Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Новый подход

Собеседование на вакансию «восьмиклассник»

УГ - Москва, №17 от 27 апреля 2021. Читать номер
Автор:

Часто приходится слышать, что современная школа оторвана от реальности. Мол, там учат только совершенно бесполезной теории. А дети то и дело повторяют: «Мне эта ваша математика в жизни не пригодится!» Чтобы развеять этот миф, педагоги школы №1392 имени Д.В.Рябинкина придумали и третий год подряд проводят деловую игру, которую можно назвать образовательным событием или метапредметным уроком для учеников седьмых классов «Собеседование».

Здесь переплетены сразу три актуальные задачи. Первая – отойти от традиционного формата урока, когда учитель говорит, а дети записывают. Вторая – перейти от теории к практике. Третья – выстроить сотрудничество не только между учениками одной параллели, а наладить эффективное взаимодействие между классами. Для этого потребовалось организовать такое событие, в котором дети из нескольких параллелей помещались бы в незнакомую, приближенную к реальности ситуацию, где им нужно быстро сориентироваться и получить практически полезный опыт. И все это в рамках урочной системы. Так родилась идея «Собеседования», которое проходит в два этапа.

На первом семиклассникам предлагается составить резюме (плюс один полезный навык в копилку) на вакансию «ученик 8‑го класса»: это, без вариантов, их будущая профессия. В документе дети указывают свои основные (предметные) и дополнительные навыки, опыт работы (детский сад, начальная школа, кружки и секции), даже желаемый уровень заработной платы (естественно, в отметочном эквиваленте). Все это служит для того, чтобы не только подготовить учеников непосредственно к собеседованию, но и дать им импульс к размышлениям: кто они, чего хотят и что уже могут. Именно поэтому для участия выбирается параллель 7‑х классов: 12‑14 лет – возраст, когда в организме уже в полную силу ощущается взросление, меняется образ мышления, выстраиваются новые, взрослые интересы, начинается этап более критического восприятия людей, мира и себя.

Второй этап – само собеседование. Для этого выделяется отдельное помещение, обычно просторная аудитория или актовый зал, где располагаются интервьюеры. В этом качестве выступают девушки и юноши из 10‑х и 11‑х классов, готовые не только критически взглянуть на пришедших к ним кандидатов, но и поделиться своим опытом. У тех, кто будет опрашивать соискателей, есть именные таблички на столах и примерный список вопросов (это типовые вопросы для собеседований, адаптированные под нашу вакансию), а также список кандидатов с заранее отсор­тированными резюме. Задача – поставить учащихся в незнакомую стрессовую ситуацию и посмотреть, смогут ли они найти из нее выход. И соискатели, и интервьюеры всегда подбирают красивое решение!

Многие участники собеседования открываются с новой стороны. Кто-то демонстрирует выдающиеся административные навыки, кто-то, обычно тихий и неприметный в классе, с первых слов завоевывает расположение собеседника, а кто-то, наоборот, из грозы класса превращается в неуверенного подростка под внимательным взглядом старшеклас­сника.

После собеседования кандидат отправляется на сеанс рефлексии с учителем, который все это время, не вмешиваясь, наблюдает за происходящим. Учитель здесь организатор процесса и тот, кто следит за тем, чтобы действие разворачивалось именно в рамках образовательного события. Задача педагога – подготовить все для комфортной работы, а потом обсудить с детьми, как прошло собеседование и как этот опыт может помочь им в реальной ситуации. В завершение интервьюеры дают общее описание собеседования: как оно прошло, где ребята проявили себя эффективно, а над чем еще стоит поработать. Результаты семиклассники увидят в формате списка, где напротив их фамилий будет стоять один из вердиктов:

– принят – собеседование прошло успешно, «5»;
– испытательный срок – были некоторые недочеты, над которыми надо работать, но в целом все хорошо, «4»;
– отказ – собеседник на данном этапе не проявил тех качеств, которые бы показывали его готовность к дальнейшему обучению и жизни после школы.

В итоге мы получаем уникальный набор различных личностных и метапредметных результатов. У детей появляются опыт участия в собеседовании, возможность оценить себя со стороны и навык ориентирования в незнакомой обстановке. Старшеклассники тоже приобретают полезный опыт собеседования и учатся демонстрировать себя с позиции взрослого, от решения которого зависит будущее другого человека. Учитель открывает своих подопечных с совершенно новой стороны. Иногда результаты собеседования оказываются непредсказуемыми. Так, в этом году интервьюеры в ходе собеседования выявили проблему в классе, о которой затем сообщили педагогу, и тот работает над этим.

Николай НОГИН, учитель истории и обществознания школы №1392 имени Д.В.Рябинкина


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt