Любовь Духанина, уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович, телеведущая и уполномоченный по правам ребенка в Московской области Оксана Пушкина, заместитель декана факультета педагогического образования, преподаватель Московского государственного университета имени Михаила Ломоносова Алексей Кошель.С результатами разговора модераторы ознакомили на общем сборе. Президент образовательного холдинга «Наследник», заведующая кафедрой Национального исследовательского ядерного университета МИФИ, член координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, член Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России Любовь Духанина вела со школьниками беседу о государственной итоговой аттестации.Начала член Комиссии при Президенте РФ по развитию системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи и совершенствованию проведения единого госэкзамена с того, что поблагодарила ребят, которые работали в ее группе, ведь Любовь Николаевна занимается контролем над единым экзаменом ровно столько, сколько он существует. И вопросы ребят, их выступления, на ее взгляд, показали, что они уже сегодня говорят об итоговой аттестации с позиции профессионалов. Не хуже, чем анализируют взрослые. На круглом столе они вместе обсудили те проблемы, которые возникают у ребят в связи с экзаменами. И те сказали, что основной проблемой, которая оказывает на них психологическое давление, является однократность сдачи.- А мы уже давно, – отметила лауреат Премии Правительства РФ, почетный работник общего образования России, – выдвигаем идею многократной сдачи. Создана специальная группа, состоящая из членов Общественной палаты, работников Рособрнадзора и депутатов Госдумы, которые сейчас ищут механизм, как это закрепить. Мы говорили о том, что, когда ребята готовятся к экзаменам сами, тоже не всегда имеют возможность запланировать свою работу точно. Это происходит и в силу незнания какой-то информации, и в силу сложившейся традиции подготовки. Ведь мы готовимся к сдаче экзаменов в 9-м классе – в 9-м классе, к экзаменам по итогам 11-го класса – в 11-м. Отмахиваясь от разумного: «10-й класс по российской традиции – это год отдыха». А жизнь показывает, что к этому вопросу необходимо подходить немного по другому. Конечно, когда мы концентрируем нашу подготовку на финальном этапе, не всегда удается наверстать то, что частично забыто, чему учились в предыдущие годы.Также на круглом столе с Любовью Духаниной ребята обсудили, как превратить единый государственный экзамен из механизма жесткого контроля в ситуацию доброжелательного независимого оценивания знаний. Дети говорили о том, что реакция государства на нечестное поведение некоторых учеников во время экзаменов превратила классы для ЕГЭ в зону тотального надзора. О том, что не везде подготовка к экзамену в школе достаточна, а доступ к образовательным ресурсам в глубинке бывает довольно-таки затруднительным. И ребята подкинули общественному деятелю интересную мысль. Есть мониторинг, проводимый взрослыми общественными наблюдателями, а вот детского нет! На эту мысль навели политика рассказы ребят, как они то и дело сталкиваются с предложениями оплатить подготовительные курсы вуза, обещая за это гарантированное поступление на бюджетные места.- Конечно, сегодня нет юридического механизма, который мог бы гарантировать детям наблюдение за процессом сдачи экзамена, – подытожила Любовь Духанина. – Но это новация в нашем образовательном пространстве. И как любая новация, которую следует изучать, я бы предложила провести такой совместный мониторинг. Потому что главной задачей для меня все годы моей деятельности является защита интересов детей. И с точки зрения реализации их прав, и с точки зрения создания для них условий для качественного образования, и с точки зрения их профессионального роста на территории нашей страны. Я за возможность диалога. Мне он интересен. И мне хочется, чтобы ребята мечтали и выстраивали путь к своей мечте, чтобы рядом было много друзей, много взрослых, которые готовы оказывать поддержку, чтобы наша страна была великой, все лучшие возможности для наших ребят должны быть в России.В Москву на этот раз приехали девчонки и мальчишки из Белгородской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Московской, Рязанской, Смоленской, Тверской, Тульской, Ярославской областей. Работа в командах помогла им почувствовать плечо друга, и не важно, из какого он города и региона, сегодня о расстояниях можно забыть, а завтра про общие идеи и эти чудесные весенние дни, проведенные вместе, напомнит месседж. Все они, делегаты слета, разные. И все они похожи.- Ученики, – улыбнулся заместитель руководителя Департамента образования Москвы, кандидат психологических наук, доктор экономических наук, почетный работник среднего профессионального образования РФ Игорь Павлов. Он вел с ними беседу о принципах и основах проектной деятельности. – Ребята многого добились в этой жизни сами, но, приехав сюда, они приняли вид покладистых слушателей. Они приготовились не предлагать решения, а в очередной раз соглашаться с тем, что скажут им взрослые. А это неправильно. Цель этой встречи совсем иная. Мы тоже у вас учимся.Форум, убежден Игорь Сергеевич, хорошая площадка для анализа своих целей. В мозговом штурме диспутов можно задуматься, чем истинные цели отличаются от фантазийных, и понять, что за ними всегда стоит практика действий. Придумать можно многое, но если ничего не делать, все это канет в пустоту. Впрочем, на слет собрались не досужие мечтатели. У ребят активная жизненная позиция, и они успели многое – создать удобный портал, который обрел популярность в родном городе, организовать работу волонтерской группы, наладить связь с общественными структурами и ведомствами.- Для того чтобы уметь в жизни добиваться собственных целей, уметь действительно проектировать свою жизнь, – подчеркнул Игорь Павлов, – необходимо владеть культурой проектных технологий. Сегодня мы живем в многообразии проектов. Ведь вся социальная жизнь человека так или иначе связана с реализацией того или иного проекта. Но ни один проект не будет успешным, если не знать четко, кому и зачем он нужен.И очень важно, считает кандидат политических наук, член московского штаба Общероссийского народного фронта, член Союза журналистов России Алексей Кошель, получать сегодня информацию из разных источников. Иначе можно обмануться.Кандидат философских наук, победитель конкурса «Учитель года России-2011», почетный работник общего образования РФ Антон Молев весьма сожалел, что не мог присутствовать на каждом круглом столе. В это время у них с ребятами шла своя открытая дискуссия, они говорили о траектории жизненного успеха. И в этой беседе не было руководства к действию, ответ на такие вопросы, убежден Антон Ильич, каждый дает самостоятельно.- Этот разговор заставил и меня задуматься, – поделился депутат, – о том, как быть, когда на вашем публичном социальном пути на вас косо смотрят, критикуют, сомневаются и не верят в вашу искренность. О том, как, вставая на поприще политика, пытаться сохранить человеческий облик и не совершить ошибок с морально-этической точки зрения. О том, какими качествами должен обладать человек, чтобы добиться жизненного успеха. Это и было той палитрой вопросов, которые мы обсуждали. И я бы с радостью продолжил этот диалог. У меня осталось еще много вопросов к ребятам. А на мой взгляд, готовность задавать вопросы, задумываться, сомневаться, но продолжать движение – это и есть траектория жизненного успеха.Про искусство быть собой говорила с молодыми людьми и Оксана Пушкина. После этого разговора журналистка резюмировала:- Случайных встреч не бывает. Не бывает и случайных форумов. Это уникальная платформа не только для ребят, но и для нас, взрослых. Мы говорим «открытая власть», и в этой аудитории этот термин принимает не формальное значение, а показывает – именно так должны общаться люди, чиновники. Участники слета – активные граждане нашей страны, и от них очень многое зависит. Невозможное возможно, это абсолютно точно.- Нельзя говорить об участии ребят в принятии решений, а самому стоять и отвечать на все вопросы, – резюмировал кандидат педагогических наук, автор школьных учебников, задачников и методических пособий по математике, заслуженный учитель России, лауреат Премии Правительства РФ Евгений Бунимович. – Надо научиться общаться, работать с очень разными людьми. Умными и не очень, ленивыми и стремительными, добрыми и не слишком хорошими. Этот слет наглядно доказал, казалось бы, очевидное – вопросы, связанные с детьми, нужно обсуждать с ними самими. Были споры, были дискуссии, был выход на более глубокий уровень. И от создания детских общественных советов мы перешли вообще к построению гражданского общества и выстраиванию демократических процедур. Без создания равных условий в разных уголках нашей страны для всех у нас ничего не получится. И задача этих молодых людей в том, чтобы в каждом регионе, невзирая на все особенности и проблемы, услышали их голос, их желание построить нормальные условия для своей жизни.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту